ДРЕВНЕЕВРЕ́ЙСКИЙ ЯЗЫ́К
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДРЕВНЕЕВРЕ́ЙСКИЙ ЯЗЫ́К, язык, распространённый в древней Палестине. Приблизительно до 2 в. находился как в устном, так и в письм. употреблении, затем использовался как письм. язык евреев средних веков и Нового времени. Искусственно возрождённая форма Д. я. – иврит. Д. я. зафиксирован в эпиграфич. памятниках (с кон. 10 в. до н. э.) и в своде текстов, сформировавших к 3 в. до н. э. канон Ветхого Завета. Д. я. последних веков до н. э. и первых веков н. э. отражён в ранней раввинистической литературе (т. н. мишнаитский др.-евр. язык).
Д. я. относится к ханаанейской подгруппе семитских языков. В языке эпиграфич. памятников выделяют израильский (северный) и иудейский (южный) диалекты; в Ветхом Завете географич. вариативность языка не прослеживается. Языковая специфика архаич. поэзии (напр., Песнь Деворы в 5-й гл. Книги Судей) и поздних прозаических памятников (книги Ездры, Неемии, Есфири и др.) обусловлена временем создания этих памятников и их жанровыми особенностями.
В консонантизме Д. я. 23 фонемы (утрачены прасемитские межзубные, эмфатический латерал, увулярные; сохраняется неэмфатич. латерал ). Все согласные, кроме гуттуральных и r, могут быть удвоены. Глухие и звонкие смычные фонемы (p, t, k, b, d, g) имеют спирантные варианты с тенденцией к их превращению в самостоят. фонемы. В вокализме 7 полногласных фонем (å, a, ä, e, i, o, u) и 4 редуцированные (ə, ă, , ), фонологич. статус редуциров. гласных (в частности, характер оппозиции «ə – нулевой звук») не вполне ясен. Ударение фонологически значимо (ср. b̊́anu ‘в нас’ – bånú ‘они построили’), хотя большинство словоформ имеют ударение на последнем слоге. Подвижность ударения при словоизменении обусловила возникновение сложной системы вокалич. чередований.
В именной морфологии – противопоставление муж. рода (не маркирован) и женского (с показателями -å, -Vt), ед. и мн. числа (показатель муж. рода -im, женского – -ot). У некоторых типов имён при образовании мн. ч. наблюдается аблаут (ср. m̈́aläk ‘царь’ – мн. ч. məl ̊ak-im). Показатель дв. ч. -áyim присоединяется к огранич. кругу лексем. Падежные отношения выражаются аналитически (прямой объект оформляется предлогом ʔеt; принадлежность – соположением вершинного и зависимого имени, иногда с фонетич. изменениями: dåbår ‘cлово’, dəbar dawid ‘cлово Давида’). Имеется окончание -å с направит. значением (yámm-å ‘к морю’). Определённый артикль имеет вид ha-.
В глагольной морфологии – редуциров. система пород (5 пород), «внутренний» (апофонический) пассив, суффиксальное (перфект) и префиксальное (имперфект) спряжения, выражающие значения прош. и буд. времени (ср. kåtab ‘он написал’ – yiktob ‘он напишет’). Значение наст. вр. выражается активным причастием (hu koteb ‘он пишет’). В повествовательном тексте сочетания форм перфекта и имперфекта с союзом wə/wa ‘и’ имеют значения, противоположные значениям этих форм без данного союза: ср. wəkåtab ‘он напишет’ (wə с перфектом) – wayyiktob ‘он написал’ (wa с имперфектом); интерпретация этого явления остаётся спорной. Имеются наклонения: императив (kətob ‘напиши’), когортатив (только в 1-м лице: ʔäšmər-å ‘да сохраню я’), у некоторых глаголов – юссив (ср. имперфект yåḳum ‘он встанет’ – юссив yåḳom ‘пусть он встанет’). 2 инфинитива – сопряжённый (kətob), абсолютный (kåtob).
Нейтральный порядок слов – «подлежащее+сказуемое» в именном предложении, «сказуемое+ подлежащее+ (прямое дополнение)» в глагольном. Зависимые слова следуют за вершинными.
В лексике: арамеизмы, заимствования из аккадского языка, древнеегипетского языка, древнеперсидского языка, в мишнаитских памятниках – грецизмы и латинизмы.
Эпиграфич. памятники Д. я. записаны близким к финикийскому письму палеоеврейским письмом (консонантным алфавитом с огранич. применением знаков W, Y и H для передачи гласных), вышедшим из употребления в последние века до н. э. и сменившимся т. н. квадратным письмом (см. Западносемитское письмо). В сер. 1-го тыс. н. э. для последоват. передачи гласных фонем была разработана система диакритических знаков.