ИРИНЕ́Й ЛИО́НСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИРИНЕ́Й ЛИО́НСКИЙ (греч. Εἰρηναῖος, лат. Irenaeus) [между 120 и 140, Малая Азия – ок. 202, вероятно, Лугдунум (ныне Лион, Франция)], епископ Лугдунума (177 или 178 – ок. 202), христианский богослов, отец Церкви.
По происхождению грек (по др. версии, сириец). В юности жил в Смирне (ныне Измир, Турция), где учился у св. Поликарпа Смирнского, которого, вероятно, сопровождал в поездке в Рим (155). Там И. Л., по-видимому, учился у св. Иустина Философа, а затем отправился миссионером в Галлию. После 164 был рукоположен в пресвитеры епископом Лугдунума Пофином (или Фотином), по поручению которого в 177 отвёз в Рим письмо галльских исповедников папе Элевтерию о ереси монтанистов (см. Монтанизм). По возвращении сменил на кафедре Лугдунума принявшего мученическую кончину Пофина. И. Л. успешно проповедовал в Лугдунуме, а также посылал миссионеров в др. области Юж. Галлии. Выступил посредником в споре папы Римского Виктора I с малоазийскими епископами по поводу даты празднования Пасхи. Согласно преданию, излагаемому, в частности, Григорием Турским (История франков, I, 29), принял мученическую смерть во время гонений на христиан при рим. имп. Септимии Севере.
Из многочисл. трудов И. Л., написанных на греч. яз., полностью сохранились два: «Доказательство апостольской проповеди» (известно лишь в переводе на арм. яз., сделанном в 7–8 вв.) и «Обличение и опровержение лжеименного знания» (др. назв. «Против ересей»; в лат. переводе рубежа 2–3 вв. под заглавием «Adversus haereses»; известны также фрагменты греч. оригинала и переводов на арм. и сир. языки). Из остальных сочинений до настоящего времени дошли лишь отд. цитаты у др. авторов или названия.
В труде «Доказательство апостольской проповеди», адресованном некоему Маркиану, И. Л. обосновывает истинность христианского учения, опираясь на текст Ветхого Завета. Трактат «Против ересей» (написан между 172 и 190) посвящён прежде всего критике учений гностиков (см. Гностицизм). В первой из пяти книг автор излагает основы учения Валентина и его последователей – сведения, подтвердившиеся при находке гностической библиотеки близ Наг-Хаммади (см. Наг-Хаммади рукописи). Вторая посвящена опровержению гностич. учения, третья – различиям между христианами и гностиками в понимании церковного предания, а также Священному Писанию (в частности, И. Л. отверг гностические «евангелия» и объявил Писанием Церкви четыре Евангелия, впоследствии вошедшие в канон). В четвёртой книге И. Л. опровергает учение Маркиона (см. Маркионизм), затрагивает различные вопросы христианского вероучения, в пятой спорит с гностиками, признававшими лишь воскресение души: этому взгляду он противопоставляет христианский взгляд, говорящий о целокупном воскресении человека – как души, так и тела.
Несмотря на знакомство с трудами античных философов, И. Л. в полемике с гностиками опирался прежде всего на Священное Писание и Священное Предание, делая акцент на единстве Церкви и её вероучения. Он настаивает на особой значимости т. н. апостольских, т. е. принявших христианство из рук апостолов, церквей, являющихся для него наглядным доказательством преемственности церковного предания.
Особое значение имеет учение И. Л. о «рекапитуляции» (возглавлении заново) человечества в Иисусе Христе, развивающее учение ап. Павла о Христе как Новом Адаме.
День памяти в Рус. православной церкви – 23 авг. (5 сент.), в Римско-католич. церкви – 28 июня.