САББАТА́Й ЦВИ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САББАТА́Й ЦВИ (евр. שבתי צבי; Шабтай Цви, Сабатай Цви, Саббатай Цеви, Шабсей Цви, ШАЦ) (1.8.1626, Смирна, ныне Измир, Турция – 30.9.1676, Улцинь, ныне в Черногории), евр. религ. и обществ. деятель, каббалист, лжемессия. В молодости получил религ. образование, стал раввином, прославился аскезой и нестандартным толкованием сакральных текстов. Посещал евр. общины Салоники, Стамбула, Каира, Родоса, совершил паломничество в Иерусалим. При помощи Натана из Газы С. Ц. объявил себя в 1665 спасителем (машиах, см. Мессия), пообещав евреям чудесное спасение и мистич. перенесение в небесный Иерусалим, что в условиях жестоких евр. погромов (1648–49) на Украине во время восстания Богдана Хмельницкого и в Европе во время Тридцатилетней войны 1618–48 с энтузиазмом было воспринято значит. частью евр. населения. В 1666 С. Ц. явился к османскому султану Мехмеду IV, возможно, намереваясь обратить его в иудаизм, но был арестован и под угрозой казни принял ислам (новое имя – Мехмед Эфенди). Вероотступничество привело к массовому разочарованию б. ч. евреев, но некоторые из его последователей восприняли этот шаг как мистически обусловленное поведение мессии, проходящего перед окончательным избавлением через бездны грехопадения. Даты рождения и смерти С. Ц. по иудейскому календарю пришлись на 9 ава (день траура в память о разрушении Первого и Второго Иерусалимского храмов), что для последователей С. Ц. стало мистич. свидетельством о его мессианстве. В течение длительного времени учение С. Ц. продолжало существовать в разных евр. общинах и составило основу ряда сектантских движений, среди которых наиболее известны франкисты в Вост. Европе (18–19 вв.) и мусульманско-иудейская секта дёнме, существующая в Турции доныне. Некоторое влияние саббатианство оказало на формирование вост.-европ. хасидизма.