НАТА́Н ИЗ ГАЗЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАТА́Н из Газы (Авраам Натан Биньямин бен Элиша а-Леви Ашкенази) [1643/44, Иерусалим – 1680, Ускюб (ныне Скопье, Македония)], вдохновитель и один из главных деятелей саббатианства (мессианского движения в иудаизме), известный как саббатианский пророк.
Изучал Талмуд под рук. Якова Хагиза (1620–74). После переезда в 1663 в Газу женился на дочери богатого португ. еврея, начал изучение каббалы (1664). Переживал мистич. видения; в продолжительном экстазе увидел на божественном престоле изображение каббалиста Саббатая, известного в евр. общинах своим экзальтированным поведением. Сблизившись с Саббатаем, Н. убедил его, что тот является Мессией, а самого себя объявил пророком Элияху (Илиёй). Весной 1665 Н. пророчествовал о том, что около середины следующего года Мессия должен явиться в своём могуществе, пленить тур. султана и утвердить власть Израиля над всеми народами мира; Н. станет владеть Турцией, а Саббатай будет побеждать др. народы. Пророчества Н. быстро распространились в евр. общинах, вызвав мессианское движение, названное по имени Саббатая саббатианством. После перехода Саббатая в ислам под давлением тур. властей в 1666 Н. оправдывал его поступок в соч. «Друш а-менора» («Толкование о светоче»). В нояб. 1666, опасаясь преследований, Н. вместе с семьёй бежал из Газы, проведя оставшуюся часть жизни в скитаниях. Он посетил Измир, Эдирне, Салоники, о-ва Хиос и Корфу, Венецию, Болонью, Флоренцию, Ливорно, Рим, был в болг. и алб. землях.
Наиболее полно антиномизм и дуализм каббалистич. учения Н. нашли выражение в соч. «Сефер а-брия» («Книга о сотворении мира», 1670).