ФОРТЕПИА́НО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФОРТЕПИА́НО, фортепьяно (от итал. fortepiano; итал. pianoforte, англ., франц. piano, нем. Klavier), муз. инструмент, ударно-клавишный хордофон. Название объединяет все разновидности роялей и пианино, а также ранний вариант Ф. – хаммерклавир (или молоточковое фортепиано). Гл. конструктивные элементы совр. Ф.: струны (225–230), резонансная дека, опорные конструкции, клавишный и педальный механизмы, корпус. Струны изготавливаются из стальной проволоки, басовые обвиты медной канителью; натягиваются над декой, склеенной из еловых досок толщиной 7–11 мм. Струны и дека крепятся к опорной конструкции, которая представляет собой 2 рамы: деревянную с колковой доской и чугунную – цельную отливку сложного решетчатого строения. Клавишный механизм состоит из клавиатуры и механики. Конструктивно клавиатура представляет собой систему рычагов, качающихся на штифтах. 85–88 клавиш, вырезанных из древесины хвойных пород, расположены на клавиатурной раме. Игровая часть клавиш группируется по октавам, в каждой из которых 7 белых клавиш (как правило, облицованных слоновой костью) и 5 чёрных (т. н. клавиатура фортепианного типа). Механика у Ф. разных типов и фирм устроена по-разному, однако в ней есть 3 осн. узла – т. н. узел фигуры, узел молоточка, узел демпфера. Узел фигуры передаёт движение от нажатой клавиши к молоточку. Головки молоточков обтянуты фильцем (прессованным войлоком) и имеют разную массу и форму: чем выше регистр, тем они меньше и легче. Когда молоточек занимает исходное положение, демпфер опускается на струну и глушит её. Педальный механизм включает обычно 2 педали. Правая через систему передач и рычагов поднимает все демпферы, что позволяет резонировать всем струнам одновременно. Левая педаль несколько смягчает звук.
Совр. Ф. имеет равномерно-темперированный строй. Обычный диапазон концертного Ф. – 7 с четвертью октав: от «ля» субконтроктавы до «до» 5-й октавы, диапазон пианино и кабинетных роялей – 7 октав. Звук Ф. сильнее и протяжённее, чем у его предшественников – клавесина и клавикорда, до полного угасания он может длиться 12–15 с. В отличие от клавесина, на Ф. возможны плавные переходы от форте к пиано и наоборот; передача тонких динамич. градаций – основная особенность фортепиано.
В 18 в. Ф. сосуществовало с клавесином и клавикордом, постепенно вытесняя их из концертной практики: распространение публичных концертов в больших залах требовало от инструментов большей громкости и яркости звучания. Первые Ф. созданы Б. Кристофори (сохранились 3 инструмента 1720-х гг.). Разновидности молоточковой механики независимо от Кристофори были изобретены франц. мастером Ж. Мариусом и нем. мастером И. Г. Шрётером. Одним из первых известных музыкантов, игравших на инструментах Кристофори, был Д. Скарлатти. Механику Кристофори усовершенствовал Г. Зильберман, его поздние модели высоко ценил И. С. Бах. В Англии строительство Ф. разивалось с 1760-х гг., после переезда туда И. К. Баха – одного из первых концертирующих пианистов.
С распространением Ф. развивалось иск-во игры на нём. Один из первых трактатов, где описана специфика игры на Ф., – «Опыт правильного способа игры на клавире» К. Ф. Э. Баха (ч. 1–2, 1753–62); Ф. считалось тогда наиболее подходящим для ансамблевого музицирования и аккомпанемента. Самым ранним из опубликованных сочинений, написанных специально для Ф., считается сборник 12 сонат Л. Джустини (1732). Для Ф. создано большинство клавирных произведений В. А. Моцарта и Й. Гайдна (поздний период). В последней четверти 18 в. образовались 2 ведущие исполнит. школы – венская, культивировавшая «блестящий стиль» (Моцарт, И. Н. Гуммель, И. Мошелес, К. Черни и др., а также М. Клементи), и лондонская (И. Б. Крамер, Дж. Филд и др.) – с мягким звукоизвлечением, предпочтением игры легато, постоянным применением правой педали. Л. ван Бетховен и пианисты рубежа 18–19 вв. подготовили взлёт романтич. фортепианной виртуозности в 1830–40-е гг. в лице Ф. Калькбреннера, С. Тальберга, Ф. Листа, Ф. Шопена. Во 2-й пол. 19 в. исполнит. школы сформировались во многих странах, в России развернулась деятельность А. Г. Рубинштейна и Н. Г. Рубинштейна, из организованных ими консерваторий вышло множество выдающихся пианистов и фп. педагогов: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. А. и Р. Я. Левины, К. Н. Игумнов, М. В. Юдина, В. В. Софроницкий, Л. Н. Оборин, С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс и др.; вне названных консерваторий также сформировались крупнейшие пианисты – В. С. Горовиц, Г. Г. Нейгауз. Среди самых значит. зарубежных пианистов кон. 19 – 20 вв. – Ф. Бузони, М. Лонг, И. Гофман, А. Корто, А. Шнабель, Э. Фишер, Артур Рубинштейн, В. Гизекинг, А. Бенедетти Микеланджели, Г. Гульд. Совр. фп. репертуар чрезвычайно широк, вершины фп. музыки – сочинения Й. Гайдна, Моцарта, Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Шопена, Листа, И. Брамса, П. И. Чайковского, Рахманинова, Скрябина, К. Дебюсси, М. Равеля, Б. Бартока, О. Мессиана, С. С. Прокофьева и др. композиторов.
Во 2-й пол. 19 – нач. 21 вв. изготовление Ф. имеет характер крупного фабричного произ-ва, при этом звуковые качества инструментов, особенно после 2-й мировой войны, несколько стандартизировались. Самые известные фп. фирмы – «Бехштейн», «Блютнер» (Германия), «Бёзендорфер» (Австрия), «Бродвуд» (Великобритания), «Эрар» (Франция), «Стейнвей» (США) и др. В нач. 21 в. фп. произ-во растёт за счёт япон. («Ямаха», «Каваи»), кит. и юж.-кор. фирм. В связи с развитием аутентичного исполнительства некоторые фирмы стали производить молоточковые Ф. по образцам 18 – нач. 19 вв.