Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИРИНЕ́Й ЛИО́НСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 660

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ИРИНЕ́Й ЛИО́НСКИЙ (греч. Ερηναῖος, лат. Irenaeus) [ме­ж­ду 120 и 140, Ма­лая Азия – ок. 202, ве­ро­ят­но, Лу­гду­нум (ны­не Ли­он, Фран­ция)], епи­скоп Лу­гду­ну­ма (177 или 178 – ок. 202), хри­сти­ан­ский бо­го­слов, отец Церк­ви.

По про­ис­хо­ж­де­нию грек (по др. вер­сии, си­ри­ец). В юно­сти жил в Смир­не (ны­не Из­мир, Тур­ция), где учил­ся у св. По­ли­кар­па Смирн­ско­го, ко­то­ро­го, ве­ро­ят­но, со­про­во­ж­дал в по­езд­ке в Рим (155). Там И. Л., по-ви­ди­мо­му, учил­ся у св. Иу­сти­на Фи­ло­со­фа, а за­тем от­пра­вил­ся мис­сио­не­ром в Гал­лию. По­сле 164 был ру­ко­по­ло­жен в пре­сви­те­ры епи­ско­пом Лу­гду­ну­ма По­фи­ном (или Фо­ти­ном), по по­ру­че­нию ко­то­ро­го в 177 от­вёз в Рим пись­мо галль­ских ис­по­вед­ни­ков па­пе Элев­те­рию о ере­си мон­та­ни­стов (см. Мон­та­низм). По воз­вра­ще­нии сме­нил на ка­фед­ре Лу­гду­ну­ма при­няв­ше­го му­че­ни­че­скую кон­чи­ну По­фи­на. И. Л. ус­пеш­но про­по­ве­до­вал в Лу­гду­ну­ме, а так­же по­сы­лал мис­сио­не­ров в др. об­лас­ти Юж. Гал­лии. Вы­сту­пил по­сред­ни­ком в спо­ре па­пы Рим­ско­го Вик­то­ра I с ма­ло­азий­ски­ми епи­ско­па­ми по по­во­ду да­ты празд­но­ва­ния Пас­хи. Со­глас­но пре­да­нию, из­ла­гае­мо­му, в ча­ст­но­сти, Гри­го­ри­ем Тур­ским (Ис­то­рия фран­ков, I, 29), при­нял му­че­ни­че­скую смерть во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан при рим. имп. Сеп­ти­мии Се­ве­ре.

Из мно­го­числ. тру­дов И. Л., на­пи­сан­ных на греч. яз., пол­но­стью со­хра­ни­лись два: «До­ка­за­тель­ст­во апо­столь­ской про­по­ве­ди» (из­вест­но лишь в пе­ре­во­де на арм. яз., сде­лан­ном в 7–8 вв.) и «Об­ли­че­ние и оп­ро­вер­же­ние лже­имен­но­го зна­ния» (др. назв. «Про­тив ере­сей»; в лат. пе­ре­во­де ру­бе­жа 2–3 вв. под за­гла­ви­ем «Adversus haereses»; из­вест­ны так­же фраг­мен­ты греч. ори­ги­на­ла и пе­ре­во­дов на арм. и сир. язы­ки). Из ос­таль­ных со­чи­не­ний до на­стоя­ще­го вре­ме­ни дош­ли лишь отд. ци­та­ты у др. ав­то­ров или на­зва­ния.

В тру­де «До­ка­за­тель­ст­во апо­столь­ской про­по­ве­ди», ад­ре­со­ван­ном не­кое­му Мар­киа­ну, И. Л. обос­но­вы­ва­ет ис­тин­ность хри­сти­ан­ско­го уче­ния, опи­ра­ясь на текст Вет­хо­го За­ве­та. Трак­тат «Про­тив ере­сей» (на­пи­сан ме­ж­ду 172 и 190) по­свя­щён пре­ж­де все­го кри­ти­ке уче­ний гно­сти­ков (см. Гно­сти­цизм). В пер­вой из пя­ти книг ав­тор из­ла­га­ет ос­но­вы уче­ния Ва­лен­ти­на и его по­сле­до­ва­те­лей – све­де­ния, под­твер­див­шие­ся при на­ход­ке гно­сти­че­ской биб­лио­те­ки близ Наг-Хам­ма­ди (см. Наг-Хаммади рукописи). Вторая по­свя­ще­на оп­ро­вер­же­нию гно­стич. уче­ния, тре­тья – раз­ли­чи­ям ме­ж­ду хри­стиа­на­ми и гно­сти­ка­ми в по­ни­ма­нии цер­ков­но­го пре­да­ния, а так­же Свя­щен­но­му Пи­са­нию (в ча­ст­но­сти, И. Л. от­верг гно­сти­че­ские «еван­ге­лия» и объ­я­вил Пи­сани­ем Церк­ви че­ты­ре Еван­ге­лия, впо­след­ст­вии во­шед­шие в ка­нон). В чет­вёр­той кни­ге И. Л. оп­ро­вер­га­ет уче­ние Мар­кио­на (см. Мар­кио­низм), за­тра­ги­вает раз­личные воп­ро­сы хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния, в пя­той спо­рит с гно­сти­ка­ми, при­зна­вав­ши­ми лишь вос­кре­се­ние ду­ши: это­му взгля­ду он про­ти­во­пос­тав­ля­ет хри­сти­ан­ский взгляд, го­во­ря­щий о це­ло­куп­ном вос­кре­се­нии че­ло­ве­ка – как ду­ши, так и те­ла.

Не­смот­ря на зна­ком­ст­во с тру­да­ми ан­тич­ных фи­ло­со­фов, И. Л. в по­ле­ми­ке с гно­сти­ка­ми опи­рал­ся пре­ж­де все­го на Свя­щен­ное Пи­са­ние и Священное Пре­да­ние, де­лая ак­цент на един­ст­ве Церк­ви и её ве­ро­уче­ния. Он на­стаи­ва­ет на осо­бой зна­чи­мо­сти т. н. апо­столь­ских, т. е. при­няв­ших хри­сти­ан­ст­во из рук апо­сто­лов, церк­вей, яв­ляю­щих­ся для не­го на­гляд­ным до­ка­за­тель­ст­вом пре­ем­ст­вен­но­сти цер­ков­но­го пре­да­ния.

Осо­бое зна­че­ние име­ет уче­ние И. Л. о «ре­ка­пи­ту­ля­ции» (воз­глав­ле­нии за­но­во) че­ло­ве­че­ст­ва в Иису­се Хри­сте, раз­ви­ваю­щее уче­ние ап. Пав­ла о Хри­сте как Но­вом Ада­ме.

День па­мя­ти в Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 23 авг. (5 сент.), в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 28 ию­ня.

Соч.: Migne PG. T. 7; Тво­ре­ния. 2-е изд. М., 1900. М., 1996; Schrift zum Erweise der apo­sto­lischen Verkündigung... / Hrsg. K. Ter-Me­kert­tschian, E. Ter-Minassiantz. B., 1907; Contre les hérésies / Éd. A. Rousseau, L. Dou­treleau. P., 1969–2002–. Vol. 1–8–.

Лит.: Гу­сев Д. Дог­ма­ти­че­ская си­сте­ма св. Ири­нея Ли­он­ско­го в свя­зи с гно­сти­че­ски­ми уче­ния­ми вто­ро­го ве­ка // Пра­во­слав­ный со­бе­сед­ник. 1874. Ч. 2. № 7; Ч. 3. № 9; Киа­нов­ский В., свящ. Эс­ха­то­ло­гия св. Ири­нея Ли­он­ско­го в свя­зи с со­вре­мен­ны­ми ему эс­ха­то­ло­ги­че­ски­ми воз­зре­ния­ми (хи­ли­азм и гно­сти­цизм). Хар., 1912; Фед­чен­ков С. А. Св. Ири­ней Ли­он­ский. Его жизнь и ли­те­ра­тур­ная дея­тель­ность. Сер­ги­ев По­сад, 1917; Fan­ti­no J. La théologie d’Irénée. P., 1994; Os­born E. Irenaeus of Lyons. Camb., 2001; Са­гар­да Н. И. Лек­ции по пат­ро­ло­гии, I–IV вв. М., 2004.

Вернуться к началу