Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШУМЕ́РСКИЙ ЯЗЫ́К

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 157-158

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ШУМЕ́РСКИЙ ЯЗЫ́К (ус­тар. – шу­ме­рий­ский язык, су­ме­рий­ский язык), язык древ­не­го на­се­ле­ния Юж. Ме­со­по­та­мии [юж. Дву­ре­чья (ны­не Ирак)]. На про­тя­же­нии поч­ти все­го 3-го тыс. до н. э. был осн. разг. и письм. язы­ком в этом ре­гио­не, ис­поль­зо­вал­ся в ка­че­ст­ве офиц. яз. в на­хо­див­ших­ся здесь го­ро­дах-го­су­дар­ст­вах. В кон. 3-го – нач. 2-го тыс. до н. э. по­сте­пен­но вы­тес­нен из уст­но­го оби­хо­да ак­кад­ским язы­ком (и пе­ре­стал быть жи­вым язы­ком), в 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. вы­тес­нен им и из офиц. об­ще­ния, од­на­ко вплоть до кон. 1-го тыс. до н. э. изу­чал­ся и ис­поль­зо­вал­ся как язык де­ло­про­из­вод­ст­ва, лит-ры и как куль­то­вый язык.

Ш. я. из­вес­тен по за­пи­сан­ным кли­нопи­сью па­мят­ни­кам (неск. де­сят­ков ты­сяч тек­стов), про­ис­хо­дя­щих б. ч. из Юж. Ме­со­по­та­мии. Счи­та­ет­ся, что наи­бо­лее древ­ние бес­спор­но шу­ме­роя­зыч­ные па­мят­ни­ки это­го ре­гио­на (тек­сты из Ура) соз­да­ны ок. 2800 до н. э. [язык об­на­ру­жен­ных в Уру­ке бо­лее древ­них (да­ти­руе­мых ок. 3200 до н. э.) па­мят­ни­ков, за­пи­сан­ных на гли­ня­ных и ка­мен­ных таб­лич­ках пик­то­гра­фи­че­ским про­ток­ли­но­пис­ным (см. так­же Пик­то­гра­фия) пись­мом, окон­ча­тель­но не ква­ли­фи­ци­ро­ван – воз­мож­но, Ш. я. или один из бо­лее древ­них язы­ков, бы­то­вав­ших в Ме­со­по­та­мии до при­хо­да шу­ме­ров]. На ос­но­ва­нии ана­ли­за осо­бен­но­стей пись­ма, язы­ка и ор­фо­гра­фии, от­ра­жён­ных в па­мят­ни­ках, в ис­то­рии Ш. я. вы­де­ля­ют­ся пе­рио­ды: ар­хаи­че­ский (до сер. 28 в. до н. э.), пе­ри­од Фа­ры (сер. 28 – 26 вв. до н. э.), ста­ро­шу­мер­ский (25 – сер. 24 вв. до н. э.), ста­ро­ак­кад­ский (сар­го­нов­ский; сер. 24 – сер. 22 вв. до н. э.), но­во­шу­мер­ский (сер. 22 – 21 вв. до н. э.), позд­не­шу­мер­ский (ста­ро­ва­ви­лон­ский; 20–17 вв. до н. э.), по­сле­шу­мер­ский (16–2 вв. до н. э.). В позд­не­шу­мер­ский пе­ри­од мёрт­вый Ш. я. про­дол­жа­ли изу­чать в пис­цо­вых шко­лах как письм. язык. Па­мят­ни­ки пред­став­ле­ны адм. и пра­во­вы­ми до­ку­мен­та­ми (де­ло­вые пись­ма, су­деб­ные про­то­ко­лы, до­го­во­ры о ку­п­ле-про­да­же, эти­кет­ки, кви­тан­ции, дол­го­вые рас­пис­ки и др.), цар­ски­ми (стро­ит. и по­свя­тит.) над­пи­ся­ми, лит. ком­по­зи­ция­ми [ми­фа­ми, эпич. ска­за­ния­ми, пла­ча­ми о раз­ру­ше­нии шу­мер­ских го­ро­дов, гим­на­ми бо­гам, их хра­мам, обо­же­ст­в­лён­ным ца­рям, мо­лит­ва­ми, ри­ту­аль­ны­ми пла­ча­ми, за­кли­на­ния­ми, лю­бов­ны­ми пес­ня­ми, диа­ло­га­ми-спо­ра­ми ме­ж­ду разл. пред­ме­та­ми и яв­ле­ния­ми (спор Зи­мы с Ле­том, Де­ре­ва с Тро­ст­ни­ком и т. п.), по­сло­ви­ца­ми, по­уче­ния­ми и др.]. Из­вест­но ок. 50 лит. ком­по­зи­ций, за­пи­сан­ных на таб­лич­ках 26 в. до н. э. из Фа­ры и Абу-Са­ля­би­ха, а так­же отд. эк­зем­п­ля­ры та­ких про­из­ве­де­ний, да­ти­руе­мых 2-й пол. 3-го тыс. до н. э., что сви­де­тель­ст­ву­ет о су­ще­ст­во­ва­нии лит. тра­ди­ции на Ш. я. в пе­ри­од, ко­гда он ещё был жи­вым язы­ком. Ос­нов­ная же часть лит. ком­по­зи­ций со­хра­ни­лась в позд­не­шу­мер­ских ко­пи­ях. Боль­шое зна­че­ние для ис­сле­до­ва­ния Ш. я. име­ют так­же т. н. лек­сич. спи­ски, слу­жив­шие ос­но­вой пре­по­да­ва­ния Ш. я. в пис­цо­вых шко­лах [cоздавались вплоть до кон. 1-го тыс. до н. э.; пред­став­ля­ют со­бой од­но- и дву­языч­ные (шу­ме­ро-ак­кад­ские, а так­же шу­ме­ро-хур­рит­ские, шу­ме­ро-хетт­ские, шу­ме­ро-уга­рит­ские) пе­реч­ни зна­ков и слов]. Из­вест­ны спи­ски наз­ва­ний долж­но­стей, про­фес­сий, разл. жи­вот­ных, имён бо­гов, то­по­ни­мов, наз­ва­ний раз­но­го ро­да пред­ме­тов, а так­же спря­гае­мых форм гла­го­лов и грам­ма­тич. эле­мен­тов Ш. я. с пе­ре­во­да­ми на ак­кад­ский яз. и с по­яс­не­ния­ми на нём.

Род­ст­во Ш. я. с др. язы­ка­ми не ус­та­нов­ле­но. Тер­ри­то­ри­аль­ные диа­лек­ты не вы­яв­ле­ны. При­ня­то вы­де­лять т. н. диа­лект эме­гир, на ко­то­ром на­пи­са­на осн. часть шу­мер­ских тек­стов, и лит. со­цио­лект эме­саль, за­фик­си­ро­ван­ный в ря­де лит. про­из­ве­де­ний с нач. 2-го тыс. до н. э., в ко­то­рых на нём го­во­рят жен­щи­ны, бо­ги­ни и жре­цы-пев­чие. Эме­саль име­ет ряд фо­не­тич. и лек­сич. осо­бен­но­стей. В позд­них лек­сич. спи­сках, со­став­лен­ных ак­кад­ски­ми пис­ца­ми, упо­мя­ну­ты и др. со­цио­лек­ты (пас­ту­хов, ло­доч­ни­ков, мо­ря­ков и т. п.), од­на­ко фи­кси­рую­щие их письм. па­мят­ни­ки не об­на­ру­же­ны.

Ре­кон­ст­рук­ция фо­но­ло­гич. сис­те­мы Ш. я. за­труд­не­на в свя­зи с осо­бен­но­стя­ми гра­фи­ки. Ус­та­нов­лен­ный ми­ни­маль­но воз­мож­ный со­став глас­ных фо­нем (см. Во­ка­лизм) – a, e, i, u. Тра­ди­ци­он­но опи­сы­вае­мый со­став кон­со­нан­тиз­ма – b, p, d, t, g, k, z, s, š, h, r, l, m, n, g̃, для тек­стов ран­не­го пе­рио­да так­же r̂. Зву­ко­вая реа­ли­за­ция фо­нем окон­ча­тель­но не ус­та­нов­ле­на.

Ко­рень шу­мер­ских слов обыч­но со­сто­ит из 1–2 сло­гов, ре­же – из 3. Об­ще­при­ня­то, что ос­таль­ные мор­фе­мы мо­гут со­сто­ять как из 1 со­глас­но­го, та­к и из 1 и бо­лее сло­гов. Ха­рак­тер­ны ре­гу­ляр­ное стя­же­ние глас­ных на сты­ке мор­фем, про­грес­сив­ная и рег­рес­сив­ная гар­мо­ния глас­ных в аф­фик­сах форм гла­го­лов (в оп­ре­де­лён­ные пе­рио­ды, ви­ди­мо, дей­ст­во­ва­ла тен­ден­ция и к гар­мо­ни­за­ции глас­ных в кор­не). В тек­стах ста­ро­шу­мер­ско­го и на­ча­ла ста­ро­ак­кад­ско­го пе­рио­дов за­сви­де­тель­ст­во­ва­на т. н. ста­ро­шу­мер­ская гар­мо­ния глас­ных, за­клю­чаю­щая­ся в упо­доб­ле­нии глас­ных e и i пре­фик­сов гла­го­ла глас­но­му сле­дую­ще­го сло­га.

Ш. я. от­но­сит­ся к агг­лю­ти­на­тив­ным язы­кам. Час­ти ре­чи – су­ще­ст­ви­тель­ное, ме­сто­име­ние [са­мо­сто­ят. лич­ные, энк­ли­тич. при­тя­жа­тель­ные (см. Кли­ти­ка), са­мо­сто­ят. и энк­ли­тич. ука­за­тель­ные, са­мо­сто­ят. во­про­си­тель­ные], чис­ли­тель­ное, гла­гол, на­ре­чие. В функ­ции при­ла­га­тель­ных ис­поль­зу­ют­ся имен­ные фор­мы гла­го­лов со зна­че­ни­ем ка­че­ст­ва, при­зна­ка, свой­ст­ва. Зна­че­ния от­но­сит. при­ла­га­тель­ных пе­ре­да­ют су­ще­ст­ви­тель­ные в род. п. Име­ет­ся класс слу­жеб­ных слов – час­ти­цы, меж­до­ме­тия, под­чи­нит. сою­зы. В функ­ции пред­ло­гов ис­поль­зу­ют­ся су­ще­ст­ви­тель­ные со зна­че­ни­ем час­тей те­ла или эле­мен­тов про­странст­вен­ной ори­ен­та­ции.

Пред­став­ле­ны сле­дую­щие грам­ма­ти­че­ские ка­те­го­рии: чис­ло [у су­ще­ст­ви­тель­но­го (неск. ти­пов мно­же­ст­вен­но­сти), ме­сто­име­ния, гла­го­ла], па­деж (аб­со­лют­ный, эр­га­тив­ный, ме­ст­но-на­пра­вит., да­тель­ный, ме­ст­ный, со­вме­ст­ный, ис­ход­ный, на­пра­вит., ро­дит., срав­нит.; у су­ще­ст­ви­тель­но­го и ме­сто­име­ния), класс [вы­де­ля­ют­ся 2 клас­са су­щест­ви­тель­ных – одуш. име­на (лю­дей, бо­гов, пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ных жи­вот­ных и пред­ме­тов) и не­одуш. име­на (жи­вот­ных, пред­ме­тов, яв­ле­ний и др.)], вид, на­кло­не­ние (12 на­кло­не­ний), про­странст­вен­ная ори­ен­та­ция (в гла­голь­ной фор­ме вы­ра­жа­ет­ся пре­фик­са­ми ори­ен­та­ции и про­странст­вен­ны­ми пре­фик­са­ми).

Ш. я. от­но­сит­ся к язы­кам эр­га­тив­но­го строя. Ба­зо­вый по­ря­док слов «субъ­ект + объ­ект + пре­ди­кат».

В лек­си­ке зна­чит. ко­ли­че­ст­во за­им­ство­ван­ий из ак­кад­ско­го язы­ка.

Ис­сле­до­ва­ни­ем Ш. я. за­ни­ма­ет­ся шу­ме­ро­ло­гия.

Лит.: Falkenstein A. Das Sumerische. Leiden, 1959; Дья­ко­нов И. М. Шу­мер­ский язык // Язы­ки Азии и Аф­ри­ки. М., 1979. Т. 3; Hay­es J. L. A manual of Sumerian grammar and texts. Malibu, 1990; Thomsen M.-L. The Sume­rian language. 3rd ed. Cph., 2001; Edzard D. O. Sumerian grammar. Boston, 2003; Ка­не­ва И. Т. Шу­мер­ский язык. 2-е изд. СПб., 2006; Ка­не­ва И. Т., Коз­ло­ва Н. В., Ви­зи­ро­ва Е. Ю. Шу­мер­ский язык // Язы­ки ми­ра. Древ­ние ре­лик­то­вые язы­ки Пе­ред­ней Азии. М., 2010.

Сло­ва­ри: The Sumerian dictionary of the Uni­versity Museum of the University of Pennsyl­vania // psd.museum.upenn.edu/epsd/.

Вернуться к началу