ХАСИДИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАСИДИ́ЗМ (ивритское – путь праведности), религ.-мистич. движение в иудаизме, возникшее в нач. 18 в. среди евреев, проживавших на территории совр. Зап. Украины. Основателем Х. считается проповедник Баал-Шем-Тов (1700–60). Х., хотя и включил идеи саббатианства и лурианской каббалы, но является самостоят. учением, разделившимся на отд. школы и течения, отличающиеся по отношению к каббале, молитвам и богослужению. Названия эти течения получили, как правило, по имени местечек, где жили их основатели. Наиболее известны школы преемника Бешта Дов-Бера (Маггида) из Межирича (1704–73), правнука Бешта, основоположника брацлавского хасидизма Нахмана (1772–1810) и основателя движения Хабад (любавичского хасидизма) и хасидской династии Шнеерсонов Шнеура Залмана из Ляд (1745–1812/1813). Х. появился в период кризиса вост.-европ. еврейства, вызванного крахом мессианского движения Саббатая Цви (1626–76), погромами евреев в 17–18 вв. и обнищанием еврейства Вост. Европы.
В основе Х. лежит представление об абсолютном всепроникающем пантеизме: всё сущее – есть форма существования Всевышнего, поэтому к каждому человеку следует относиться как к потенциальному праведнику. Однако единственной реальной сущностью признаётся лишь само духовное Божественное начало, одухотворяющее иллюзорный материальный мир. Целью человеческого существования, как и в прочих мистич. учениях, считается единение души с Богом, осуществляемое посредством экстатической молитвы и проникновения в её тайный смысл («двекут»); сердечной, интимной и радостной привязанности к Богу; изучения Торы; служения Богу всеми материальными и повседневными жизненными проявлениями («авода багашмиют»). Высшей целью существования мира Х. признаёт достижение полного единения Творца с Творением. Сохраняя иудаистский принцип «миньяна», т. е. минимального количества 10 взрослых мужчин для создания общины, Х. тем не менее рассматривает достижение единства с Богом как индивидуальную задачу человека. Особенность Х. – представление, что в мире постоянно пребывают особые праведники – цадики, обладающие врождённым даром достижения слияния и единства с Богом и служащие посредниками между людьми и Богом и каналами (цинор) для истечения Божественной благодати. Это представление привело к возникновению в Х. династий цадиков и их культа, напоминающего культ святых в сев.-афр. варианте сефардского иудаизма. Из философии Х. вытекает и его этика. Всё добро имеет божественный характер, причём не отрицается набожность ни у нехасидов, ни у неевреев. Любовь к Богу и любовь к ближнему тождественны. Все люди одинаково ценны для Бога, поэтому помогать надо всем, даже грешникам. Осн. добродетелями для хасидов являются скромность, ибо всё в мире сотворено Богом, радость, ибо всё это создано для блага человека, воспламенённость (горение) – постоянное стремление к состоянию восторга, любая работа рассматривается как труд для Бога. Сложился определённый хасидский стиль музыки (весёлые мелодии и песни) и танца. Большое значение в Х. придаётся коллективным трапезам (фарбринген). Особо отмечается важность 3 субботних трапез (гл. обр. 3-й), когда следует веселиться, петь, танцевать, пить крепкие напитки и обсуждать религ. вопросы. Фарбринген имитируют встречи цадиков с последователями, как они описываются в произведениях хасидской дидактической лит-ры.
Совр. мужчины-хасиды носят специфический костюм, состоящий из чёрного длиннополого кафтана или пальто, чёрной фетровой или велюровой шляпы, сменяемой в праздничные дни на чёрную бархатную ермолку с меховой оторочкой («штраймл»). По типу ермолок и покрою брюк можно отличить приверженцев разных династий цадиков. Замужние женщины бреют наголо голову и носят парик. Хасиды почти везде живут в особых кварталах или отд. поселениях (напр., Кфар-Хабад в Израиле), в быту многие из них сохраняют идиш, используя иврит только в религ. сфере.
Широкое распространение Х. в кон. 18 в. привело к столкновению между хасидами и митнагдим (от ивритского – противящиеся), сторонниками классич. раввинистического иудаизма в Вост. Европе. Раскол был преодолён к кон. 19 в., когда стало ясно, что Х. не порвал с осн. нормами и законами иудаизма, а сформировался как течение (или, вернее, течение внутри него). Первоначально учение Х. распространилось на всю территорию совр. Украины, затем Польши, в нач. 19 в. проникло на территории совр. Белоруссии и стран Балтии, где его позиции были менее прочными. Вплоть до 1-й пол. 20 в. Х. развивался в Рос. империи, в Галиции, входившей тогда в состав Австро-Венгрии, и в Румынии. В нач. 20 в. хасиды составляли около половины всех евреев Вост. Европы, большинство их было уничтожено нацистами во время 2-й мировой войны. После окончания войны началась миграция хасидов в США и Израиль. Сохранились следующие хасидские «дворы» (династии), группирующиеся вокруг цадиков или наследия умерших цадиков: александровский, амшиновский, багушский, бобовский, бостонский, боянский, брацлавский, бэлзский, бяльский, вижницкий, ворковский, вослайский, гурский, зевильский, зучкинский, калибский, капиштанецкий, карлин-столинский, клейбандский, коцкий, кречневский, кудиновский, кузницкий, лелувский, ликви-вельбружский, любавичский (Хабад), матерсдорфский, махновский, моджицкий, монастыричский, надворенский, озеровский, перемышленский, песчаненский, пинско-карлинский, питсбургский, радземильский, радзинский, рахмистривский, ружинский, садигорский, сасовский, сатмарский, сертвижницкий, скарновицкий, сколинский, слонимский, солимский, спинковский, стретинский, стриковский, сухачёвский, толдойсарн («потомство Аароново»), толенский, трисковский, цанзклойзенбургский, шоймрей-эмуним («хранители веры»). Главы почти всех этих династий живут в Израиле, хотя крупнейшие направления хасидизма – Хабад и сатмарское – сохраняют гл. резиденции в Бруклине (Нью-Йорк).