РАВВИНИСТИ́ЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РАВВИНИСТИ́ЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, евр. галахическая литература, созданная после завершения Талмуда. Иногда термин «Р. л.» неточно применяется ко всей евр. религ. лит-ре, основанной на традиции изучения и толкования Священного Писания (особенно Торы) начиная с Талмуда до современности. Основоположником Р. л. считается Саадия Гаон (10 в.). Осн. жанры Р. л. – комментарии к Талмуду, новеллы (хидушим, т. е. нововведения), в т. ч. тосафот (дополнения), галахич. постановления и респонсы.
Талмудич. комментарии, включающие комментарии к Мишне и Гемаре, уделяют внимание проблемам терминологии и содержания, а новеллы, обсуждая частные вопросы, стараются вывести из них общие принципы, устранить противоречия, встречающиеся в разл. талмудич. текстах, извлечь из них новые смыслы. Важнейшие комментарии к Мишне: труды Маймонида, Овадии из Бертиноро (15 в.), чей комментарий стал общепринятым, дополнение к нему «Тосфот Йом-Тов» Йом-Това Липмана Геллера (17 в.), комментарий «Млехет Шломо» Шломо Адени (17 в.), «Тифэрет Исраэль» И. Лифшица (19 в.), комментарий П. Кегати (20 в.). Комментирование Гемары началось в конце эпохи вавилонских гаонов (10 в.), в 11 в. появились общие комментарии Гершома бен Иегуды Меор а-Гола (Германия) и Хананэля бен Хушиэля (Сев. Африка). Вершиной жанра стал получивший всеобщее признание комментарий Раши, после которого всеобъемлющие комментарии к Талмуду уступили место тосафот (дополнениям), создававшимся сначала учениками Раши, а затем и др. талмудистами во Франции, Германии и Италии в 12–13 вв. Тосафот анализируют и разъясняют избранные проблематич. места Талмуда и комментария Раши. Виднейшие тосафисты – Яаков бен Меир Там (раббену Там), Ицхак бен Шмуэль (Ри а-Закен), Шимшон бен Авраам.
Жанр талмудич. новелл возник в 12 в. в Испании и достиг расцвета в 13–14 вв. Начало ему положили труды Иосефа ибн Мигаша и Меира а-Леви Абулафии. Крупнейшим талмудистом, работавшим в этом жанре, был Нахманид. На основе системы тосафистов он создал новый метод изучения Талмуда, сосредоточив внимание на самом тексте, а не только на следующих из него практич. правовых выводах. Нахманид испытал также сильное влияние школы Прованса (в частности, Авраама бен Давида из Поскьера). Др. значит. авторы правовых новелл – Иона бен Авраам Геронди (13 в.), Шломо Адрет (Рашба) (13–14 вв.). В кон. 20 – нач. 21 вв. жанр талмудич. комментария представлен работами А. Штейнзальца (р. 1937).
Сборники галахич. постановлений включают галахич. кодексы и отд. трактаты. Первые галахич. своды были составлены в эпоху гаонов («Алахот псукот» гаона Иехудая, 8 в., «Алахот гдолот» гаона Шимона Кайры, 9 в.). Известны галахич. труды Саадии. В 11 в. Ицхак Альфаси составил свод «Сефер а-алахот» («Книга установлений»), известный также как «Талмуд катан» («Малый Талмуд»), где установления были распределены в соответствии с талмудич. тематич. порядком. Это сочинение оказало большое влияние на всю последующую Р. л. Огромное значение имело появление кодекса Маймонида «Мишне Тора» («Повторение Закона»), в котором принят способ кодификации, не связанный с порядком тем в Талмуде. В 12–13 вв. многочисл. галахич. сочинения были созданы в Европе (Франция, Прованс, Италия, Испания, Англия). Следующий этап в развитии галахич. лит-ры ознаменовало появление в 14 в. свода «Арбаа турим» («Четыре ряда») Яакова бен Ашера. Опиравшиеся на «Арбаа турим» труды «Бет Йосеф» («Дом Иосифа») и особенно его сокращённая версия «Шулхан арух» («Накрытый стол») И. Каро (16 в.) стали высшими достижениями галахич. лит-ры. «Шулхан арух», дополненный примечаниями М. Иссерлеса (16 в.) «Маппа» («Скатерть»), приобрёл значение основополагающего кодекса, принятого во всех евр. общинах. Вся последующая галахич. лит-ра опирается на «Шулхан арух».
Особый жанр Р. л. представляют респонсы, появившиеся в эпоху гаонов (7 в.) и публикующиеся доныне. В них содержатся разл. правовые вопросы, исходящие от общин или частных лиц, и ответы на них галахич. авторитетов.
К Р. л. относятся также описания минхагим (обычаев) и нравоучительная литература.