ЕГИ́ПЕТСКОЕ ПИСЬМО́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕГИ́ПЕТСКОЕ ПИСЬМО́, название письменности, фиксировавшей язык древних египтян. Характеризуется состоянием диграфии – параллельного существования двух своих разновидностей: священного (культового) и общегражданского письма (впервые упоминаются у Геродота в 36-й главе кн. «Евтерпа»). Первая ещё в позднюю античность получила наименование «иероглифика» (греч. ἱερογλυφιϰὰ, т. е. знаки, высеченные со священными целями; см. также Иероглиф). Вторая была названа «эпистолографика» (т. е. письм. знаки для составления посланий; от греч. ἐπιστολή ‘послание, письмо’ и γράφω ‘писать’); её современное научное обозначение – скоропись (иератика). Эти названия соответствовали собственно египетским: ‘речение бога’ и ‘письмо Дома Жизни’ (два вида священного письма); ‘письмо для переписки’ (обозначение скорописи).
Иероглифика и скоропись сформировались практически одновременно (последняя четв. 4-го тыс. до н. э.) и развивались параллельно, оказывая взаимное влияние на облик своих графем и принципы орфографии. Знаки Е. п. типологически представляют собой идеограммы – упорядоченный набор знаков, последовательно передающих специфич. закономерности и формы егип. языка и при этом визуально описывающих семантику единиц, которым в его структуре соответствуют морфемы. Идеограммы, специализированные для обозначения морфем, называют морфемограммами (для описания егип. знаков термин введён рос. исследователем Н. С. Петровским). Между 8 и 7 вв. до н. э. произошли существенные графич. изменения в скорописи, на её основе последовательно появились т. н. аномальная иератика и демотика – графически чрезвычайно усложнённые формы курсива. В них, наряду с традиц. принципами письма, широко использовалась т. н. новая орфография [силлабическая, по В. М. Мюллеру и У. Ф. Олбрайту; см. также Силлабическое письмо], которая окончательно сформировалась уже к сер. 2-го тыс. до н. э. Её знаки графически тождественны идеограммам, но являются фонограммами, передающими сегменты словоформ, представляющих собой сочетания «согласный + неопределённый гласный фон». «Новая орфография» – предшественница всех подлинно фонографических систем средиземноморского ареала (см. Западносемитское письмо).
С 5 в. до н. э. развивается т. н. энигматика – концептуально усложнённая форма идеографии, не изученная удовлетворительно. Её описание содержится отчасти в «Книге истолкования знаков» (папирус pCarlsberg VII, ок. 3–2 вв. до н. э.) – этимологикуме (своде знаков священного письма с сакральным толкованием каждого из них) религ.-филос. ориентации, аллюзии на который легли в основу позднеантичных представлений об иероглифике (сочинение египтянина Хораполлона, 5 в.), сохранявшихся в Европе вплоть до эпохи Возрождения (М. Фичино).
Последняя запись на Е. п. (демотике) датируется 452 н. э. С 4 в. егип. христиане перешли на использование графики на основе греч. алфавита, с добавлением нескольких знаков демотики (см. Коптское письмо).
«Новая орфография» послужила основой для дешифровки Е. п. [т. н. алфавиты Й. Д. Окерблада и Т. Юнга, на материале Розеттского камня]. Принципы чтения идеографии были продемонстрированы Ж. Ф. Шампольоном в 1822 при дешифровке имени Рамсеса II на статуях храма ансамбля Абу-Симбел.