ХАБА́Д
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАБА́Д (ивритское חבד, акроним слов «хохма», «бина», «да‘ат» – мудрость, понимание, знание), одно из центральных течений в хасидизме. Основатель – Шнеур Залман из Ляд, ученик Дов Бера из Межирича, учение которого сочетает в себе идеи основателя хасидизма Баал-Шем-Това (Бешта) и лурианской каббалы, рассматриваемой в качестве средства укрепления веры и очищения сердца. Главными особенностями Х. являются приоритет интеллектуального восприятия учения над интуитивно-чувственным (без его отрицания), что выражается в регулярном изучении Торы и медитации; ограничение роли цадика духовным руководством общиной; активная проповедь учения Х. (мессианская деятельность). Х. первым среди хасидов открыл иешивы.
В 1797 Шнеур Залман опубликовал соч. «Ликкутей амарим» («Собрание изречений»), или «Тания» («Учение»). Окончат. вариант книги, состоящий из 5 частей (Шклов, 1814), хасиды Х. считают своей «письменной Торой» и читают ежедневно. Теология Шнеура Залмана, содержащая элементы теизма и пантеизма, может быть охарактеризована как панэнтеизм («всё в Боге»). Согласно учению Х., мир происходит из тайного сокровенного аспекта Божественной природы. Материальный мир скрывает Божественные проявления и одновременно является высшим их выражением. Исполнение практич. заповедей (мицвот), а также изучение Торы устанавливает единственную реальную связь человека с Богом. Величайшее свойство души, по представлениям Х., – способность к биттул ха-иеш (стремлению полностью отождествить свою волю с волей Бога). Религ. идеалом выступает бейнони – обычный человек, который побеждает «импульсы зла» на стадии мысли, не допуская их воздействия на свои речи и дела, благодаря исполнению мицвот, изучению Торы и медитации. Цадик, в котором добро (Божественная душа) одержало полную победу над злом, является духовным лидером и наставником общины. Он соединяет конечный материальный мир с бесконечностью мира Творца и способствует наступлению мессианской эры (исчезновению разделения между двумя мирами).
Центр Х. (место пребывания его главы – ребе из династии Шнеерсонов; Любавичского ребе) до 1-й мировой войны располагался на территории совр. Белоруссии, позднее переместился в Латвию, оттуда в Польшу, а затем в 1940 – в США (Нью-Йорк). Большинство хасидов Х. стали жертвами холокоста. После 2-й мировой войны и создания гос-ва Израиль представители течения основали там поселение Кфар-Хабад (1949), ставшее вторым центром течения. С 1992 они ведут активную мессианскую деятельность. Во многих странах открываются т. н. Бейт Х. («Дом Х.»), где проводятся уроки Торы, молитвенные собрания и праздничные трапезы. В нач. 21 в. общины Х. составляют большинство среди евр. общин в Вост. Европе и странах СНГ. В РФ движение Х. (глава – раввин Берл Лазар) входит в Федерацию евр. общин России (ФЕОР). После смерти последнего главы Х., 7-го Любавического ребе Менахема Менделя Шнеерсона (1902–94), в движении произошёл раскол из-за конфликта между сторонниками и противниками признания последнего ребе Машиахом (мессией). К 2010-м гг. численность приверженцев Х. составила ок. 200000 чел.