Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗИ́ЛЬБЕРМАН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 476

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЗИ́ЛЬБЕРМАН (Silbermann), ди­на­стия нем. ин­ст­ру­мен­таль­ных мас­те­ров – строи­те­лей ор­га­нов, кла­ве­си­нов, кла­ви­кор­дов, фор­те­пиа­но. Наи­бо­лее из­вест­ные пред­ста­ви­те­ли – Ан­д­ре­ас, Гот­фрид и Ио­ганн Ан­д­ре­ас.

Ан­д­ре­ас (16.5.1678, Клайн­боб­рич – 16.3.1734, Страс­бург). С 1701 жил в Страс­бур­ге, в 1704–06 со­вер­шен­ст­во­вал­ся у Ф. Тьер­ри в Па­ри­же. С 1703 стро­ил ор­га­ны (все­го 35), сре­ди них – ор­га­ны гор. ка­фед­раль­ных со­бо­ров в Ба­зе­ле (1711) и Страс­бур­ге (1716).

Его брат и уче­ник Гот­фрид (14.1.1683, Клайн­боб­рич – 4.8.1753, Дрез­ден), с 1710 ра­бо­тал в Сак­со­нии. Был зна­ком с И. С. Ба­хом и В. Ф. Ба­хом, И. Ку­нау и И. Г. Пи­зен­де­лем. Из 46 ор­га­нов его ра­бо­ты наи­бо­лее зна­ме­ни­ты: ор­ган ка­фед­раль­но­го со­бо­ра во Фрай­бер­ге (1714) и ор­ган При­двор­ной церк­ви в Дрез­де­не (за­вер­шён в 1754 его уче­ни­ком З. Гиль­деб­ранд­том). Пер­вым в Гер­ма­нии при­ме­нил в кла­ви­кор­дах фп. ме­ха­ни­ку Б. Кри­сто­фо­ри (2 ори­ги­наль­ных ин­ст­ру­мен­та Гот­фри­да З. хра­нят­ся в Пот­сда­ме, один – в Нюрн­бер­ге). В 1723 изо­брёл чем­ба­ло д’аморе – род двой­но­го кла­ви­кор­да (не со­хра­ни­лось ни од­но­го эк­зем­п­ля­ра). На кла­ви­кор­де Гот­фри­да З. иг­рал К. Ф. Э. Бах.

Сын Ан­д­реа­са – Ио­ганн Ан­д­ре­ас (24.6.1712, Страс­бург – 11.2.1783, там же), учил­ся у от­ца и дя­ди. По­стро­ил 57 ор­га­нов, из ко­то­рых луч­ши­ми счи­та­лись ин­ст­ру­мен­ты Но­вой церк­ви в Страс­бур­ге (1749) и ба­ден­ском аб­бат­ст­ве Санкт-Бла­зи­ен (1774). Из­вес­тен так­же как ав­тор тру­дов и цен­ных за­пи­сей по ор­га­но­строе­нию.

Эль­зас­ская (страс­бург­ская) и сак­сон­ская кла­виш­ные мас­тер­ские З. ра­бо­та­ли в тес­ном кон­так­те, что под­твер­жда­ет­ся кон­ст­рук­тив­но-сти­ли­стич. род­ст­вом соз­дан­ных в них муз. ин­ст­ру­мен­тов. Кла­виш­ные струн­ные ин­ст­ру­мен­ты З. за ред­ки­ми ис­клю­че­ния­ми име­ют вы­со­кий для тех вре­мён строй («ля» 1-й ок­та­вы – 415 Гц). В на­строй­ке ор­га­нов (на ос­но­ве разл. сред­не­то­но­вых тем­пе­ра­ций) нет вы­сот­но­го еди­но­об­ра­зия. Раз­вер­нув­шее­ся в 20 в. в Гер­ма­нии по ини­циа­ти­ве А. Швей­це­ра и его сто­рон­ни­ков ан­ти­ро­ман­ти­че­ское ор­ган­ное дви­же­ние (т. н. Orgelbewegung) за вос­ста­нов­ле­ние под­лин­но­го зву­ча­ния му­зы­ки И. С. Ба­ха шло под ло­зун­гом «На­зад к Зиль­бер­ма­ну!». В го­ро­дах и церк­вах Сак­со­нии с 1991 про­во­дит­ся еже­год­ный Ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь ор­ган­ной му­зы­ки им. Гот­фри­да Зиль­бер­ма­на (Gottfried-Sil­ber­mann-Tage), с 1993 (раз в 2 го­да) так­же Ме­ж­ду­нар. кон­курс ор­га­ни­стов им. Гот­фри­да Зиль­бер­ма­на.

Соч.: Das Silbermann-Archiv. Der hand­schrift­liche Nachlass des Orgelmachers J. A. Silber­mann (1712–1783) / Hrsg. M. von Schaefer. Winterthur, 1994.

Лит.: Wörsching J., Mathias F. Die Or­ge­l­bauer-Familie Silbermann in Straßburg im Elsass. 2. Aufl. Mainz, 1970; Müller W. G. Sil­ber­mann: Persönlich­keit und Werk. Fr./M., 1982; Wett­stein H. Die Orgelbauerfamilie Sil­bermann. Bu­ren, 1989; Greß F.-H. Die Orgeln G. Silber­manns. 3. Aufl. Dresden, 2002.

Вернуться к началу