БАА́Л-ШЕМ-ТОВ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАА́Л-ШЕМ-ТОВ (Исраэль бен Элизер) (ок. 1700, Речь Посполита – 1760, Меджибож, ныне Летичевского р-на Хмельницкой обл., Украина), основоположник хасидизма в Вост. Европе. Родился в бедной евр. семье и рано осиротел; в 18 лет женился, но быстро овдовел и отправился странствовать по Вост. Галиции. Женившись вторично, поселился в Карпатах. Ок. 1730 Б.-Ш.-Т. приехал в Тлусте (совр. пос. Толстое, Тернопольская обл.), где приобрёл славу целителя и чудотворца (баал-шема), исцеляющего физические и духовные болезни. В нач. 1740-х гг. переехал в Меджибож, где вокруг него собралась группа учеников и откуда он совершал поездки по Подолии и Вост. Галиции, продолжая заниматься целительством.
Б.-Ш.-Т. не оставил после себя никаких рукописных трудов, запрещал своим ученикам вести записи его бесед. Только спустя 20 лет после смерти Б.-Ш.-Т. вышла книга его ученика Якова Иосефа. В ней собраны изречения учителя и отрывки из его бесед, которые содержат кроме его собственных идей, изложенных, как правило, в форме афоризмов и притч, извлечения из этич. и каббалистич. сочинений (лурианского толка). Основополагающим аспектом в учении Б.-Ш.-Т. является представление о личности цадика: он не аскет, отрёкшийся от мира, а посредник между Богом и человеком, духовный наставник, который должен научить человека служить Богу мыслями и делами. Причём служение должно заключаться не в к.-л. особенных подвигах, а в повседневных делах – т. н. «служение Богу в материальном мире», потому что Божие присутствие проявляется во всём и везде. Б.-Ш.-Т. считал, что человеку необходимы любовь к Богу и Торе, осуждал чрезмерное увлечение как постами и самобичеванием, так и мистич. экстазом. Посредничество цадика между Богом и людьми распространяется и на грешников, т. к. цадик обязан помогать им обратиться к добру и освободиться от пороков. Для выполнения своего предназначения цадик должен периодически впадать в состояние «двекут», т. е. находиться в общении с высшей сферой Божественного милосердия. Основной путь достижения этого состояния – молитва. Особенно усердная молитва способна вызвать состояние «алият нешама» – взлёт души.