Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САББАТА́Й ЦВИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 175

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов

САББАТА́Й ЦВИ (евр. שבתי צבי; Шаб­тай Цви, Са­ба­тай Цви, Саб­ба­тай Це­ви, Шаб­сей Цви, ШАЦ) (1.8.1626, Смир­на, ны­не Из­мир, Тур­ция – 30.9.1676, Ул­цинь, ны­не в Чер­но­го­рии), евр. ре­лиг. и об­ществ. дея­тель, каб­ба­лист, лже­мес­сия. В мо­ло­до­сти по­лу­чил ре­лиг. об­ра­зо­ва­ние, стал рав­ви­ном, про­сла­вил­ся ас­ке­зой и не­стан­дарт­ным тол­ко­ва­ни­ем са­краль­ных тек­стов. По­се­щал евр. об­щи­ны Са­ло­ники, Стам­бу­ла, Каи­ра, Ро­до­са, со­вер­шил па­лом­ни­че­ст­во в Ие­ру­са­лим. При по­мо­щи На­та­на из Га­зы С. Ц. объ­я­вил се­бя в 1665 спа­си­те­лем (ма­ши­ах, см. Мес­сия), по­обе­щав ев­ре­ям чу­дес­ное спа­се­ние и мис­тич. пе­ре­не­се­ние в не­бес­ный Ие­ру­са­лим, что в ус­ло­ви­ях жес­то­ких евр. по­гро­мов (1648–49) на Ук­раи­не во вре­мя вос­ста­ния Бо­гда­на Хмель­ниц­ко­го и в Ев­ро­пе во вре­мя Три­дца­ти­лет­ней вой­ны 1618–48 с эн­ту­зи­аз­мом бы­ло вос­при­ня­то зна­чит. ча­стью евр. на­се­ле­ния. В 1666 С. Ц. явил­ся к ос­ман­ско­му сул­та­ну Мех­ме­ду IV, воз­мож­но, на­ме­ре­ва­ясь об­ра­тить его в иу­да­изм, но был аре­сто­ван и под уг­ро­зой каз­ни при­нял ис­лам (но­вое имя – Мех­мед Эфен­ди). Ве­ро­от­ступ­ни­че­ст­во при­ве­ло к мас­со­во­му раз­оча­ро­ва­нию б. ч. ев­ре­ев, но не­ко­то­рые из его по­сле­до­ва­те­лей вос­при­ня­ли этот шаг как мис­ти­че­ски обу­слов­лен­ное по­ве­де­ние мес­сии, про­хо­дя­ще­го пе­ред окон­ча­тель­ным из­бав­ле­ни­ем че­рез безд­ны гре­хо­па­де­ния. Да­ты ро­ж­де­ния и смер­ти С. Ц. по иу­дей­ско­му ка­лен­да­рю при­шлись на 9 ава (день трау­ра в па­мять о раз­ру­ше­нии Пер­во­го и Вто­ро­го Ие­ру­са­лим­ско­го хра­мов), что для по­сле­до­ва­те­лей С. Ц. ста­ло мис­тич. сви­де­тель­ст­вом о его мес­си­ан­ст­ве. В те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни уче­ние С. Ц. про­дол­жа­ло су­ще­ст­во­вать в раз­ных евр. об­щи­нах и со­ста­ви­ло ос­но­ву ря­да сек­тант­ских дви­же­ний, сре­ди ко­то­рых наи­бо­лее из­вест­ны фран­ки­сты в Вост. Ев­ро­пе (18–19 вв.) и му­суль­ман­ско-иу­дей­ская сек­та дён­ме, су­ще­ст­вую­щая в Тур­ции до­ны­не. Не­ко­то­рое влия­ние саб­ба­ти­ан­ст­во ока­за­ло на фор­ми­ро­ва­ние вост.-ев­роп. ха­си­диз­ма.

Лит.: Шо­лем Г. Ос­нов­ные те­че­ния в ев­рей­ской мис­ти­ке. М.; Ие­ру­са­лим, 2007.

Вернуться к началу