КО́ПТСКИЙ ЯЗЫ́К
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ПТСКИЙ ЯЗЫ́К, название египетского языка на последнем этапе развития. Сложился на основе демотического египетского (см. Древнеегипетский язык) в 1–2 вв. н. э., вплоть до 5 в. сосуществовал с ним. Использовался и как письм. язык (сначала одновременно с греческим, а в 7–14 вв. – с арабским), и как разговорный. В качестве последнего с рубежа 1–2-го тыс. постепенно вытеснялся арабским, но ещё в 17 в. на нём говорили во многих деревнях. Время окончательного исчезновения в качестве первого языка неизвестно (хотя, возможно, сохраняется в некоторых семьях). Используется как литургический язык Коптской церкви. Кроме того, с кон. 20 в. наблюдается некоторый интерес к возрождению К. я. как разговорного среди коптских активистов.
Существует 5 осн. диалектов: саидский, ахмимский и субахмимский (ликополитанский) в Верхнем Египте, файюмский (южный) и бохайрский (северный) в Нижнем Египте. Существовал ряд субдиалектов и смешанных диалектов.
Для К. я. характерны черты, которыми не обладал др.-егип. язык: отсутствие звонких согласных; редукция безударных гласных; сокращение продуктивных способов словообразования; неизменяемость имён в роде и числе; появление артикля (6 типов), который выполняет, в числе прочих, и функцию показателя рода и числа; замена прилагательных существительными качества; замена прежней системы спряжения аналитич. описат. системой с формализацией спрягаемого смыслового глагола в виде особого конъюгационного основания и образованием префиксов, выражающих видо-временны́е, модальные и подчинит. отношения; значит. развитие сложных предлогов; появление сочинит. союзов, увеличение числа и специализация подчинительных; большое развитие придаточных форм и их специализация; обильное заимствование греч. лексики.
Роль лит. языка играл первоначально (с 4 в.) саидский диалект, поскольку на нём писали зачинатели коптской литературы, в т. ч. Шенуте [ранневизантийский церковный деятель в Египте (ум. 451)]. В 11–12 вв., когда К. я. был вытеснен из лит-ры арабским и остался гл. обр. языком Церкви, письм. тексты стали создаваться на бохайрском (нижнеегипетском) диалекте, т. к. религ. центрами были Каир и Александрия. К. я. имеет собственную (алфавитную, в отличие от египетского письма) систему письма (см. Коптское письмо).