Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАСИДИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 785

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов

ХАСИДИ́ЗМ (ив­рит­ское – путь пра­вед­но­сти), ре­лиг.-мис­тич. дви­же­ние в иу­да­из­ме, воз­ник­шее в нач. 18 в. сре­ди ев­ре­ев, про­жи­вав­ших на тер­ри­то­рии совр. Зап. Ук­раи­ны. Ос­но­ва­те­лем Х. счи­та­ет­ся про­по­вед­ник Ба­ал-Шем-Тов (1700–60). Х., хо­тя и вклю­чил идеи саб­ба­ти­ан­ст­ва и лу­ри­ан­ской каб­ба­лы, но яв­ля­ет­ся са­мо­сто­ят. уче­ни­ем, раз­де­лив­шим­ся на отд. шко­лы и те­че­ния, от­ли­чаю­щие­ся по от­но­ше­нию к каб­ба­ле, мо­лит­вам и бо­го­слу­же­нию. На­зва­ния эти те­че­ния по­лу­чи­ли, как пра­ви­ло, по име­ни мес­те­чек, где жи­ли их ос­но­ва­те­ли. Наи­бо­лее из­вест­ны шко­лы пре­ем­ни­ка Беш­та Дов-Бе­ра (Маг­ги­да) из Ме­жи­ри­ча (1704–73), пра­вну­ка Беш­та, ос­но­во­по­лож­ни­ка брац­лав­ско­го ха­си­диз­ма На­хма­на (1772–1810) и ос­но­ва­те­ля дви­же­ния Ха­бад (лю­ба­вич­ско­го ха­си­диз­ма) и ха­сид­ской ди­на­стии Шне­ер­со­нов Шне­ура За­лма­на из Ляд (1745–1812/1813). Х. поя­вил­ся в пе­ри­од кри­зи­са вост.-ев­роп. ев­рей­ст­ва, вы­зван­но­го кра­хом мес­си­ан­ско­го дви­же­ния Саб­ба­тая Цви (1626–76), по­гро­ма­ми ев­ре­ев в 17–18 вв. и об­ни­ща­ни­ем ев­рей­ст­ва Вост. Ев­ро­пы.

В ос­но­ве Х. ле­жит пред­став­ле­ние об аб­со­лют­ном все­про­ни­каю­щем пан­те­из­ме: всё су­щее – есть фор­ма су­ще­ст­во­ва­ния Все­выш­не­го, по­это­му к ка­ж­до­му че­ло­ве­ку сле­ду­ет от­но­сить­ся как к по­тен­циаль­но­му пра­вед­ни­ку. Од­на­ко един­ст­вен­ной ре­аль­ной сущ­но­стью при­зна­ёт­ся лишь са­мо ду­хов­ное Бо­же­ст­вен­ное на­ча­ло, оду­хо­тво­ряю­щее ил­лю­зор­ный ма­те­ри­аль­ный мир. Це­лью че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния, как и в про­чих мис­тич. уче­ни­ях, счи­та­ет­ся еди­не­ние ду­ши с Бо­гом, осу­ще­ст­в­ляе­мое по­сред­ст­вом экс­та­ти­че­ской мо­лит­вы и про­ник­но­ве­ния в её тай­ный смысл («две­кут»); сер­деч­ной, ин­тим­ной и ра­до­ст­ной при­вя­зан­но­сти к Бо­гу; изу­че­ния То­ры; слу­же­ния Бо­гу все­ми ма­те­ри­аль­ны­ми и по­все­днев­ны­ми жиз­нен­ны­ми про­яв­ле­ния­ми («аво­да ба­гаш­ми­ют»). Выс­шей це­лью су­ще­ст­во­ва­ния ми­ра Х. при­зна­ёт дос­ти­же­ние пол­но­го еди­не­ния Твор­ца с Тво­ре­ни­ем. Со­хра­няя иу­даи­ст­ский прин­цип «минь­я­на», т. е. ми­ни­маль­но­го ко­ли­че­ст­ва 10 взрос­лых муж­чин для соз­да­ния об­щи­ны, Х. тем не ме­нее рас­смат­ри­ва­ет дос­ти­же­ние един­ст­ва с Бо­гом как ин­ди­ви­ду­аль­ную за­да­чу че­ло­ве­ка. Осо­бен­ность Х. – пред­став­ле­ние, что в ми­ре по­сто­ян­но пре­бы­ва­ют осо­бые пра­вед­ни­ки – ца­ди­ки, об­ла­даю­щие вро­ж­дён­ным да­ром дос­ти­же­ния слия­ния и един­ст­ва с Бо­гом и слу­жа­щие по­сред­ни­ка­ми ме­ж­ду людь­ми и Бо­гом и ка­на­ла­ми (ци­нор) для ис­те­че­ния Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти. Это пред­став­ле­ние при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию в Х. ди­на­стий ца­ди­ков и их куль­та, на­по­ми­наю­ще­го культ свя­тых в сев.-афр. ва­ри­ан­те се­фард­ско­го иу­да­из­ма. Из фи­ло­со­фии Х. вы­те­ка­ет и его эти­ка. Всё доб­ро име­ет бо­же­ст­вен­ный ха­рак­тер, при­чём не от­ри­ца­ет­ся на­бож­ность ни у не­ха­си­дов, ни у не­ев­ре­ев. Лю­бовь к Бо­гу и лю­бовь к ближ­не­му то­ж­де­ст­вен­ны. Все лю­ди оди­на­ко­во цен­ны для Бо­га, по­это­му по­мо­гать на­до всем, да­же греш­ни­кам. Осн. доб­ро­де­те­ля­ми для ха­си­дов яв­ля­ют­ся скром­ность, ибо всё в ми­ре со­тво­ре­но Бо­гом, ра­дость, ибо всё это соз­да­но для бла­га че­ло­ве­ка, вос­пла­ме­нён­ность (го­ре­ние) – по­сто­ян­ное стрем­ле­ние к со­стоя­нию вос­тор­га, лю­бая ра­бо­та рас­смат­ри­ва­ет­ся как труд для Бо­га. Сло­жил­ся оп­ре­де­лён­ный ха­сид­ский стиль му­зы­ки (ве­сё­лые ме­ло­дии и пес­ни) и тан­ца. Боль­шое зна­че­ние в Х. при­да­ёт­ся кол­лек­тив­ным тра­пе­зам (фар­брин­ген). Осо­бо от­ме­ча­ет­ся важ­ность 3 суб­бот­них тра­пез (гл. обр. 3-й), ко­гда сле­ду­ет ве­се­лить­ся, петь, тан­це­вать, пить креп­кие на­пит­ки и об­су­ж­дать ре­лиг. во­про­сы. Фар­брин­ген ими­ти­ру­ют встре­чи ца­ди­ков с по­сле­до­ва­те­ля­ми, как они опи­сы­ва­ют­ся в про­из­ве­де­ни­ях ха­сид­ской ди­дак­ти­че­ской лит-ры.

Совр. муж­чи­ны-ха­си­ды но­сят спе­ци­фи­че­ский кос­тюм, со­стоя­щий из чёр­но­го длин­но­по­ло­го каф­та­на или паль­то, чёр­ной фет­ро­вой или ве­лю­ро­вой шля­пы, сме­няе­мой в празд­нич­ные дни на чёр­ную бар­хат­ную ер­мол­ку с ме­хо­вой ото­роч­кой («штраймл»). По ти­пу ер­мо­лок и по­крою брюк мож­но от­ли­чить при­вер­жен­цев раз­ных ди­на­стий ца­ди­ков. За­муж­ние жен­щи­ны бре­ют на­го­ло го­ло­ву и но­сят па­рик. Ха­си­ды поч­ти вез­де жи­вут в осо­бых квар­та­лах или отд. по­се­ле­ни­ях (напр., Кфар-Ха­бад в Из­раи­ле), в бы­ту мно­гие из них со­хра­ня­ют идиш, ис­поль­зуя ив­рит толь­ко в ре­лиг. сфе­ре.

Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние Х. в кон. 18 в. при­ве­ло к столк­но­ве­нию ме­ж­ду ха­си­да­ми и мит­на­гдим (от ив­рит­ско­го – про­ти­вя­щие­ся), сто­рон­ни­ка­ми клас­сич. рав­ви­ни­сти­че­ско­го иу­да­из­ма в Вост. Ев­ро­пе. Рас­кол был пре­одо­лён к кон. 19 в., ко­гда ста­ло яс­но, что Х. не по­рвал с осн. нор­ма­ми и за­ко­на­ми иу­да­из­ма, а сфор­ми­ро­вал­ся как те­че­ние (или, вер­нее, те­че­ние внут­ри не­го). Пер­во­на­чаль­но уче­ние Х. рас­про­стра­ни­лось на всю тер­ри­то­рию совр. Ук­раи­ны, за­тем Поль­ши, в нач. 19 в. про­ник­ло на тер­ри­то­рии совр. Бе­ло­рус­сии и стран Бал­тии, где его по­зи­ции бы­ли ме­нее проч­ны­ми. Вплоть до 1-й пол. 20 в. Х. раз­ви­вал­ся в Рос. им­пе­рии, в Га­ли­ции, вхо­див­шей то­гда в со­став Ав­ст­ро-Венг­рии, и в Ру­мы­нии. В нач. 20 в. ха­си­ды со­став­ля­ли око­ло по­ло­ви­ны всех ев­ре­ев Вост. Ев­ро­пы, боль­шин­ст­во их бы­ло унич­то­же­но на­цис­та­ми во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны. По­сле окон­ча­ния вой­ны на­ча­лась ми­гра­ция ха­си­дов в США и Из­ра­иль. Со­хра­ни­лись сле­дую­щие ха­сид­ские «дво­ры» (ди­на­стии), груп­пи­рую­щие­ся во­круг ца­ди­ков или на­сле­дия умер­ших ца­ди­ков: алек­сан­д­ров­ский, ам­ши­нов­ский, ба­гуш­ский, бо­бов­ский, бос­тон­ский, бо­ян­ский, брац­лав­ский, бэлз­ский, бяль­ский, виж­ниц­кий, вор­ков­ский, во­слай­ский, гур­ский, зе­виль­ский, зуч­кин­ский, ка­либ­ский, ка­пиш­та­нец­кий, кар­лин-сто­лин­ский, клей­банд­ский, коц­кий, креч­нев­ский, ку­ди­нов­ский, куз­ниц­кий, ле­лув­ский, ли­к­ви-вельб­руж­ский, лю­ба­вич­ский (Ха­бад), ма­терс­дорф­ский, мах­нов­ский, мод­жиц­кий, мо­на­сты­рич­ский, над­во­рен­ский, озе­ров­ский, пе­ре­мыш­лен­ский, пес­ча­нен­ский, пин­ско-кар­лин­ский, питс­бург­ский, рад­зе­миль­ский, рад­зин­ский, рах­ми­ст­рив­ский, ру­жин­ский, са­ди­гор­ский, са­сов­ский, сат­мар­ский, сертвиж­ниц­кий, скар­но­виц­кий, ско­лин­ский, сло­ним­ский, со­лим­ский, спин­ков­ский, стре­тин­ский, стри­ков­ский, су­ха­чёв­ский, тол­дой­сарн («по­том­ст­во Аа­ро­но­во»), то­лен­ский, три­сков­ский, цан­зк­лой­зен­бург­ский, шойм­рей-эму­ним («хра­ни­те­ли ве­ры»). Гла­вы поч­ти всех этих ди­на­стий жи­вут в Из­раи­ле, хо­тя круп­ней­шие на­прав­ле­ния ха­си­диз­ма – Ха­бад и сат­мар­ское – со­хра­ня­ют гл. ре­зи­ден­ции в Брук­ли­не (Нью-Йорк).

Вернуться к началу