ПАСТИ́ЧЧО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАСТИ́ЧЧО (итал. pasticcio, букв. – паштет, в переносном значении – смесь), 1) оперное представление, составленное из номеров, заимствованных из ранее созданных опер нескольких (реже одного) композиторов. П. известны с кон. 17 в., многие оперы-сериа 18 в. представляли собой П. (текстовая основа – одно из типовых либретто, к которым неоднократно обращались разные композиторы; речитативы создавались заново). Принцип П. применялся и в др. оперных жанрах вплоть до 2-й пол. 19 в. Примеры опер-пастиччо, созданных композиторами на собств. материале, – «Орест» Г. Ф. Генделя, «Севильский цирюльник» Дж. Россини (включает муз. отрывки из его же опер «Вексель на брак», «Аврелиан в Пальмире» и «Сигизмунд»). Заимствованный материал иногда интерпретировался в пародийно-иронич. ключе (напр., музыка торжеств. шествия из «Ринальдо» Генделя сопровождает марш шайки воров в «Опере нищего» Дж. Пепуша; см. в ст. Балладная опера). Образец П. в рус. музыке – опера-фарс «Богатыри» А. П. Бородина (1867), в которой в комич. виде использованы фрагменты из разных опер и оперетт, ряд рус. нар. песен. 2) Опера, в создании которой принимали участие неск. композиторов: «Арион» (1694, Милан, 27 авторов, в т. ч. Д. Эрба, А. Скарлатти), «Муций Сцевола» Ф. Амадеи, Дж. Б. Бонончини и Генделя (1721, Лондон), «Мнимая рабыня» К. В. Глюка, Дж. Маккари и Дж. Б. Лампуньяни (1744). Термин «П.» в этом значении принят только в итал. традиции.