СЕМИ́ТСКИЕ ЯЗЫКИ́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕМИ́ТСКИЕ ЯЗЫКИ́, ветвь афразийских языков. Распространены на Ближнем Востоке и Африканском Роге. Общее число говорящих ок. 350 млн. чел. (2014, оценка), в т. ч. ок. 300 млн. чел. – на арабском языке.
Название «С. я.» введено в кон. 18 в., восходит к библейскому «родословию народов» (Быт. 10), где в числе потомков Сима упомянуты некоторые семитоязычные народы.
Выделяются следующие общепризнанные подразделения С. я.: аккадский язык; ханаанейские языки (вымершие угаритский язык, финикийский язык и моавитский яз., а также древнееврейский язык и его совр. вариант иврит); арамейские языки; северноаравийские языки (арабский и мальтийский язык); эпиграфические (известные по эпиграфич. памятникам) южноаравийские языки (сабейский, минейский, катабанский, хадрамаутский); эфиосемитские языки; совр. южноаравийские языки (мехри, джиббали, сокотрийский язык). Объединение их в таксономич. единицы более высокого порядка остаётся предметом дискуссии. Большинство лингвистов делят С. я. на 2 группы. К восточной группе относят аккадский яз. В западной группе (все остальные языки) выделяют 2 подгруппы – центральносемитскую (ханаанейские, арамейские, араб. и эпиграфич. южноаравийские языки) и южносемитскую (эфиосемитские и совр. южноаравийские языки). Эта схема не является общепринятой: отмечается отсутствие совместных инноваций у южносемитских языков, в то время как отнесение араб. языка к центральносемитской подгруппе противоречит ряду имеющихся в нём морфологич. черт, сближающих его с южносемитскими языками. Компромиссная модель классификации постулирует 3 равноудалённые группы зап.-семитских языков (центральносемитскую, эфиосемитскую и группу совр. южноаравийских языков), при этом допускается, что ранние формы араб. языка испытали заметное влияние со стороны южносемитских языков в грамматике (обширный инвентарь моделей т. н. ломаного мн. ч., продуктивное употребление породы с долгим гласным после 1-го радикала) и лексике.
Еврейское квадратное письмо
Буква | Название стандартное | |
---|---|---|
начальная средняя | конечная | |
א | Алеф | |
ב | Бет (вет) | |
ג | Гимел | |
ד | Далет | |
ה | Ие | |
ו | Вав | |
ז | Заин | |
ח | Хет | |
ט | Тет | |
ר | Йод | |
כ | ד | Каф |
ל | Ламед | |
מ | ם | Мем |
נ | ז | Нун |
ם | Самех | |
ע | Айн | |
פ | ף | Пе (фе) |
צ | ץ | Цади |
ק | Коф | |
ד | Реш | |
Шин (син) | ||
ת | Тав |
Начало распада семитского праязыка относят к сер. 5-го тыс. до н. э. Распространённое ранее представление об Аравийском п-ове как прародине С. я. устарело, на более сев. ареал указывают отсутствие прасемитской терминологии верблюдоводства; наличие в С. я. разветвлённой системы растениеводч. лексики; прасемитские названия животных, не распространённых в Аравии (*dubb- ‘медведь’, *riʔm- ‘тур’); прасемитско-индоевропейская контактная лексика.
Для вокализма семитского праязыка реконструируются 3 гласных тембра с противопоставлением по долготе-краткости: *a, *i, *u, *ā, *ī, *ū (лучше всего сохранились в аккадском и араб. языках). Долгие гласные редки в первичных именах и в древнейших словообразоват. моделях. Прасемитское ударение изучено слабо; предположительно падало на 3-ю мору от конца слова; смыслоразличит. функцию не выполняло. Для консонантизма семитского праязыка реконструируются 29 фонем, в осн. объединённых в триады с признаками «глухой» – «звонкий» – «эмфатический»: дентальные *t – *d – *ṭ, межзубные *ṯ – *ḏ – *ṯ̣, сибилян ты *s – *ṣ – *z, велярные *k – *ḳ – *g. Два ряда являются двучленными: лабиальные *p – *b и латеральные сибилянты *ŝ – *ṣ̂. Прасемитские эмфатич. согласные были, вероятно, глоттализованными (среди известных С. я. отмечена как глоттализованная, так и веляризованная артикуляция). Имеется широкий инвентарь гуттуральных фонем (увулярные *ḫ и *ɤ, фарингальные *ḥ и *ʕ, ларингальные *ʔ и *h), 2 полугласных (*w, *y). Сибилянты традиц. реконструкции в совр. семитологии интерпретируются как аффрикаты: *ṯ – *ḏ – *ṯ̣=*č – *č̣ – *ʒ; *s – *ṣ – *z=*c – *c̣ – *ǯ; *ŝ – *ṣ̂= *ĉ – *ĉ̣ (при этом *š, наиболее частотный сибилянт традиц. реконструкции, трактуется как *s). Языки староарамейского периода, эпиграфич. южноаравийские языки и континентальные совр. южноаравийские языки сохраняют все 29 согласных (28 в арабском); ряд др. языков (ханаанейские, позднейшие арамейские, южные эфиосемитские, сокотрийский) утратили от 5 до 12 оппозиций (промежуточное положение занимают угаритская, геэзская и староаккадская системы; позднейший аккадский консонантизм гораздо более инновационный). Изменения в консонантизме в осн. затрагивают сибилянты и гуттуральные, другие его сегменты стабильны.
Консонантно-вокалич. корни местоимений (*ʔ anāku ‘я’, *niḥnu ‘мы’) и первичных имён (*dam- ‘кровь’, *kalb- ‘собака’, *kabid- ‘печень’, *ḥimār- ‘осёл’) противопоставляются чисто консонантным корням (*ṯbr ‘ломать’, *lmd ‘изучать’, *šmʕ ‘слышать’) глагольных форм и отглагольных имён, которые образуются с помощью вокалич. моделей (трансфиксов; см. Аффикс), иногда в сочетании с префиксами или суффиксами: аккадское i-prus ‘он разрезал’, i-parras ‘он режет’, pāris-um ‘режущий’, puruss-āʔ-um ‘разрезание’. Глагольные корни состоят из 3 согласных, близкие по артикуляции согласные в составе корня избегаются. Имеются немногочисл. четырёхсогласные корни, а также «слабые» корни с полугласными *w и *y, которые могут реализовываться как гласные или выпадать.
Различаются муж. и жен. род. У существительных и прилагательных маркером жен. рода является суффикс *-(a)t- (аккадское šarr-um dann-um ‘могучий царь’ –šarr-at-um dann-at-um ‘могучая царица’); в местоимениях и глагольных формах оппозиция по роду выражается др. средствами [аккадское *ʔanta ‘ты’ (муж. род) – *ʔanti ‘ты’ (жен. род), *ya-ṯbur ‘он сломал’: *ta-ṯbur ‘она сломала’).
Противопоставляются 3 числа (ед., двойств. и мн.). Ед. ч. не маркировано. Показатель дв. ч. – суффикс *-ā (араб. kalb-ā-ni ‘две собаки’, ya-ktub-ā-ni ‘они двое пишут’). Мн. ч. муж. рода выражается показателем *-ū [аккадское šarr-ū ‘цари’, i-prus-ū ‘они (муж. род) разрезали’], жен. рода – показателем *-ā(t-) [аккадское šarr-āt-um ‘царицы’, i-prus-ā ‘она (жен. род) разрезали’]. В некоторых С. я. распространено апофоническое (внутреннее, «ломаное») образование мн. ч.: араб. kalb-un ‘собака’ – мн. ч. kilāb-un, malik-un ‘царь’ – мн. ч. mulūk-un. В ед. ч. три падежа (именительный, винительный, родительный), во мн. ч. – два (именительный и общекосвенный). У личных местоимений формы им. п. самостоятельные, значения косвенных падежей выражаются суффиксами (обычно супплетивными; см. Супплетивизм): араб. ʔanā ‘я’ – kalb-ī ‘моя собака’ – qatala-nī ‘он убил меня’.
В глагольной системе противопоставляются 2 формы префиксального спряжения: немаркированная моносиллабич. основа претерита/юссива (аккадское i-prus, геэзское yə-ngər, мехрийское yə-ktēb) и бисиллабич. основа презенса с удвоением 2-го радикала и/или заменой тематич. гласного на «а» (аккадское i-parras, геэзское yə-naggər, мехрийское yə-kōtəb). В центральносемитских языках старый презенс заменён моносиллабич. основой с суффиксом *-u (араб. ya-ktub-u ‘он пишет’). Лично-числовые значения в префиксальном спряжении выражаются префиксами (иногда в сочетании с суффиксами). Реконструируется также выражающая состояние форма суффиксального спряжения (аккадское paris ‘он сломан’), которая в западносемитских языках вытесняет «старый претерит» в роли экспонента прош. вр. (араб. kataba ‘он написал’). Лично-числовые значения в суффиксальном спряжении выражаются суффиксами (katab-at ‘она написала’, katab-ta ‘ты написал’).
Актантная деривация (и ряд др. грамматических значений) выражается системой глагольных пород: араб. kasara ‘он сломал’, kassara ‘он изломал на куски’, ʔa-ksara ‘он заставил сломать’, ʔin-kasara ‘он был сломан’.
Для семитского праязыка реконструируется порядок слов «предикат + субъект + объект» (VSO), сохранившийся в большинстве западносемитских языков. Порядок SOV в аккадском и живых эфиосемитских языках объясняется субстратным влиянием (шумерским и кушитским; см. Субстрат, Шумерский язык, Кушитские языки). В атрибутивной синтагме определения следуют за определяемым, прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Придаточные относительные характеризуются местоименной репризой вершинного имени; в ряде языков возможны бессоюзные конструкции типа араб. rǎʒulun raʔaytu-hu ‘человек, которого я видел’ (букв. – человек – я видел его).
Надёжно реконструируются не менее 500 прасемитских именных и глагольных корней. Типичная схема межсемитских лексич. заимствований – аккадский яз. → арамейские языки → араб. яз. → живые эфиосемитские/совр. южноаравийские языки. В отдельных С. я. имеются многочисл. заимствования из несемитских языков: шумеризмы в аккадском яз., кушитизмы в эфиосемитских языках, иранизмы в арамейских и арабском языках.
Древнейшие памятники С. я. – аккадские клинописные тексты из Ирака и эблаитские из Сирии (сер. 3-го тыс. до н. э. – 1 в. н. э.). К 14 в. до н. э. относятся памятники угаритского письма, к 13 в. до н. э. – 4 в. н. э. – финикийского письма. С 12 в. до н. э. известны памятники на др.-евр. языке, с 8 в. до н. э. – на арамейских языках, гл. обр. на сирийском (алфавиты западносемитского, вероятно финикийского, происхождения; см. Западносемитское письмо). К кон. 1-го тыс. до н. э. – 7 в. н. э. относятся памятники на эпиграфич. южноаравийских языках. С 4 в. создаются тексты эфиопским письмом. Имеется богатейшая литература на араб. яз. Свои системы письма имеют яз. тиграй, амхарский язык (оба – на основе эфиоп. письма), мальтийский яз. (на базе латиницы).