БАХ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАХ (Bach) Карл Филипп Эмануэль (8.3.1714, Веймар – 14.12.1788, Гамбург), нем. композитор, клавесинист, муз. теоретик. Был известен как «берлинский» или «гамбургский» Бах. Один из гл. представителей предклассич. «чувствительного», или галантного стиля. Сын и ученик И. С. Баха. В 1723–31 учился в школе при ц. Св. Фомы в Лейпциге (Томасшуле), где работал его отец. Изучал право в университетах Лейпцига (1731–33) и Франкфурта-на-Одере (1734–38). C 1740 служил в Берлине (Потсдаме) клавесинистом капеллы Фридриха II (см. Берлинская школа). Добившись отставки у Фридриха II, Б. в 1768 сменил умершего Г. Ф. Телемана на постах кантора латинской школы (Gymnasium Joanneum) и музик-директора в Гамбурге. Обучал мальчиков, обеспечивал регулярное исполнение музыки в 5 церквах и муз. сопровождение важных гор. событий. Учредил публичные концерты, в которых исполнял произведения Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, Телемана, свои собственные; выступал как импровизатор. В Гамбурге написаны ок. 100 произведений церковных жанров (ранее, в 1749, сочинён Магнификат): «Страсти» (всего около 20), кантаты, оратории (в т. ч. «Израильтяне в пустыне», 1775, «Воскресение и вознесение Иисуса», 1778), мотеты, псалмы, хоралы, литании. Главной для Б., однако, оставалась клавирная, камерно-инструментальная (в т. ч. с участием клавира) и камерно-вокальная («Духовные песни» на тексты К. Штурма) музыка. Многие из его клавирных сочинений рассчитаны на выразит. возможности клавикорда – любимого инструмента Б. Выражал в своём творчестве настроения нем. сентиментализма, с представителями которого (поэтами Ф. Г. Клопштоком, М. Клаудиусом, И. Г. Фоссом) Б. был лично знаком, как и со «штюрмером» Г. В. Герстенбергом (см. «Буря и натиск»). Влияние музыки Б. испытали композиторы венской классической школы. Среди сочинений: св. 40 концертов для 1 или 2 клавиров с оркестром, св. 30 сонатин для клавира с инструментальным ансамблем, ок. 20 сонат для духовых и струнных инструментов с облигатным клавиром, св. 20 клавирных дуэтов; для клавира соло – ок. 200 сонат [в т. ч. 6 «Прусских» (посвящены королю Пруссии, 1742–43), 6 «Вюртембергских» (посвящены герцогу Вюртембергскому, 1744), 6 «сонат с варьированными репризами», 1760] и сонатин, концерты, рондо, фантазии, фуги, вариации, «симфонии», «сольфеджио», менуэты, полонезы, марши; для разл. инструментальных ансамблей – ок. 20 симфоний, ок. 20 сонат, св. 30 трио-сонат; для голоса с сопровождением – св. 100 песен. В трактате «Опыт правильного способа игры на клавире» («Versuch über die wahre Art das Klavier zu spielen», ч. 1–2, 1753–62; факсимильное переизд. – 1957, рус. пер. фрагментов в кн.: «Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII вв.», 1971) проявил себя как крупнейший теоретик клавирного искусства.
Сын Б. – Иоганн Себастьян Бах Младший (1748–78), художник-график.