Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́ПТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 217

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КО́ПТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, ли­те­ра­ту­ра на копт­ском язы­ке. Бы­ла рас­про­стра­не­на сре­ди егип­тян в пер­вые ве­ка н. э. до араб. за­вое­ва­ния (7 в.), а так­же сре­ди час­ти на­се­ле­ния Егип­та, со­хра­нив­шей хри­сти­ан­ст­во, по­сле араб. за­вое­ва­ния и до 18 в. Наи­бо­лее ран­ние тек­сты – за­пи­си греч. бу­к­ва­ми егип. за­кли­на­ний. Пер­вые письм. па­мят­ни­ки К. л. – пе­ре­во­ды биб­лей­ских книг с греч. яз. В 1-й пол. 4 в. воз­ник­ла ори­ги­наль­ная К. л., раз­ви­вав­шая­ся пре­им. в мо­на­сты­рях: мо­на­стыр­ский ус­тав, по­уче­ния, про­по­ве­ди и по­сла­ния Па­хо­мия Ве­ли­ко­го; со­чи­не­ния его уче­ни­ков Фео­до­ра и Хор­си­эсе. Сфор­ми­ро­вал­ся жанр мар­ти­ро­ло­га; из­вес­тен цикл, при­пи­сы­вае­мый Юлию из Кбах­са (4 в.). Круп­ней­ший пи­са­тель кон. 4 – 1-й пол. 5 вв. – Ше­ну­те, на­стоя­тель Бе­ло­го мон. в Верх­нем Егип­те: в его по­сла­ни­ях и про­по­ве­дях, от­ме­чен­ных вы­со­ким сти­ли­стич. мас­тер­ст­вом, ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся ал­ле­го­рии и мис­тич. сим­во­ли­ка. Со­хра­ни­лись био­гра­фия Ше­ну­те и по­сла­ния, на­пи­сан­ные его пре­ем­ни­ком Бе­сой (5 в.). Боль­шое ме­сто в К. л. за­ни­ма­ли из­ре­чения пус­тын­ни­ков, ле­ген­ды о мо­на­хах и от­шель­ни­ках (цикл ле­генд о мо­на­сты­ре Ши­эт). К об­шир­ной жи­тий­ной лит-ре при­мы­ка­ет ле­ген­да об Ил­ла­рии, до­че­ри им­пе­ра­то­ра Зе­но­на, ко­то­рая под ви­дом мо­на­ха слу­жи­ла в мо­на­сты­ре. На хри­сти­ан­ском Вос­то­ке бы­ли хо­ро­шо из­вест­ны ска­за­ния о мо­на­хах Нит­рий­ской пус­ты­ни; не­ко­то­рые из них во­шли в рус­ские Че­тьи-Ми­неи.

Пе­ре­вод­ная лит-ра доа­раб­ско­го пе­рио­да, по­ми­мо биб­лей­ских тек­стов, пред­став­ле­на гно­стич. со­чи­не­ния­ми (тек­сты в со­ста­ве Наг-Хам­ма­ди ру­ко­пи­сей, ори­ги­на­лы ко­то­рых б. ч. не­из­вест­ны), ма­ни­хей­ски­ми тек­ста­ми из Ма­ди­нат-Ма­ди, про­из­ве­де­ния­ми дея­те­лей ран­ней хри­сти­ан­ской Церк­ви (Иг­на­тия Ан­ти­охий­ско­го, Кли­мен­та Алек­сан­д­рий­ско­го и др.), цер­ков­ных ие­рар­хов Егип­та, пи­сав­ших по-гре­че­ски. Мно­гие копт­ские про­из­ве­де­ния, в свою оче­редь, пе­ре­во­ди­лись на эфи­оп., араб., си­рий­ский и др. язы­ки; ис­то­рич. труд «Хро­ни­ка», от­но­ся­щий­ся ко вре­ме­ни араб. за­вое­ва­ния, со­хра­нил­ся лишь в пе­ре­во­де на эфи­оп. язык.

По­сле араб. за­вое­ва­ния на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся сло­вес­ность свет­ско­го раз­вле­ка­тель­но­го ха­рак­те­ра. В кон. 1-го тыс. воз­ник­ла по­эзия, поя­ви­лись за­пи­си ска­зок, ле­генд, за­га­док. По­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись сти­хо­твор­ные про­из­ве­де­ния в фор­ме диа­ло­га: ле­ген­да об Ар­хел­ли­те, по­ве­ст­вую­щая о ге­рое, раз­оча­ро­вав­шем­ся в мир­ской жиз­ни и ушед­шем в мо­на­стырь; сказ­ка о Фео­до­сии и Дио­ни­сии – двух ни­щих бат­ра­ках, из ко­то­рых один ста­но­вит­ся им­пе­ра­то­ром, а дру­гой ар­хи­епи­ско­пом. Ряд пе­сен-ска­зок по­свя­щён ца­рю Со­ло­мо­ну и ца­ри­це Сав­ской. Со­хра­нив­шие­ся лишь во фраг­мен­тах «Ро­ман о Кам­би­се» и копт­ская пе­ре­ра­бот­ка «Ро­ма­на об Алек­сан­д­ре» (см. «Алек­сан­д­рия») сви­де­тель­ст­ву­ют о бы­то­ва­нии в К. л. круп­ных по­ве­ст­во­ват. жан­ров.

В 11–12 вв. в ре­зуль­та­те вы­тес­не­ния копт­ско­го яз. араб­ским коп­т­ская лит. тра­ди­ция ста­ла уга­сать. На­чи­ная с 13–14 вв. со­з­да­ют­ся со­чи­не­ния на мёрт­вом книж­ном копт­ском яз. («Жи­тие Ио­ан­на Фа­нид­жой­ско­го», 13–14 вв.; ано­ним­ная по­эма «Триа­дон», 14 в.). До 18 в. на копт­ском яз. со­чи­ня­лись пре­им. цер­ков­ные гим­ны.

Изд.: Ерн­ш­тедт П. В. Копт­ские тек­сты Го­су­дар­ст­вен­но­го Эр­ми­та­жа. М.; Л., 1959; он же. Копт­ские тек­сты Го­су­дар­ст­вен­но­го му­зея изо­бра­зи­тель­ных ис­кусств им. А. С. Пуш­ки­на. М.; Л., 1959; Ке­фа­лайа («Гла­вы»). Копт­ский ма­ни­хей­ский трак­тат / Пер., ком­мент., глос­са­рий, указ. Е. Б. Сма­ги­ной. М., 1998; Из­ре­че­ния еги­пет­ских от­цов. Па­мят­ни­ки ли­те­ра­ту­ры на копт­ском язы­ке / Вве­де­ние, пер., ком­мент. А. И. Елан­ской. 2-е изд. СПб., 2001; Пре­муд­рость Ии­су­са Хри­ста. Апок­ри­фи­че­ские бе­се­ды Ии­су­са Хри­ста с уче­ни­ка­ми / Пер., вступ. ст., ком­мент. А. И. Елан­ской. СПб., 2004.

Лит.: Leipoldt J. Geschichte der koptischen Literatur // Die Literaturen des Ostens. Lpz., 1907. Bd 7; Ту­ра­ев Б. А. Копт­ская ли­те­ра­ту­ра // Ли­те­ра­ту­ра Вос­то­ка. П., 1920; Morenz S. Die koptische Literatur // Handbuch der Orien­talistik. Leiden, 1952. Bd 1; Хос­ро­ев А. Л. Из ис­то­рии ран­не­го хри­сти­ан­ст­ва в Егип­те. М., 1997; он же. Па­хо­мий Ве­ли­кий: (из ран­ней ис­то­рии об­ще­жи­тель­но­го мо­на­ше­ст­ва в Егип­те). СПб., 2004.

Вернуться к началу