Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАХ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 117-118

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. П. Милка
Иоганн Кристиан Бах. Портрет работы Т. Гейнсборо. Музыкальный лицей (Болонья).

БАХ (Bach) Ио­ганн Кри­сти­ан (5.9.1735, Лейп­циг – 1.1.1782, Лон­дон), нем. ком­по­зи­тор и кла­ве­си­нист. Млад­ший сын И. С. Ба­ха, един­ст­вен­ный пред­ста­ви­тель ди­на­стии Бах, ра­бо­тав­ший б. ч. за пре­де­ла­ми Гер­ма­нии (был из­вес­тен как «ми­лан­ский», или «лон­дон­ский» Бах) и дос­тиг­ший при­жиз­нен­ной сла­вы как опер­ный ком­по­зи­тор. Пер­вые уро­ки му­зы­ки по­лу­чил от ро­ди­те­лей (ран­ние об­раз­цы его со­чи­не­ний – в «Нот­ной тет­ради Ан­ны Ма­гда­ле­ны Бах»). По­сле смер­ти от­ца вос­пи­ты­вал­ся свод­ным бра­том К. Ф. Э. Ба­хом в Бер­ли­не, где соз­дал кла­вир­ные кон­цер­ты, со­на­ты и др. со­чи­не­ния в га­лант­ном сти­ле. С 1756 про­дол­жил обу­че­ние в Бо­ло­нье у Дж. Б. Мар­ти­ни. Под его влия­ни­ем пе­ре­шёл в ка­то­ли­че­ст­во, стал ор­га­ни­стом ми­лан­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра. В Ми­ла­не пи­сал ду­хов­ные (Маг­ни­фи­кат C-dur, Te Deum D-dur, Dies irae c-moll) и ка­мер­ные про­из­ве­де­ния, соз­дал свои пер­вые опе­ры «Ар­так­серкс» (пост. 1760, Ту­рин), «Ка­тон в Ути­ке» (1761, Не­аполь) и «Алек­сандр в Ин­дии» (1762, там же; все на либр. П. Ме­та­ста­зио). В 1762 пе­ре­ехал в Лон­дон, где сни­скал по­кро­ви­тель­ст­во ко­ро­ле­вы Шар­лот­ты (ей по­свя­ще­ны 6 кон­цер­тов op. 1 для кла­ве­си­на и струн­ных) и вы­сту­пил по­сле­до­ва­те­лем Г. Ф. Ген­де­ля – пре­ж­де все­го в опер­ном жан­ре. Опе­ры «Ори­он», «За­наи­да» (обе 1763), «Ми­ло­сер­дие Сци­пио­на» (1778) ста­ви­лись на сце­не Ко­ро­лев­ско­го опер­но­го те­ат­ра в Лон­до­не, а так­же в Ита­лии. В 1764–81 вме­сте с К. Ф. Абе­лем (ком­по­зи­то­ром, гам­би­стом, уче­ни­ком И. С. Ба­ха) ор­га­ни­зо­вал цикл еже­год­ных кон­цер­тов («Кон­цер­ты Ба­ха – Абе­ля»), поль­зо­вав­ших­ся гро­мад­ным ус­пе­хом и став­ших зна­чит. яв­ле­ни­ем в муз. жиз­ни Лон­до­на. Ока­зал боль­шое влия­ние на юно­го В. А. Мо­царта, ко­то­ро­го в 1764–65 дру­же­ски опе­кал в Лон­до­не. В 1770-х гг. ста­вил свои опе­ры так­же в Ман­гей­ме («Фе­ми­с­токл», 1772; «Лу­ций Сул­ла», 1774) и Па­ри­же («Ама­дис Галль­ский», на либр. Ф. Ки­но, 1779).

Стиль сло­жил­ся под воз­дей­ст­ви­ем пре­ж­де все­го италь­ян­ской (пре­им. ми­лан­ской) и фран­цуз­ской школ, а так­же му­зы­ки от­ца и бер­лин­ской шко­лы. В б. ч. сце­нич. со­чи­не­ний Б. сле­до­вал тра­ди­ци­ям итал. опе­ры-се­риа. Им на­пи­са­ны св. 30 опер и (в со­ав­тор­ст­ве) пас­тич­чо; итал. ора­то­рия «Ио­ас, царь Иу­дей­ский» (1770); ду­хов­ные со­чи­не­ния для хо­ра или во­каль­ных ан­самб­лей; ок. 10 кан­тат; ка­мер­но-во­каль­ные со­чи­не­ния; св. 60 сим­фо­ний (в т. ч. op. 3, 1765; op. 6, 1770; op. 8, ок. 1775; op. 18, ок. 1782, – по 6 сим­фо­ний; 3 сим­фо­нии op. 9, 1773) и увер­тюр; ок. 50 кон­церт­ных сим­фо­ний и кон­цер­тов для разл. ин­ст­ру­мен­тов (из них 25 кла­вир­ных, в т. ч. по 6 кон­цер­тов op. 1, 7, 13); для ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тов – мар­ши и др.; ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ные со­чи­не­ния (в т. ч. 6 квин­те­тов op. 11 для флей­ты, го­боя, струн­ных и бас­со кон­ти­нуо, 1774; 35 со­нат для кла­ви­ра и скрип­ки); для кла­ви­ра со­ло – 6 со­нат op. 5 (1766), 6 со­нат op. 12 (1774) и др.

Соч.: The collected works / Ed. E. Warburton. N. Y., 1984–1999. Vol. 1–48.

Лит.: Schökel H. P. J. C. Bach und die Instrumentalmusik seiner Zeit. Wolfenbüttel, 1926; Tutenberg F. Die Sinfonik J. C. Bachs. Wolfenbüttel, 1928; Terry C. S. J. C. Bach. 2nd ed. L., 1967; Roe S. The keyboard music of J. C. Bach. N. Y., 1989.

Вернуться к началу