КОРДОВЕ́РО МОШЕ БЕН ЯАКОВ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРДОВЕ́РО Моше бен Яаков (акроним Рамак – Рабби Моше Кордоверо) [1522–1570, Цфат (Сафед), ныне Израиль], один из крупнейших представителей цфатской каббалы.
Вероятно, его родители происходили из Испании. В г. Цфат (Верхняя Галилея) К. стал учеником каббалистов И. Каро и Ш. Алкабеца (К. – родственник последнего), впоследствии – главой иешивы и членом раввинского суда, учителем И. Лурии, Э. де Видаса и др. Наиболее известный, ранний труд К. – «Пардес Римоним» («Гранатовый сад», 1554) – представляет собой своеобразный комментарий к важнейшему каббалистич. соч. «Зогар». В нём К. в полемич. форме пытался соединить разл. тенденции в евр. мистике: как мистики теософского направления (каббалы «Зогара»), так и экстатической (пророческой) каббалы А. Абулафии. В более зрелом трактате «Элима рабати» («Великий Элим», ок. 1559, изд. 1881) К. систематически изложил свои теологич. взгляды. Известны также его комментарий к «Зогару» – «Ор якар» («Драгоценный свет»), небольшой трактат по каббалистич. этике «Томер Двора» («Пальма Деборы») и некоторые др. сочинения.
Учение К. отличается артикулированным монизмом и представляет собой попытку синтезировать каббалистич. мысль и разработать интегрированную систему её разнообразных направлений. К. стремился соединить представление о Боге как о трансцендентной сущности с концепцией личного Бога, поэтому центральной проблемой его теологии стало соотношение между эйн-соф (трансцендентным Богом) и сфирот (эманациями), испускаемыми Богом. Согласно К., сфирот суть и Божественная субстанция (ацмут) и «инструменты» или «сосуды» (келим) Бога одновременно. Сфирот являются сущностями, эманированными из Бога вовне, но Его субстанция им имманентна. Божественная эманация не является необходимой, но порождена свободным проявлением Божественной воли. Эманация сфирот описывается К. как диалектич. процесс. Для того чтобы открыться, Бог должен сокрыть Самого Себя. Это сокрытие является процессом возникновения сфирот, а через сфирот Бог открывается, поэтому «открытие есть причина сокрытия, а сокрытие – причина открытия».
В гл. вопросе этики о добре и зле К. придерживался мнения, что существует только добро, понимая зло лишь как отсутствие последнего. Это представление являлось антитетичным концепции Лурии. Учениками К. были написаны два классич. сочинения по каббалистич. этике: «Сефер харедим» («Книга праведных») и «Решит хохма» («Начало премудрости»), положившие начало новому жанру в евр. лит-ре, получившему распространение в 17–18 вв. Эти книги определяли правила поведения в соответствии с идеями каббалы. Каббала К. и его школы была особенно популярна в 17 в.; однако, существенно отличаясь от доминировавшей впоследствии лурианской школы, она сохранила влияние и позднее, в частности в учении хасидизма.