КА́РО́ ИОСЕФ БЕН ЭФРАИМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́РО́ Иосеф бен Эфраим [1488, Толедо, Кастилия, ныне Испания – 24.3.1575, Цфат (Сафед), ныне Израиль], раввин, кодификатор талмудич. закона, каббалист. Родился в семье потомственных раввинов. После изгнания евреев из Испании в 1492 семья обосновалась в Португалии (в Лиссабоне), после 1497 – в Османской империи. Ок. 1536 К. поселился в Цфате, центре талмудич. учёности и каббалы, вошёл в круг каббалистов, к которому принадлежал Ш. Алькабец, а впоследствии И. Лурия, М. Кордоверо и др. В 1538 К. получил т. н. восстановленное (с элементами сакральности) раввинское посвящение (смиха); возглавлял в Цфате большую иешиву.
К. завершил кодификацию Талмуда, обработав кодекс Яакова бен Ашера (ок. 1270 – ок. 1340) «Арбаа турим» («Четыре ряда»). К этому кодексу с 1522 по 1542 К. писал комментарии под назв. «Бейт Иосеф» («Дом Иосифа»). Собранный материал был обработан им в компендиум «Шулхан арух» («Накрытый стол»; 1550–59). Среди иудеев-ортодоксов кодификация К. сохраняет авторитет и доныне. К. принадлежат также: «Кесеф Мишне» («Серебро Мишны», изд. 1574–76) – комментарий к «Мишне Тора» Маймонида, указывающий отсутствующие у последнего источники; «Бедек абаит» («Исправление Дома», изд. 1605) – дополнение к «Дому Иосифа»; «Клалей аталмуд» («Общие правила Талмуда», изд. 1598); сборник респонсов (изд. – т. 1, 1598, т. 2, 1791) и др. сочинения. По свидетельству учеников, К. как каббалист на протяжении 50 лет имел видения персонифицированных Мишны и Шехины, являвшихся в образе магида (букв. – посланник, проповедник) – ангелоподобного существа, которое давало ему разъяснения Торы, а также порицало за проступки, побуждая к благим действиям, аскетизму и изучению каббалы. Каббалистич. откровения описаны К. в мистич. трактате «Магид мешарим» («Посланник праведным», изд. – ч. 1–2, 1646–49). Могила К. сохраняется на старом кладбище Цфата.