Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАБА́Д

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 686

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ХАБА́Д (ив­рит­ское חבד, ак­ро­ним слов «хох­ма», «би­на», «да‘ат» – муд­рость, по­ни­ма­ние, зна­ние), од­но из цен­траль­ных те­че­ний в ха­си­диз­ме. Ос­но­ва­тель – Шне­ур За­лман из Ляд, уче­ник Дов Бе­ра из Ме­жи­ри­ча, уче­ние ко­то­ро­го со­че­та­ет в се­бе идеи ос­но­ва­те­ля ха­си­диз­ма Ба­ал-Шем-То­ва (Беш­та) и лу­ри­ан­ской каб­ба­лы, рас­смат­ри­вае­мой в ка­че­ст­ве сред­ст­ва ук­ре­п­ле­ния ве­ры и очи­ще­ния серд­ца. Глав­ны­ми осо­бен­но­стя­ми Х. яв­ля­ют­ся при­ори­тет ин­тел­лек­ту­аль­но­го вос­при­ятия уче­ния над ин­туи­тив­но-чув­ст­вен­ным (без его от­ри­ца­ния), что вы­ра­жа­ет­ся в ре­гу­ляр­ном изу­че­нии То­ры и ме­ди­та­ции; ог­ра­ни­че­ние ро­ли ца­ди­ка ду­хов­ным ру­ко­во­д­ст­вом об­щи­ной; ак­тив­ная про­по­ведь уче­ния Х. (мес­си­ан­ская дея­тель­ность). Х. пер­вым сре­ди ха­си­дов от­крыл ие­ши­вы.

В 1797 Шне­ур За­лман опуб­ли­ко­вал соч. «Лик­ку­тей ама­рим» («Со­б­ра­ние из­ре­че­ний»), или «Та­ния» («Уче­ние»). Окон­чат. ва­ри­ант кни­ги, со­стоя­щий из 5 час­тей (Шклов, 1814), ха­си­ды Х. счи­та­ют сво­ей «пись­мен­ной То­рой» и чи­та­ют еже­днев­но. Тео­ло­гия Шне­ура За­лма­на, со­дер­жа­щая эле­мен­ты те­из­ма и пан­те­из­ма, мо­жет быть оха­рак­те­ри­зо­ва­на как па­нэн­те­изм («всё в Бо­ге»). Со­глас­но уче­нию Х., мир про­ис­хо­дит из тай­но­го со­кро­вен­но­го ас­пек­та Бо­же­ст­вен­ной при­ро­ды. Ма­те­ри­аль­ный мир скры­ва­ет Бо­же­ст­вен­ные про­яв­ле­ния и од­но­вре­мен­но яв­ля­ет­ся выс­шим их вы­ра­же­ни­ем. Ис­пол­не­ние прак­тич. за­по­ве­дей (миц­вот), а так­же изу­че­ние То­ры ус­та­нав­ли­ва­ет един­ст­вен­ную ре­аль­ную связь че­ло­ве­ка с Бо­гом. Ве­ли­чай­шее свой­ст­во ду­ши, по пред­став­ле­ни­ям Х., – спо­соб­ность к бит­тул ха-иеш (стрем­ле­нию пол­но­стью ото­жде­ст­вить свою во­лю с во­лей Бо­га). Ре­лиг. идеа­лом вы­сту­па­ет бей­но­ни – обыч­ный че­ло­век, ко­то­рый по­бе­ж­да­ет «им­пуль­сы зла» на ста­дии мыс­ли, не до­пус­кая их воз­дей­ст­вия на свои ре­чи и де­ла, бла­го­да­ря ис­пол­не­нию миц­вот, изу­че­нию То­ры и ме­ди­та­ции. Ца­дик, в ко­то­ром доб­ро (Бо­же­ст­вен­ная ду­ша) одер­жа­ло пол­ную по­бе­ду над злом, яв­ля­ет­ся ду­хов­ным ли­де­ром и на­став­ни­ком об­щи­ны. Он со­еди­ня­ет ко­неч­ный ма­те­ри­аль­ный мир с бес­ко­неч­но­стью ми­ра Твор­ца и спо­соб­ст­ву­ет на­сту­п­ле­нию мес­си­ан­ской эры (ис­чез­но­ве­нию раз­де­ле­ния ме­ж­ду дву­мя ми­ра­ми).

Центр Х. (ме­сто пре­бы­ва­ния его гла­вы – ре­бе из ди­на­стии Шне­ер­со­нов; Лю­ба­вич­ско­го ре­бе) до 1-й ми­ро­вой вой­ны рас­по­ла­гал­ся на тер­ри­то­рии совр. Бе­ло­рус­сии, позд­нее пе­ре­мес­тил­ся в Лат­вию, от­ту­да в Поль­шу, а за­тем в 1940 – в США (Нью-Йорк). Боль­шин­ст­во ха­си­дов Х. ста­ли жерт­ва­ми хо­ло­ко­ста. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны и соз­да­ния гос-ва Из­ра­иль пред­ста­ви­те­ли те­че­ния ос­но­ва­ли там по­се­ле­ние Кфар-Ха­бад (1949), став­шее вто­рым цен­тром те­че­ния. С 1992 они ве­дут ак­тив­ную мес­си­ан­скую дея­тель­ность. Во мно­гих стра­нах от­кры­ва­ют­ся т. н. Бейт Х. («Дом Х.»), где про­во­дят­ся уро­ки То­ры, мо­лит­вен­ные со­б­ра­ния и празд­нич­ные тра­пе­зы. В нач. 21 в. об­щи­ны Х. со­став­ля­ют боль­шин­ст­во сре­ди евр. об­щин в Вост. Ев­ро­пе и стра­нах СНГ. В РФ дви­же­ние Х. (гла­ва – рав­вин Берл Ла­зар) вхо­дит в Фе­де­ра­цию евр. об­щин Рос­сии (ФЕОР). По­сле смер­ти по­след­не­го гла­вы Х., 7-го Лю­ба­ви­че­ско­го ре­бе Ме­на­хе­ма Мен­де­ля Шне­ер­со­на (1902–94), в дви­же­нии про­изо­шёл рас­кол из-за кон­флик­та ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми и про­тив­ни­ка­ми при­зна­ния по­след­не­го ре­бе Ма­шиа­хом (мес­си­ей). К 2010-м гг. чис­ленность при­вер­жен­цев Х. со­ста­ви­ла ок. 200000 чел.

Вернуться к началу