ЗАПАДНОСЕМИ́ТСКОЕ ПИСЬМО́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАПАДНОСЕМИ́ТСКОЕ ПИСЬМО́, алфавитное письмо, состоящее из знаков, обозначающих согласные одного из зап. семитских языков, возникшее во 2-м тыс. до н. э. на Ближнем Востоке. В науке также распространено мнение (И. Дж. Гелб и др.) о первоначальном консонантно-слоговом характере З. п.; в рамках данной теории алфавитом можно считать только систему, в которой есть знаки как для согласных, так и для гласных фонем (напр., греческое письмо).
Известно неск. алфавитных систем письма, использовавшихся во 2-м тыс. до н. э. на Ближнем Востоке, предположительно связанных между собой генетически: егип. «алфавит» для записи иностр. имён, протосинайское письмо, протоханаанское письмо, угаритское письмо и финикийское письмо. Предполагается, что слоговое библское письмо также имеет отношение к происхождению З. п. Наибольшее распространение получила версия о моногенезе З. п., в частности о заимствовании зап. семитами идеи алфавита у египтян. Нельзя исключать также, что какую-то роль в рождении З. п. сыграла клинопись.
Античная традиция, приписывающая изобретение алфавита финикийцам, стала подвергаться сомнению с наступлением эпохи археологич. открытий. На рубеже 19–20 вв. вопрос об источнике идеи алфавита имел 2 осн. возможных решения: либо она была заимствована у египтян, либо алфавит был создан под влиянием шумеро-аккадской клинописи. Решающим в этом споре стало открытие в 1905 протосинайских надписей и исследование А. Х. Гардинера, который обосновал генетич. связь между егип. иероглификой (см. Иероглиф) и протосинайской пиктографией.
Не раз выдвигалось предположение, что библское письмо, как и протосинайское, – переходная форма от егип. иероглифики к линейному алфавиту (см. Линейное письмо). Помимо знаков, в значит. степени сходных с егип. иероглификой или иератикой, в библском письме есть ряд знаков, практически идентичных финикийским. Однако до сих пор не представлено убедительной дешифровки этого письма и невозможно с уверенностью утверждать, что библские тексты написаны на семитском языке.
Решение вопроса о месте и времени возникновения западносемитского алфавита во многом зависит от датировки протосинайских надписей. Большинство исследователей вслед за У. Ф. Олбрайтом (США) датируют их началом эпохи Нового царства (сер. 2-го тыс. до н. э.). По др. версии (Б. Засс, Германия), протосинайские надписи созданы в 18 в. до н. э., до того как египтяне покинули рудники в Серабит-эль-Хадим. Именно в период Среднего царства (21–17 вв. до н. э.) они широко использовали «алфавитные» (одноконсонантные) знаки для записи иностр. имён, а позднее, в период Нового царства (16–11 вв. до н. э.), в Египте стали применять др. систему транскрипции – т. н. групповое письмо. Если эта датировка верна, то местом рождения западносемитского алфавита можно считать бирюзовые рудники на Синае. Если же верна точка зрения Олбрайта, то, учитывая протоханаанский эпиграфич. материал 17–16 вв. до н. э., следует перенести предполагаемое место появления З. п. в юж. Ханаан. Весомым аргументом в пользу егип. происхождения алфавита в нач. 2-го тыс. до н. э. может стать науч. публикация и датировка найденных в 1999 в Египте (Вади-эль-Холь) алфавитных надписей, предварительно датированных 20–19 вв. до н. э.
После открытия протосинайского письма и интерпретации его как западносемитского протоалфавита встал вопрос о том, как проследить связь между протосинайской пиктографией и линейным финикийским письмом. На протяжении 20 в. было обнаружено более 20 надписей с образцами протоханаанского письма, отражающими разные этапы развития алфавита во 2-м тыс. до н. э. Эти надписи позволяют увидеть, как знаки З. п. постепенно теряют рисуночный характер, приобретая линейную форму. Картина эволюции западносемитского алфавита была существенно дополнена открытием памятников угаритского письма, которые показали, что в этот период в Вост. Средиземноморье вместе с линейным алфавитом развивалась ещё и клинописная, или клинообразная, алфавитная традиция с двумя ответвлениями («длинный» и «краткий» угаритские алфавиты). Можно предположить, что во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. здесь происходила борьба двух основных конкурирующих форм алфавитного письма – линейной и клинописной, последняя из которых сдала свои позиции к 11 в. до н. э.
Сходство некоторых знаков протосинайского и протоханаанского письма с южноаравийским, а также культурно-историч. соображения подсказали исследователям, что З. п., возможно, источник южноаравийского письма (см. Эфиопское письмо). Важным вкладом в это направление исследований стала интерпретация глиняной таблички из Бет-Шемеша, по характеру письма отнесённой к образцам «краткого» угаритского алфавита. А. Г. Лундину удалось показать, что эта с трудом поддававшаяся дешифровке надпись представляет собой запись порядка алфавитных знаков, соответствующего южноаравийской алфавитной традиции (hlḥm). Предположение о существовании ещё одной алфавитной традиции в Ханаане 2-го тыс. до н. э. нашло дополнит. подтверждение после публикации (1995) второй клинописной алфавитной таблички с порядком знаков hlḥm.
Таким образом, в Ханаане во 2-м тыс. до н. э. имелось одновременно неск. разновидностей алфавитного письма, одна из которых дала начало – через посредство протоаравийского – южноаравийскому письму, а другая – финикийскому. Время заимствования греками западносемитского алфавита остаётся неизвестным. В классич. филологии сложилось мнение, что это могло произойти не ранее 9–8 вв. до н. э. – времени самых ранних греч. алфавитных надписей. Й. Навех, основываясь на сравнит. палеографич. анализе протоханаанского и архаического греч. письма, предположил, что это могло произойти гораздо раньше – ок. 1100 до н. э. Заимствование З. п. греками, а также широкое употребление арамейского письма на Востоке в 1-м тыс. до н. э., видимо, явились гл. факторами в распространении западносемитского алфавита, который лёг в основу большинства совр. нац. систем письма.
Характерный для западносемитского алфавита порядок букв (abgd...) и традиция их названий, судя по угаритским абецедариям, восходят к сер. 2-го тыс. до н. э. Палестинские абецедарии 12 и 10 вв. до н. э., а также некоторые акростихи в Ветхом Завете демонстрируют ряд отклонений от стандартного порядка знаков З. п., окончательно утвердившегося лишь во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. Направление письма справа налево также сложилось далеко не сразу: для ранних форм З. п. характерны разнообразные направления, включая бустрофедон; для осн. формы угаритского письма характерно направление слева направо; лишь в финикийском письме формируется исключительно синистроградное направление, унаследованное дочерними алфавитами. Словоразделители спорадически встречаются начиная с библского письма, в финикийском используются достаточно регулярно. Материалом для письма служили камень, металлич. предметы, глиняные сосуды и черепки, а также (начиная с сер. 1-го тыс. до н. э.) папирус.