НАГ-ХАММА́ДИ РУ́КОПИСИ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАГ-ХАММА́ДИ РУ́КОПИСИ (библиотека Наг-Хаммади), собрание древних текстов на коптском языке, обнаруженное в дек. 1945 близ совр. г. Наг-Хаммади в Верхнем Египте.
Н.-Х. р. были случайно найдены в глиняном сосуде местными крестьянами. С 1952 все рукописи, кроме кодекса I, хранятся в Коптском музее в Каире. Часть кодекса I была незаконно вывезена из Египта, куплена Ин-том Юнга в Цюрихе и официально подарена К. Г. Юнгу (отсюда назв. Кодекс Юнга); возвращена в Египет в 1975. Н.-Х. р. насчитывают 13 кодексов (1153 страницы), содержащих 45 сочинений (некоторые представлены в нескольких версиях), а также ряд неидентифицированных фрагментов. Бóльшая часть текстов до их открытия была неизвестна. Н.-Х. р. датируются, вероятнее всего, 2-й пол. 4 в. Все тексты написаны на разл. диалектах коптского яз. и являются переводами более древних греч. текстов. Факсимильное издание кодексов в 12 томах предпринято в 1972–84; полное критич. издание в 14 томах, включая тексты картонажей, – в 1975–96.
Наиболее значит. произведение Н.-Х. р. – «Евангелие от Фомы» – представляет собой собрание изречений, приписываемых Иисусу Христу. Несмотря на то, что текст, по всей видимости, неоднократно редактировался, по мнению некоторых исследователей, ряд изречений датируется 1 в. и является не менее древним, чем традиция канонич. синоптич. Евангелий. В части собрания Н.-Х. р. выделяют 3 крупные группы текстов: сифианскую (связанную с традицией, приписывавшей потомству Сифа, 3-го сына Адама и Евы, особую роль в истории спасения) – «Апокалипсис Адама», «Аллоген», «Апокриф Иоанна» и др.; валентинианскую (восходящую к учению Валентина) – «Евангелие истины», «Евангелие от Филиппа», «Трёхчастный трактат» и др.; герметическую (названную по имени мифич. Гермеса Трисмегиста) – «Асклепий», «Рассуждение о восьмёрке и девятке» и др.
В работах первых исследователей Н.-Х. р. часто обозначались как «коптская гностическая библиотека», однако к нач. 21 в. большинство учёных отказалось от этого наименования (прежде всего, ввиду неоднозначности самого термина гностицизм). Н.-Х. р. являются важным источником по истории раннего христианства, раннехристианской и иудейской литератур, философско-богословских идей за пределами церковной традиции.