ЛУ́РИЯ ИЦХАК БЕН ШЛОМО АШКЕНАЗИ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУ́РИЯ Ицхак бен Шломо Ашкенази (акроним Ари – «ашкенази рабби Ицхак») [1534, Иерусалим – 1572, Цфат (Сафед), ныне Израиль], один из крупнейших иудейских каббалистов, родоначальник т. н. лурианской каббалы.
Сведения о жизни Л. содержатся в текстах, созданных его учениками в первое десятилетие после его смерти, а также в сохранённых учениками сборниках наставлений Л. Вероятно, детство и юность Л. прошли в Египте, где он учился у известного знатока Галахи и каббалы Давида бен Шломо ибн Аби Зимра и его ученика Бецалеля Ашкенази. Неск. лет провёл в уединении на о. Эр-Рода (на р. Нил), занимаясь мистич. практиками. В 1569 поселился с семьёй в Цфате (Верхняя Галилея), где изучал каббалу у М. Кордоверо. Тогда же Л. начал преподавать собств. версию каббалы, проникнутую мессианскими и эсхатологич. мотивами. Создал эзотерич. кружок (ок. 30 чел.), члены которого занимались изучением как Закона, так и эзотерич. традиций, а также эзотерич. практиками. Л. читал проповеди в ашкеназской синагоге в Цфате, хотя обычно отказывался публично выступать на религ. темы. Путешествовал с ближайшими учениками по окрестностям Цфата, указывая неизвестные захоронения святых учителей, обнаруженные им при помощи духовной интуиции или благодаря откровению. В этот период Л. приобрёл известность как человек, обладающий «святым духом» или удостоенный «откровения Илии». Наставляя учеников в каббале, Л. давал методы общения с душами праведников (цаддиким) – при помощи практики «объединения» сфирот (см. в ст. Каббала), упражнений по концентрации на определённых Божественных именах и их комбинациях, и в особенности через достижение особого медитативного состояния-концентрации во время молитвы и при исполнении религ. заповедей (кавана). Период деятельности Л. в Цфате был сравнительно коротким, он умер во время эпидемии чумы. Его могила является местом паломничества.
Л. записал лишь малую часть своего учения, не позволял его пропагандировать, сохраняя его в тайне. Хотя сочинения лурианской каббалы обозначаются каббалистами как «сочинения Л.», в действительности они являются работами учеников Л. и их последователей и составляют обширную лит-ру. Б. ч. сочинений оставалась в рукописном виде, лишь немногие были опубликованы в период между 1572 и 1650. Наиболее известен трактат «Древо жизни», написанный Х. Виталом, самым знаменитым учеником Лурии.
Л. выдвинул оригинальную концепцию творения и развития мироздания, которая включает 3 этапа: самосокращение Божества (цимцум), в результате которого образуется место для творения мира; истечение («эманация») Божественного света, в ходе которого происходит космич. катастрофа («разбиение сосудов») – свет распыляется на искры, а в мир проникает тьма (зло и страдание); исправление структуры мироздания и приведение его в совершенное состояние в соответствии с первоначальным замыслом Творца (тикун олам). Л. видел отражение этих событий в евр. истории: «разбиению сосудов» соответствует разрушение Иерусалимского храма и изгнание евреев (галут), а рассыпавшиеся во тьме искры Божественного света – рассеяние евреев среди народов. Конечная цель творения и завершение процесса тикун, тождественное освобождению и спасению, прямо зависят от человека. В этом состоит тесная связь между доктриной тикун и религ. и мистич. деятельностью человека, который должен преодолеть не только историч. изгнание евр. народа, но и мистич. изгнание Божественного присутствия (Шхины), вызванное «разбиением сосудов».
Л. прославился как поэт. Сразу после его смерти было опубликовано собрание его литургич. гимнов, наиболее известны 3 гимна для субботней трапезы, включённые в большинство молитвенников.
Учение Л. оказало влияние на евр. мистич. учения в последующие века, в частности подготовило почву для возникновения саббатианства (см. Саббатай) и хасидизма.