Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАСТИ́ЧЧО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 425

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Варунц

ПАСТИ́ЧЧО (итал. pasticcio, букв. – паш­тет, в пе­ре­нос­ном зна­че­нии – смесь), 1) опер­ное пред­став­ле­ние, со­став­лен­ное из но­ме­ров, за­им­ст­во­ван­ных из ра­нее со­здан­ных опер не­сколь­ких (ре­же од­но­го) ком­по­зи­то­ров. П. из­вест­ны с кон. 17 в., мно­гие опе­ры-се­риа 18 в. пред­став­ля­ли со­бой П. (тек­сто­вая ос­но­ва – од­но из ти­по­вых либ­рет­то, к ко­то­рым не­од­но­крат­но об­ра­ща­лись раз­ные ком­по­зи­то­ры; ре­чи­та­ти­вы соз­да­ва­лись за­но­во). Прин­цип П. при­ме­нял­ся и в др. опер­ных жан­рах вплоть до 2-й пол. 19 в. При­ме­ры опер-пас­тич­чо, соз­дан­ных ком­по­зи­то­ра­ми на собств. ма­те­риа­ле, – «Орест» Г. Ф. Ген­де­ля, «Се­виль­ский ци­рюль­ник» Дж. Рос­си­ни (вклю­ча­ет муз. от­рыв­ки из его же опер «Век­сель на брак», «Ав­ре­ли­ан в Паль­ми­ре» и «Си­гиз­мунд»). За­им­ст­во­ван­ный ма­те­ри­ал ино­гда ин­тер­пре­ти­ро­вал­ся в па­ро­дий­но-иро­нич. клю­че (напр., му­зы­ка тор­жеств. ше­ст­вия из «Ри­наль­до» Ген­де­ля со­про­во­ж­да­ет марш шай­ки во­ров в «Опе­ре ни­ще­го» Дж. Пе­пу­ша; см. в ст. Бал­лад­ная опе­ра). Об­ра­зец П. в рус. му­зы­ке – опе­ра-фарс «Бо­га­ты­ри» А. П. Бо­ро­ди­на (1867), в ко­то­рой в ко­мич. ви­де ис­поль­зо­ва­ны фраг­мен­ты из раз­ных опер и опе­ретт, ряд рус. нар. пе­сен. 2) Опе­ра, в соз­да­нии ко­то­рой при­ни­ма­ли уча­стие неск. ком­по­зи­то­ров: «Ари­он» (1694, Ми­лан, 27 ав­то­ров, в т. ч. Д. Эр­ба, А. Скар­лат­ти), «Му­ций Сце­во­ла» Ф. Ама­деи, Дж. Б. Бо­нон­чи­ни и Ген­де­ля (1721, Лон­дон), «Мни­мая ра­бы­ня» К. В. Глю­ка, Дж. Мак­ка­ри и Дж. Б. Лам­пунь­я­ни (1744). Тер­мин «П.» в этом зна­че­нии при­нят толь­ко в итал. тра­ди­ции.

Лит.: Lazarevich G. Eighteenth-century pasticcio: the historian’s Gordian knot // Analecta musicologica. 1976. Vol. 17; Strohm R. Handel’s pasticci // Essays on Handel and Italian opera. Camb., 1985; Cross E. Vivaldi and the pasticcio: text and music in Tamerlano // Con che soavita / Ed. I. Fenlon, T. Carter. Oxf., 1995; Луц­кер П. В., Су­сид­ко И. П. Италь­ян­ская опе­ра XVIII в. М., 1998–2004. Ч. 1–2.

Вернуться к началу