Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭРА́Р СЕБАСТЬЕН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 420-421

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЭРА́Р (Érard) Се­ба­сть­ен (5.4.1752, Страс­бур – 5.8.1831, Ла-Мю­эт, ны­не в чер­те Па­ри­жа), франц. ин­ст­ру­мен­таль­ный мас­тер, из­го­тав­ли­вав­ший кла­виш­ные му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты и ар­фы. Сын крас­но­де­рев­щи­ка. С 1768 в Па­ри­же. В 1777 по­стро­ил пер­вое во Фран­ции мо­ло­точ­ко­вое фор­те­пиа­но (по за­ве­зён­ным нем. и англ. об­раз­цам). В 1780 вме­сте с бра­том Жа­ном Ба­ти­стом (1749–1826) ос­но­вал пред­при­ятие, вско­ре по­лу­чив­шее из­вест­ность во всей Ев­ро­пе и по­ложив­шее на­ча­ло од­ной из круп­ней­ших в ис­то­рии фирм муз. ин­ст­ру­мен­тов. В сер. 1780-х гг. скон­ст­руи­ро­вал кла­ви­ор­ган (piano organisé) – ин­ст­ру­мент, со­че­таю­щий кон­ст­рук­тив­ные осо­бен­ности фор­те­пиа­но и ор­га­на-по­зи­ти­ва. В 1786 от­крыл своё де­ло в Лон­до­не, ку­да пе­ре­ехал в нач. 1790-х гг. В 1796 вер­нул­ся в Па­риж. В 1810 изо­брёл ар­фу с пе­даль­ным ме­ха­низ­мом двой­но­го дей­ст­вия; этот тип ар­фы, по­зво­лив­ший иг­рать во всех то­наль­но­стях, лёг в ос­но­ву по­сле­дую­щих мо­де­лей ин­ст­ру­мен­та (ши­ро­кое вне­дре­ние ин­ст­ру­мен­та на­ча­лось с 1815, ко­гда Э. пред­ста­вил его Франц. ака­де­мии ис­кусств). Сле­дую­щим важ­ней­шим изо­бре­те­ни­ем Э. яви­лась но­вая фп. ме­ха­ни­ка (1821), позд­нее на­зван­ная ме­ха­ни­кой с «двой­ной ре­пе­ти­ци­ей» (впер­вые по­ка­за­на на Па­риж­ской вы­став­ке в 1823); в даль­ней­шем она бы­ла ис­поль­зо­ва­на поч­ти во всех кон­ст­рук­ци­ях фор­те­пиа­но.

По­сле смер­ти Э. фир­ма пе­ре­шла к его пле­мян­ни­ку Пье­ру (1796–1855), про­дол­жив­ше­му усо­вер­шен­ст­во­ва­ние фор­те­пиа­но и арф; ему при­над­ле­жит опи­са­ние дос­ти­же­ний Э.: «The harp in its present improved state compared with the original pedal harp» (1821), «Perfectionnement ap­portés dans le mécanisme du piano par les Erard, depuis l’origine de cet instru­ment jusqu’ ̀а l’exposition de 1834» (1834). Фир­ма Э. в даль­ней­шем су­ще­ст­во­ва­ла под раз­ны­ми на­зва­ния­ми, в 1959 объ­еди­ни­лась с фир­мой «Gaveau» под назв. «Gaveau-Erard».

Вернуться к началу