Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАВВИНИСТИ́ЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 112

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Дрейер

РАВВИНИСТИ́ЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, евр. га­ла­хи­че­ская ли­те­ра­ту­ра, соз­дан­ная по­сле за­вер­ше­ния Тал­му­да. Ино­гда тер­мин «Р. л.» не­точ­но при­ме­ня­ет­ся ко всей евр. ре­лиг. лит-ре, ос­но­ван­ной на тра­ди­ции изу­че­ния и тол­ко­ва­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния (осо­бен­но То­ры) на­чи­ная с Тал­му­да до со­вре­мен­но­сти. Ос­но­во­по­лож­ни­ком Р. л. счи­та­ет­ся Саа­дия Га­он (10 в.). Осн. жан­ры Р. л. – ком­мен­та­рии к Тал­му­ду, но­вел­лы (хи­ду­шим, т. е. но­во­вве­де­ния), в т. ч. то­са­фот (до­пол­не­ния), га­ла­хич. по­ста­нов­ле­ния и рес­пон­сы.

Тал­му­дич. ком­мен­та­рии, вклю­чаю­щие ком­мен­та­рии к Миш­не и Ге­ма­ре, уде­ля­ют вни­ма­ние про­бле­мам тер­ми­но­ло­гии и со­дер­жа­ния, а но­вел­лы, об­су­ж­дая ча­ст­ные во­про­сы, ста­ра­ют­ся вы­вес­ти из них об­щие прин­ци­пы, уст­ра­нить про­ти­во­ре­чия, встре­чаю­щие­ся в разл. тал­му­дич. тек­стах, из­влечь из них но­вые смыс­лы. Важ­ней­шие ком­мен­та­рии к Миш­не: тру­ды Май­мо­ни­да, Ова­дии из Бер­ти­но­ро (15 в.), чей ком­мен­та­рий стал об­ще­при­ня­тым, до­пол­не­ние к не­му «Тос­фот Йом-Тов» Йом-То­ва Лип­ма­на Гел­ле­ра (17 в.), ком­мен­та­рий «Мле­хет Шло­мо» Шло­мо Аде­ни (17 в.), «Ти­фэ­рет Ис­ра­эль» И. Лиф­ши­ца (19 в.), ком­мен­та­рий П. Ке­га­ти (20 в.). Ком­мен­ти­ро­ва­ние Ге­ма­ры на­ча­лось в кон­це эпо­хи ва­ви­лон­ских гао­нов (10 в.), в 11 в. поя­ви­лись об­щие ком­мен­та­рии Гер­шо­ма бен Ие­гу­ды Ме­ор а-Го­ла (Гер­ма­ния) и Ха­на­нэ­ля бен Ху­ши­эля (Сев. Аф­ри­ка). Вер­ши­ной жан­ра стал по­лу­чив­ший все­об­щее при­зна­ние ком­мен­та­рий Ра­ши, по­сле ко­то­ро­го все­объ­ем­лю­щие ком­мен­та­рии к Тал­му­ду ус­ту­пи­ли ме­сто то­са­фот (до­пол­нени­ям), соз­да­вав­шим­ся сна­ча­ла уче­ника­ми Ра­ши, а за­тем и др. тал­му­ди­ста­ми во Фран­ции, Гер­ма­нии и Ита­лии в 12–13 вв. То­са­фот ана­ли­зи­ру­ют и разъ­яс­ня­ют из­бран­ные про­бле­ма­тич. мес­та Тал­му­да и ком­мен­та­рия Ра­ши. Вид­ней­шие то­са­фи­сты – Яа­ков бен Ме­ир Там (раб­бе­ну Там), Иц­хак бен Шму­эль (Ри а-За­кен), Шим­шон бен Ав­ра­ам.

Жанр тал­му­дич. но­велл воз­ник в 12 в. в Ис­па­нии и дос­тиг рас­цве­та в 13–14 вв. На­ча­ло ему по­ло­жи­ли тру­ды Ио­се­фа ибн Ми­га­ша и Меи­ра а-Ле­ви Абу­ла­фии. Круп­ней­шим тал­му­ди­стом, ра­бо­тав­шим в этом жан­ре, был На­хма­нид. На ос­но­ве сис­те­мы то­са­фи­стов он соз­дал но­вый ме­тод изу­че­ния Тал­му­да, со­сре­до­то­чив вни­ма­ние на са­мом тек­сте, а не толь­ко на сле­дую­щих из не­го прак­тич. пра­во­вых вы­во­дах. На­хма­нид ис­пы­тал так­же силь­ное влия­ние шко­лы Про­ван­са (в ча­ст­но­сти, Ав­раа­ма бен Да­ви­да из По­скье­ра). Др. зна­чит. ав­то­ры пра­во­вых но­велл – Ио­на бен Ав­ра­ам Ге­рон­ди (13 в.), Шло­мо Ад­рет (Раш­ба) (13–14 вв.). В кон. 20 – нач. 21 вв. жанр тал­му­дич. ком­мен­та­рия пред­став­лен ра­бо­та­ми А. Штейн­заль­ца (р. 1937).

Сбор­ни­ки га­ла­хич. по­ста­нов­ле­ний вклю­ча­ют га­ла­хич. ко­дек­сы и отд. трак­та­ты. Пер­вые га­ла­хич. сво­ды бы­ли со­став­ле­ны в эпо­ху гао­нов («Ала­хот псу­кот» гао­на Ие­ху­дая, 8 в., «Ала­хот гдолот» гао­на Ши­мо­на Кай­ры, 9 в.). Из­вест­ны га­ла­хич. тру­ды Саа­дии. В 11 в. Иц­хак Аль­фа­си со­ста­вил свод «Се­фер а-ала­хот» («Кни­га ус­та­нов­ле­ний»), из­вест­ный так­же как «Тал­муд ка­тан» («Ма­лый Тал­муд»), где ус­та­нов­ле­ния бы­ли рас­пре­де­ле­ны в со­от­вет­ст­вии с тал­му­дич. те­ма­тич. по­ряд­ком. Это со­чи­не­ние ока­за­ло боль­шое влия­ние на всю по­сле­дую­щую Р. л. Ог­ром­ное зна­че­ние име­ло по­яв­ле­ние ко­дек­са Май­мо­ни­да «Миш­не То­ра» («По­вто­ре­ние За­ко­на»), в ко­то­ром при­нят спо­соб ко­ди­фи­ка­ции, не свя­зан­ный с по­ряд­ком тем в Тал­муде. В 12–13 вв. мно­го­числ. га­ла­хич. сочи­не­ния бы­ли соз­да­ны в Ев­ропе (Фран­ция, Про­ванс, Ита­лия, Ис­па­ния, Анг­лия). Сле­дую­щий этап в раз­ви­тии га­ла­хич. лит-ры оз­на­ме­но­ва­ло по­яв­ле­ние в 14 в. сво­да «Ар­баа ту­рим» («Че­ты­ре ря­да») Яа­ко­ва бен Аше­ра. Опи­рав­шие­ся на «Ар­баа ту­рим» тру­ды «Бет Йо­сеф» («Дом Ио­си­фа») и осо­бен­но его со­кра­щён­ная вер­сия «Шул­хан арух» («На­кры­тый стол») И. Ка­ро (16 в.) ста­ли выс­ши­ми дос­ти­же­ния­ми га­ла­хич. лит-ры. «Шул­хан арух», до­пол­нен­ный при­ме­ча­ния­ми М. Ис­сер­ле­са (16 в.) «Мап­па» («Ска­терть»), при­об­рёл зна­че­ние ос­но­во­по­ла­гаю­ще­го ко­дек­са, при­ня­то­го во всех евр. об­щи­нах. Вся по­сле­дую­щая га­ла­хич. лит-ра опи­ра­ет­ся на «Шул­хан арух».

Осо­бый жанр Р. л. пред­став­ля­ют рес­пон­сы, поя­вив­шие­ся в эпо­ху гао­нов (7 в.) и пуб­ли­кую­щие­ся до­ны­не. В них со­дер­жат­ся разл. пра­во­вые во­про­сы, ис­хо­дя­щие от об­щин или ча­ст­ных лиц, и от­ве­ты на них га­ла­хич. ав­то­ри­те­тов.

К Р. л. от­но­сят­ся так­же опи­са­ния мин­ха­гим (обы­ча­ев) и нра­во­учи­тель­ная ли­те­ра­ту­ра.

Вернуться к началу