Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТРА́ШНЫЙ СУД

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 303-304

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Протоиерей Вадим Леонов., В. О. Бобровников, А. В. Пожидаева, З. В. Юровская (Иконография)

СТРА́ШНЫЙ СУД (Суд­ный день), эс­ха­то­ло­ги­че­ское со­бы­тие, ко­гда Бог бу­дет су­дить всех лю­дей за их до­б­рые и злые де­ла. Уче­ние о С. с. за­ни­ма­ет важ­ное ме­сто в хри­сти­ан­ст­ве, ис­ла­ме и иу­да­из­ме.

«Страшный суд». Фреска южного притвора церкви Кахрие-джами в Стамбуле (ок. 1320).

В Вет­хом За­ве­те С. с. упо­ми­на­ет­ся как «день Гос­по­день», ко­гда Бог вос­тор­же­ст­ву­ет над про­тив­ни­ка­ми. В позд­ней­шем иу­да­из­ме это по­ня­тие вы­тес­ни­ли мес­си­ан­ские на­строе­ния.

Со­глас­но хри­сти­ан­ско­му уче­нию, С. с. пред­ва­рят го­не­ния на ве­рую­щих, рас­про­стра­не­ние лож­ных ре­лиг. уче­ний, тор­же­ст­во гре­ха в об­ще­ст­ве, вой­ны, бед­ст­вия, при­род­ные ка­так­лиз­мы и пр. Не­по­сред­ст­вен­но пе­ред С. с. про­изой­дёт вос­кре­се­ние мёрт­вых и со­ше­ст­вие с не­ба Ии­су­са Хри­ста в со­про­во­ж­де­нии ан­ге­лов и свя­тых. Не­смот­ря на мно­же­ст­во пред­ска­за­ний, при­ше­ст­вие Хри­ста ста­нет для боль­шин­ст­ва лю­дей вне­зап­ным. На суд пред­ста­нут все без ис­клю­че­ния лю­ди – и хри­стиа­не, и языч­ни­ки, и не­ве­рую­щие. Не­хри­стиа­не бу­дут су­ди­мы в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном со­вес­ти и ес­те­ст­вен­ным нрав­ст­вен­ным за­ко­ном. Пред­ста­нут на суд и пад­шие ан­ге­лы. По уче­нию пра­во­слав­ной Церк­ви, С. с. ну­жен не Бо­гу, Ко­то­рый всё зна­ет, а лю­дям для осоз­на­ния их нрав­ст­вен­но­го со­стоя­ния. По­сле су­да че­ло­ве­че­ст­во бу­дет раз­де­ле­но на пра­вед­ни­ков, на­сле­дую­щих веч­ное бла­жен­ст­во с Бо­гом, и греш­ни­ков, вме­сте с диа­во­лом и пад­ши­ми ду­ха­ми об­рёк­ших се­бя на веч­ное стра­да­ние, свя­зан­ное с ли­ше­ни­ем об­ще­ния с Бо­гом. За­тем на­сту­пит веч­ное Цар­ст­во Бо­жие.

С. с. (День Су­да, под­счё­та, стоя­ния, вос­ста­ния из мёрт­вых), один из гл. дог­ма­тов ис­ла­ма, упо­мя­нут в Ко­ра­не (1:4/3; 69; 75; 81–84, 94–101 и др.), де­та­ли­зи­ро­ван в ха­ди­сах и сис­те­ма­ти­зи­ро­ван му­сульм. бо­го­сло­ва­ми 9–12 вв. С. с. пред­ше­ст­ву­ют по­яв­ле­ние ад-Дад­жжа­ля, Яд­жуд­жа и Мад­жуд­жа (Го­га и Ма­го­га), про­ро­ка Исы (Ии­су­са), го­во­ря­ще­го зве­ря из-под зем­ли и по­бе­да над си­ла­ми зла Мах­ди. О на­ча­ле С. с. воз­вес­тит тру­ба ан­ге­ла Ис­ра­фи­ла. Звёз­ды упа­дут с не­бес, мо­ря пе­ре­пол­нят­ся, го­ры сдви­нут­ся с мес­та, а все жи­вые ум­рут. По вто­ро­му гла­су тру­бы мёрт­вые всех вре­мён ожи­вут, бу­дут дол­го и му­чи­тель­но сто­ять пе­ред Ал­ла­хом, доп­ра­ши­ваю­щим их об их по­ступ­ках, за­пи­сан­ных в кни­гах. Гре­хи и до­б­рые де­ла бу­дут взве­ше­ны на ве­сах. Про­рок Му­хам­мед за­сту­пит­ся пе­ред Ал­ла­хом за му­суль­ман, для не­ко­то­рых греш­ни­ков ад­ские му­че­ния не бу­дут веч­ны­ми. По­том лю­ди прой­дут по мос­ту Си­рат (сы­рат): греш­ни­ки низ­верг­нут­ся в ад, а пра­вед­ни­ки по­па­дут в не­бес­ные са­ды.

Иконография

Про­об­ра­за­ми ком­по­зи­ции С. с. в ран­не­хри­сти­ан­ском иск-ве мож­но счи­тать об­ра­зы Хри­ста-Су­дии (мо­заи­ка ап­си­ды ц. Сан­та-Пу­ден­циа­на), свя­зан­ные с те­мой Вто­ро­го при­ше­ст­вия (рель­еф две­рей ц. Сан­та-Са­би­на, ок. 422–432, мо­заи­ка ап­си­ды ц. Сан­ти-Кос­ма-э-Да­миа­но, 526, все в Ри­ме) или слу­жа­щие ил­лю­ст­ра­ция­ми притч о С. с. (мо­заи­ки не­фа ц. Сант-Апол­ли­на­ре-Нуо­во в Ра­вен­не, нач. 6 в.) ли­бо о де­вах ра­зум­ных и не­ра­зум­ных (Рос­сан­ское Еван­ге­лие, 6 в., му­зей со­бо­ра, Рос­са­но).

В ран­не­ви­зан­тий­ском иск-ве те­ма С. с. во­пло­ща­лась в изо­бра­же­нии Вто­ро­го при­ше­ст­вия в об­ра­зе Хри­ста во сла­ве, вос­се­даю­ще­го на ра­ду­ге в ок­ру­же­нии тет­ра­мор­фов (мо­заи­ка ап­си­ды ц. Св. Да­ви­да в г. Фес­са­ло­ни­ки (кон. 5 – нач. 6 вв.), а так­же по­сред­ст­вом раз­вёр­ну­то­го изо­бра­же­ния Воз­не­се­ния (Еван­ге­лие Рав­ву­лы, 586, Б-ка Лау­рен­циа­на, Фло­рен­ция) и но­во­за­вет­ных притч. Мно­го­ре­ги­ст­ро­вая ком­по­зи­ция С. с. на­чи­на­ет скла­ды­вать­ся, ве­ро­ят­но, ещё до по­бе­ды ико­но­по­чи­та­ния, но наи­бо­лее ран­ние изо­бра­же­ния от­но­сят­ся к кон. 9 – нач. 10 вв. (фре­ски в нар­тек­се ц. Св. Сте­фа­на в Кас­то­рии и др.). Ико­но­гра­фич. схе­ма С. с. окон­ча­тель­но скла­ды­ва­ет­ся в 11–12 вв.: в верх­нем ре­ги­ст­ре Хри­стос вос­се­да­ет на пре­сто­ле в ок­ру­же­нии апо­сто­лов и не­бес­но­го во­ин­ст­ва (ино­гда до­бав­ля­ют­ся Бо­го­ро­ди­ца и Ио­анн Кре­сти­тель в ка­че­ст­ве за­ступ­ни­ков); от пре­сто­ла нис­хо­дит ог­нен­ная ре­ка, в ко­то­рую ан­ге­лы от­прав­ля­ют греш­ни­ков; пра­вед­ни­ки на­хо­дят­ся спра­ва от ог­нен­но­го по­то­ка одес­ную Хри­ста; в ниж­нем ре­ги­ст­ре пред­став­ле­ны Рай и Ад (ми­ниа­тю­ра Еван­ге­лия Сту­дий­ско­го мон., кон. 11 в., Нац. б-ка, Па­риж, ико­ны из Си­най­ско­го мон. Св. Ека­те­ри­ны, 12 в., мо­заи­ка зап. сте­ны ц. Сан­та-Ма­рия-Ас­сун­та на о. Тор­чел­ло в Ве­не­ции, 12 в.). В мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си С. с. обыч­но изо­бра­жа­ет­ся в зап. час­ти хра­ма.

Та­кая ико­но­гра­фия С. с. со­хра­ня­ет­ся в др.-рус. мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си [фре­ски церк­вей Ки­рил­лов­ской в Кие­ве (12 в.), Спа­са на Не­ре­ди­це в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де (кон. 12 в.), Дмит­ри­ев­ско­го со­бо­ра (2-я пол. 1190-х гг.) и Ус­пен­ско­го со­бо­ра (1408, Ан­д­рей Руб­лёв и Да­ни­ил Чёр­ный) во Вла­ди­ми­ре] и в ико­но­пи­си (ико­на кон. 14 – нач. 15 вв. из Ус­пен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, и др.). За­мет­ное влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние ком­по­зи­ции С. с. в др.-рус. жи­во­пи­си ока­за­ло апо­ка­лип­тич. ви­де­ние из Жи­тия Ва­си­лия Но­во­го (ц. Бо­го­ро­ди­цы Сне­то­гор­ско­го мон. во Пско­ве, нач. 14 в. и др.).

«Страшный суд». Рельеф тимпана церкви Сент-Фуа в Конке (ок. 1125).

В зап.-ев­роп. иск-ве в до­ро­ман­скую эпо­ху ак­цент де­ла­ет­ся на отд. апо­ка­лип­тич. ви­де­ни­ях: в кон. 8 – 11 вв. рас­про­стра­ня­ют­ся сце­ны «Хри­стос во сла­ве» и «По­кло­не­ния агн­цу» (Биб­лия из Му­тье-Гран­валь, ок. 840, Брит. б-ка, Лон­дон). Ок. 800 скла­ды­ва­ет­ся мно­го­ре­ги­ст­ро­вая ком­по­зи­ция на ос­но­ве ви­зант. об­раз­цов (фре­ски на зап. сте­не ц. Св. Ио­ан­на в Мюс­таи­ре, ок. 800; в ц. Св. Ге­ор­гия в Обер­цел­ле на о. Рай­хе­нау, ок. 1000), ко­то­рая вклю­ча­ет об­раз Хри­ста-Су­дии в ман­дор­ле, с ан­ге­ла­ми и апо­сто­ла­ми, сце­ну «Вос­кре­се­ние мёрт­вых» (со­хра­ня­ет­ся в итал. иск-ве до 14 в.). Па­рал­лель­но рас­про­стра­ня­ют­ся цик­лы из не­сколь­ких сцен, вдох­нов­лён­ных Апо­ка­лип­си­сом (ми­ниа­тю­ры ка­ро­линг­ских и от­то­нов­ских ру­ко­пи­сей, фре­ско­вые цик­лы в ц. Сан-Пьет­ро-аль-Мон­те в Чи­вате, Лом­бар­дия, 1098; в крип­те со­бо­ра в Ана­ньи, 13 в.). В ро­ман­ской и го­тич. скульп­ту­ре со­хра­ня­ет­ся до­ро­ман­ский тип апо­ка­лип­тич. ви­де­ния с Су­ди­ёй на пре­сто­ле, фи­гу­ра­ми 24 стар­цев (тим­пан ц. Сен-Пьер в Му­ас­са­ке, ок. 1120) и че­ты­рёх апо­ка­лип­ти­че­ских жи­вот­ных (тим­пан Ко­ро­лев­ско­го пор­та­ла в со­бо­ре в Шар­тре, 1145–55). По­яв­ля­ет­ся тип Су­дии с кре­стом и др. ору­дия­ми Стра­стей (рель­е­фы тим­па­нов ц. Сент-Фуа в Кон­ке, ок. 1125, и ц. Сен-Пьер в Бо­льё-сюр-Дор­донь, ок. 1135); сце­на С. с. пре­вра­ща­ет­ся в раз­вёр­ну­тую по­ве­ст­во­ват. ком­по­зи­цию: сце­ны взве­ши­ва­ния душ (тим­па­ны ц. Сен-Ла­зар в Отё­не, 1130–40; зап. фа­са­да со­бо­ра в Бур­же, 1245–50), вос­кре­се­ния пра­вед­ных и греш­ных, раз­но­об­раз­ных му­че­ний греш­ни­ков, изо­бра­же­ния пас­ти Ада в ви­де глот­ки Ле­виа­фа­на, ко­то­рые со­сед­ст­ву­ют с ви­зант. мо­ти­ва­ми («Ло­но Ав­раа­ма», пер­со­ни­фи­ци­рованный Са­та­на). В ря­де слу­ча­ев при­сут­ст­ву­ет свое­об­раз­ный зап. ва­ри­ант деи­су­са – с пред­стоя­щи­ми пре­сто­лу Бо­го­ма­те­рью, св. Ио­ан­ном Еван­ге­ли­стом и др. свя­ты­ми, ино­гда до­на­то­ра­ми. Все эти де­та­ли лег­ли в ос­но­ву сцен С. с. в сев.-ев­роп. ал­тар­ных об­раз­ах 15–16 вв. («Гент­ский ал­тарь» Я. ван Эй­ка, ок. 1430–32 или 1423–32, со­бор Св. Ба­во­на, Гент; по­лип­тих Ро­ги­ра ван дер Вей­де­на, ок. 1443–1451, Гос­пи­таль, Бон); свое­об­раз­ное ре­ше­ние те­ма С. с. по­лу­чи­ла в твор­че­ст­ве И. Бос­ха. В иск-ве итал. Воз­ро­ж­де­ния С. с. наи­бо­лее раз­вёр­ну­то пред­став­лен в цик­ле фре­сок Л. Синь­о­рел­ли (ка­пел­ла Сан-Бри­цио в со­бо­ре Ор­вие­то, 1499–1502), в ко­то­ром при­сут­ст­ву­ют сце­ны «Зна­ме­ния кон­ца», «Про­по­ведь Ан­ти­хри­ста» и «Вос­кре­се­ние мёрт­вых». У Ми­ке­ланд­же­ло в рос­пи­си ал­тар­ной сте­ны Сик­стин­ской ка­пел­лы (1536–41) сю­жет С. с. об­ре­та­ет лич­но­ст­но-тра­гич. зву­ча­ние: ак­цен­ты де­ла­ют­ся на об­щем вос­кре­се­нии, воз­не­се­нии к пре­сто­лу, Су­де и от­чая­нии греш­ных. В зап.-ев­роп. иск-ве Но­во­го вре­ме­ни те­ма С. с. встре­ча­ет­ся зна­чи­тель­но ре­же.

Лит.: Бус­ла­ев Ф. И. Рус­ский ли­це­вой апо­ка­лип­сис. Свод изо­бра­же­ний из ли­це­вых апо­ка­лип­си­сов по рус­ским ру­ко­пи­сям с XVI-го в. по XIX-й. СПб., 1884. Т. 1–2; The back­ground of the New Testament and its eschato­logy / Ed. W. D. Davies, D. Daube. Camb., 1956.

Вернуться к началу