ГЕРОДО́Т
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕРОДО́Т (Ἡρόδοτος) (ок. 484 до н. э., Галикарнас, на юго-западе Малой Азии – ок. 425 до н. э., г. Фурии, Юж. Италия), др.-греч. историк, «отец истории» (Цицерон, Cic. De leg. I, 1). По сообщениям античных авторов и визант. лексикографов, Г. происходил из знатного рода (возможно, греко-карийского). Получил прекрасное образование, хорошо знал греч. эпич. поэзию (Гомера), произведения ранних поэтов-лириков и прозаиков-логографов (в частности, Гекатея Милетского), в то же время был открыт восприятию культуры вост. народов. В молодости на родине принимал участие в политич. борьбе, но после поражения группировки, к которой принадлежал, вынужден был покинуть Галикарнас и переселиться на о. Самос. После нескольких лет изгнания Г. смог вернуться на родину, однако новые политич. неудачи заставили его навсегда покинуть родной город. Обладая природной любознательностью и пытливым умом, будучи состоятельным человеком (за ним оставалось имение на родине), Г. много путешествовал – посетил мн. области Малой Азии, Месопотамию (Вавилон) и Зап. Иран, Сирию, Финикию, Египет (останавливался в Мемфисе, поднялся по Нилу вплоть до первых порогов), возможно, побывал и в Киренаике (область совр. Ливии). Др. маршрут Г. пролегал на север, через зону проливов и земли фракийцев, в Скифию, в Сев. Причерноморье; жил в Ольвии, затем по р. Гипанис (совр. Юж. Буг) проник в глубь скифских земель. Посещая разные страны, Г. вёл записи (описание достопримечательностей), которые позднее легли в основу отд. экскурсов в его «Истории». В промежутках между путешествиями Г. подолгу жил в Греции, особенно в Афинах, где сблизился с Периклом и членами его кружка (в частности, с Софоклом). В 444–443 принял участие в выведении (по инициативе Перикла) афинской колонии Фурии (на юго-вост. побережье Италии). Фурии стали для Г. новой родиной, где он и остался до конца своих дней.
В отличие от многих своих соотечественников, Г. был гражданином не какого-то одного полиса, но всего греч. мира. Созданный им историко-лит. труд «История» стал ярким образцом греч. универсальной историографии.
Сочинение Г. посвящено центр. теме мировой истории – извечному противостоянию Востока и Запада, разрешившемуся в древности (на стыке архаич. и классич. эпох греч. истории) греко-персидскими войнами (500–449 до н. э.). Эта тема обозначена автором в небольшом вступлении, где он пишет о своём намерении сохранить от забвения великие события и свершения как эллинов, так и варваров, а более всего – причину их войн друг с другом. Начав с древнейших (легендарных) времён, Г. очень скоро переходит к первому историч. антагонисту греков – лидийскому царю Крёзу, а затем, после описания разгрома его персами, к наступлению последних на греч. мир. Универсальный охват событий мировой истории, рассматриваемых с определённой точки зрения, равно как и решительное обращение к современности – греко-персидским войнам, отличают Г. от логографов, сохранявших вслед за эпосом традиционный интерес к мифич. временам, и делают его историком в собственном смысле слова. Единству темы соответствует в труде Г. и стройность композиции.
В эллинистич. эпоху «История» Г. была разделена на 9 книг, которым позже были присвоены имена муз: Клио, Евтерпа, Талия и т. д. Кем бы ни было произведено такое членение, оно отвечает реальному содержанию труда Г., построенному по принципу классич. триады: в первых трёх книгах рассмотрено постепенное формирование Перс. державы при царях Кире II, Камбизе II и Дарии I. В следующих трёх прослеживается нарастание активности персов и их первые походы на Грецию при Дарии I. Последние три книги посвящены решающему наступлению персов на Грецию – походу Ксеркса, подвигу греков при Фермопилах и их победам при Саламине, Платеях и Микале (480–479 до н. э.). Всё изложение опирается на богатую источниковедческую базу: легендарные предания, произведения ранних поэтов и прозаиков-логографов, документальные свидетельства, устную традицию, к которой, правда, Г. относится недостаточно критически. К сознательному выбору исторически значимой темы, рациональному построению изложения и отбору источников добавляется концептуальность, подчинённость некоторым общим идеям, правоту которых и призвано показать сочинение Г. Это прежде всего убеждение в превосходстве греч. цивилизации (с её гражд. и демократич. устоями) над восточной деспотией и вера в предпочтительность справедливой меры, или закона, перед безмерным произволом, в неизбежность суровой кары со стороны божества или судьбы за любое нарушение общепризнанной нормы. Произв. Г. обладает не только научным, но и худож. качеством. Оно написано на ионийском диалекте и тяготеет к традициям ранней ионийской словесности, отчасти новеллистич. жанра, отчасти ещё более раннего – эпического. Манера изложения неторопливая и полнокровная, следование общему плану не исключает отвлечений, в особенности в виде этногеографических и историко-новеллистич. экскурсов, уместных в рассказах о формировании Перс. державы (лидийский, мидийский, собственно персидский, египетский, скифский и др. логосы) или о состоянии Греции накануне греко-персидских войн (новеллы о древних тиранах). Труд Г. сохраняет своё значение и поныне, во-первых, как вечный образец историч. произведения, сочетающего научность с высокой художественностью, а во-вторых, как неисчерпаемый источник сведений о древних событиях и культурах (в т. ч. и таких своеобразных, как древнеегипетская или скифская). Общая достоверность этих сведений подтверждается новейшими археологич., этногеографич. и историч. исследованиями.