Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАХ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 120-121

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. П. Милка
К. Ф. Э. Бах.

БАХ (Bach) Карл Фи­липп Эма­ну­эль (8.3.1714, Вей­мар  14.12.1788, Гам­бург), нем. ком­по­зи­тор, кла­ве­си­нист, муз. тео­ре­тик. Был из­вес­тен как «бер­лин­ский» или «гам­бург­ский» Бах. Один из гл. пред­ста­ви­те­лей пред­клас­сич. «чув­ст­ви­тель­но­го», или га­лант­но­го сти­ля. Сын и уче­ник И. С. Ба­ха. В 172331 учил­ся в шко­ле при ц. Св. Фо­мы в Лейп­ци­ге (То­мас­шу­ле), где ра­бо­тал его отец. Изу­чал пра­во в уни­вер­си­те­тах Лейп­ци­га (173133) и Франк­фур­та-на-Оде­ре (173438). C 1740 слу­жил в Бер­ли­не (Пот­сда­ме) кла­ве­си­ни­стом ка­пел­лы Фрид­ри­ха II (см. Бер­лин­ская шко­ла). До­бив­шись от­став­ки у Фрид­ри­ха II, Б. в 1768 сме­нил умер­ше­го Г. Ф. Те­ле­ма­на на по­стах кан­то­ра ла­тин­ской шко­лы (Gymnasium Joanneum) и му­зик-ди­рек­то­ра в Гам­бур­ге. Обу­чал маль­чи­ков, обес­пе­чи­вал ре­гу­ляр­ное ис­пол­не­ние му­зы­ки в 5 церк­вах и муз. со­про­во­ж­де­ние важ­ных гор. со­бы­тий. Уч­ре­дил пуб­лич­ные кон­цер­ты, в ко­то­рых ис­пол­нял про­из­ве­де­ния Г. Ф. Ген­де­ля, Й. Гайд­на, Те­ле­ма­на, свои соб­ст­вен­ные; вы­сту­пал как им­про­ви­за­тор. В Гам­бур­ге на­пи­са­ны ок. 100 про­из­ве­де­ний цер­ков­ных жан­ров (ра­нее, в 1749, со­чи­нён Маг­ни­фи­кат): «Стра­сти» (все­го око­ло 20), кан­та­ты, ора­то­рии (в т. ч. «Из­ра­иль­тя­не в пус­ты­не», 1775, «Вос­кре­се­ние и воз­не­се­ние Ии­су­са», 1778), мо­те­ты, псал­мы, хо­ра­лы, ли­та­нии. Глав­ной для Б., од­на­ко, ос­та­ва­лась кла­вир­ная, ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ная (в т. ч. с уча­сти­ем кла­ви­ра) и ка­мер­но-во­каль­ная («Ду­хов­ные пес­ни» на тек­сты К. Штур­ма) му­зы­ка. Мно­гие из его кла­вир­ных со­чи­не­ний рас­счи­та­ны на вы­ра­зит. воз­мож­но­сти кла­ви­кор­да  лю­би­мо­го ин­ст­ру­мен­та Б. Вы­ра­жал в сво­ём твор­че­ст­ве на­строе­ния нем. сен­ти­мен­та­лиз­ма, с пред­ста­ви­те­ля­ми ко­то­ро­го (по­эта­ми Ф. Г. Клоп­што­ком, М. Клау­диу­сом, И. Г. Фос­сом) Б. был лич­но зна­ком, как и со «штюр­ме­ром» Г. В. Гер­стен­бер­гом (см. «Бу­ря и на­тиск»). Влия­ние му­зы­ки Б. ис­пы­та­ли ком­по­зи­то­ры вен­ской клас­си­че­ской шко­лы. Сре­ди со­чи­не­ний: св. 40 кон­цер­тов для 1 или 2 кла­ви­ров с ор­ке­ст­ром, св. 30 со­на­тин для кла­ви­ра с ин­ст­ру­мен­таль­ным ан­самб­лем, ок. 20 со­нат для ду­хо­вых и струн­ных ин­ст­ру­мен­тов с об­ли­гат­ным кла­ви­ром, св. 20 кла­вир­ных ду­этов; для кла­ви­ра со­ло  ок. 200 со­нат [в т. ч. 6 «Прус­ских» (по­свя­ще­ны ко­ро­лю Прус­сии, 174243), 6 «Вюр­тем­берг­ских» (по­свя­ще­ны гер­цо­гу Вюр­тем­берг­ско­му, 1744), 6 «со­нат с варь­и­ро­ван­ны­ми ре­при­за­ми», 1760] и со­на­тин, кон­цер­ты, рон­до, фан­та­зии, фу­ги, ва­риа­ции, «сим­фо­нии», «соль­фед­жио», ме­ну­эты, по­ло­не­зы, мар­ши; для разл. ин­ст­ру­мен­таль­ных ан­самб­лей  ок. 20 сим­фо­ний, ок. 20 со­нат, св. 30 трио-со­нат; для го­ло­са с со­про­во­ж­де­ни­ем  св. 100 пе­сен. В трак­та­те «Опыт пра­виль­но­го спо­со­ба иг­ры на кла­ви­ре» («Versuch über die wahre Art das Klavier zu spielen», ч. 12, 175362; фак­си­миль­ное пе­ре­изд.  1957, рус. пер. фраг­мен­тов в кн.: «Му­зы­каль­ная эс­те­ти­ка За­пад­ной Ев­ро­пы XVIIXVIII вв.», 1971) про­явил се­бя как круп­ней­ший тео­ре­тик кла­вир­но­го ис­кус­ст­ва.

Сын Б. – Ио­ганн Се­ба­сть­ян Бах Млад­ший (1748–78), ху­дож­ник-гра­фик.

Соч.: The collected works for solo keyboard / Ed. D. M. Berg. N. Y., 1985. Vol. 1–6.

Ука­за­те­ли соч.: Wotquenne A. Thematisches Verzeichnis der Werke von C. Ph. E. Bach. 2. Aufl. Wiesbaden, 1972; Helm EE. Thema­tic catalogue of the works of C. Ph. E. Bach. New Haven, 1989.

Лит.: Фиш­ман Н. Эс­те­ти­ка Ф. Э. Ба­ха // Со­вет­ская му­зы­ка. 1964. № 8; Barford P. The keyboard music of C. P. E. Bach. L., 1965; Бёр­ни Ч. Му­зы­каль­ные пу­те­ше­ст­вия. Днев­ник пу­те­ше­ст­вия 1772 г. по Бель­гии, Ав­ст­рии, Че­хии, Гер­ма­нии и Гол­лан­дии. М.; Л., 1967; Ottenberg H.-G. C. Ph. E. Bach. Lpz., 1982.

Вернуться к началу