БАХ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАХ (Bach) Иоганн Кристиан (5.9.1735, Лейпциг – 1.1.1782, Лондон), нем. композитор и клавесинист. Младший сын И. С. Баха, единственный представитель династии Бах, работавший б. ч. за пределами Германии (был известен как «миланский», или «лондонский» Бах) и достигший прижизненной славы как оперный композитор. Первые уроки музыки получил от родителей (ранние образцы его сочинений – в «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»). После смерти отца воспитывался сводным братом К. Ф. Э. Бахом в Берлине, где создал клавирные концерты, сонаты и др. сочинения в галантном стиле. С 1756 продолжил обучение в Болонье у Дж. Б. Мартини. Под его влиянием перешёл в католичество, стал органистом миланского кафедрального собора. В Милане писал духовные (Магнификат C-dur, Te Deum D-dur, Dies irae c-moll) и камерные произведения, создал свои первые оперы «Артаксеркс» (пост. 1760, Турин), «Катон в Утике» (1761, Неаполь) и «Александр в Индии» (1762, там же; все на либр. П. Метастазио). В 1762 переехал в Лондон, где снискал покровительство королевы Шарлотты (ей посвящены 6 концертов op. 1 для клавесина и струнных) и выступил последователем Г. Ф. Генделя – прежде всего в оперном жанре. Оперы «Орион», «Занаида» (обе 1763), «Милосердие Сципиона» (1778) ставились на сцене Королевского оперного театра в Лондоне, а также в Италии. В 1764–81 вместе с К. Ф. Абелем (композитором, гамбистом, учеником И. С. Баха) организовал цикл ежегодных концертов («Концерты Баха – Абеля»), пользовавшихся громадным успехом и ставших значит. явлением в муз. жизни Лондона. Оказал большое влияние на юного В. А. Моцарта, которого в 1764–65 дружески опекал в Лондоне. В 1770-х гг. ставил свои оперы также в Мангейме («Фемистокл», 1772; «Луций Сулла», 1774) и Париже («Амадис Галльский», на либр. Ф. Кино, 1779).
Стиль сложился под воздействием прежде всего итальянской (преим. миланской) и французской школ, а также музыки отца и берлинской школы. В б. ч. сценич. сочинений Б. следовал традициям итал. оперы-сериа. Им написаны св. 30 опер и (в соавторстве) пастиччо; итал. оратория «Иоас, царь Иудейский» (1770); духовные сочинения для хора или вокальных ансамблей; ок. 10 кантат; камерно-вокальные сочинения; св. 60 симфоний (в т. ч. op. 3, 1765; op. 6, 1770; op. 8, ок. 1775; op. 18, ок. 1782, – по 6 симфоний; 3 симфонии op. 9, 1773) и увертюр; ок. 50 концертных симфоний и концертов для разл. инструментов (из них 25 клавирных, в т. ч. по 6 концертов op. 1, 7, 13); для духовых инструментов – марши и др.; камерно-инструментальные сочинения (в т. ч. 6 квинтетов op. 11 для флейты, гобоя, струнных и бассо континуо, 1774; 35 сонат для клавира и скрипки); для клавира соло – 6 сонат op. 5 (1766), 6 сонат op. 12 (1774) и др.