А́РФА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́РФА (нем. Harfe, от общегерм. *harpa; в др.-исл. эпосе – harpa, в др.-англ. – hearpe; итал. – arpa), струнный щипковый инструмент (хордофон). Струны разной длины натянуты между корпусом (резонатором) и отходящей от него шейкой. Типологически различаются А. дуговая, угловая, рамная. 1-й и 2-й типы подразделяются на 2 вида – вертикальный (более обычный) и горизонтальный (корпус инструмента располагается параллельно плоскости пола). Оба типа характерны для культур Азии и Африки, рамная А. – для Европы.
Древнейший тип – дуговая А. (линия корпуса и шейки образует дугу). Первые изображения относятся к цивилизациям Шумера (ок. 3000 до н. э.) и Древнего Египта (сер. 3-го тыс. до н. э.). Есть свидетельства о существовании дуговой А. в цивилизации долины Инда (сер. 3-го – сер. 2-го тыс. до н. э.). Приблизительно с 3 в. до н. э. становится характерной для Юж. и Юго-Вост. Азии. В 20 в. встречается в Афганистане и Пакистане (т. н. кафирская А.), Мьянме (саун гаук – бирманская А.), известна у ряда народов Африки.
Угловая А. (линия корпуса и шейки образует угол), первые образцы которой известны также по материалам Месопотамии и Древнего Египта (2-е тыс. до н. э.), перешла в Древний Иран, Древнюю Грецию, Древний Рим, к сарматам, на Кавказ. На протяжении 1-го тыс. н. э. распространилась едва ли не по всей Азии (специфич. виды – в Ср. Азии, на Алтае, в Китае и др.). До 20 в. сохранялась у абхазов, адыгов, балкарцев, карачаевцев, осетин, сванов, манси, хантов, якутов.
Рамная А. (треугольная в плане конструкция образована корпусом, шейкой и соединяющей их штангой) также известна с древности: первое изображение, найденное в Мегиддо (сиро-палестино-финикийский регион), датируется 3300–3000 до н. э. Этот же тип зафиксирован в кикладской культуре (2800–2600 до н. э.). В Европе появилась приблизительно в 8 в. у кельт. населения Британских о-вов (см. Кельтская арфа). Название «А.», по-видимому, первоначально относилось к разновидности лиры (см. Крота). Письм. употребление слова harpa впервые засвидетельствовано на латыни ок. 600 в гимне Венанция Фортуната, где А. противопоставлена римской и греческой лире как «варварский» инструмент. Взаимозаменяемость понятий «А.» и «лира» сохранялась на протяжении веков [зафиксирована, напр., у С. Вирдунга в «Немецком трактате о музыке» («Musica getutscht», 1511)].
В континентальную Европу рамная А. пришла приблизительно на рубеже 10–11 вв. Форма её изменялась со временем, и первоначально небольшой, но массивный инструмент к 18 в. приобрёл изящный совр. силуэт. Средневеково-ренессансная А. имела диатонич. настройку. Поиски возможностей хроматич. изменения звуков (приблизительно с 16 в.) привели к изобретению в 1720 педального механизма: нем. мастер Я. Хохбруккер создал т. н. крючковую А. с педалями. Новый период в развитии иск-ва игры на А. начался после 1801, когда франц. мастер С. Эрар изобрёл инструмент с т. н. педалями двойного действия (патент 1810): такая А. может перестраиваться во все тональности. Совр. А. (выс. ок. 180 см) имеет 46–47 струн; в прямой штанге-колонне размещены связанные с педалями рычаги механизма перестройки. Исходный строй – диатонич. звукоряд до-бемоль-мажора, каждая из 7 педалей, повышающих строй на полутон или тон, воздействует на все одноим. струны (за исключением 2 верхних и 2 нижних). Полный диапазон – от «до(-бемоль)» контроктавы до «соль(-диез)» 4-й октавы. Музыка для А. записывается на 2 нотоносцах (как для фп.).
А. широко распространена в Зап. Европе со времён Средневековья, однако вплоть до 18 в. она не имела самостоят. репертуара, разделяя его с лютневыми и клавишными инструментами. В оперном оркестре 17–18 вв. (впервые у К. Монтеверди) применялась для придания музыке «античного» или «библейского» колорита. В симфонич. оркестре укрепилась начиная с Г. Берлиоза, в России – с М. И. Глинки, наиболее эффектно звучит в оркестровых соло (балеты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, оперы и симфонич. произведения Н. А. Римского-Корсакова). Для А. писали К. Ф. Э. Бах, И. К. Бах, Г. Ф. Гендель (Концерт для органа или А. с оркестром, 1736), В. А. Моцарт (Концерт для А. и флейты с оркестром K299), мн. композиторы-арфисты 18–19 вв. В связи с развитием сольного исполнительства в 20 в. игра на А. обогатилась рядом особых технич. приёмов; произведения для А. создали К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, Б. Бриттен, А. Казелла, Ж. Тайфер, концерты для А. с оркестром написали Р. М. Глиэр (1938), А. В. Мосолов (1939), Э. Вила Лобос (1953), А. Жоливе, Д. Мийо, Э. Кшенек, А. Хинастера и др. Крупнейшие арфисты: Р. Н. Ш. Бокса, Э. Пэриш-Альварс, А. Ренье, М. Турнье, В. Поссе, К. Сальседо, М. Гранжани, Н. Сабалета; представители рус. школы: А. Г. Цабель, И. И. Эйхенвальд, Е. А. Вальтер-Кюне, А. И. Слепушкин, Н. Г. Парфёнов, Н. И. Амосов, М. А. Корчинская, К. А. и О. Г. Эрдели, В. Г. Дулова, Е. А. Синицына, Э. А. Москвитина, Н. Х. Шамеева.