Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАХ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДЕМАН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 117

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. П. Милка
В. Ф. Бах. Портрет работы В. Вейча. Галерея Морицбург (Галле).

БАХ (Bach) Виль­гельм Фри­де­ман (22.11.1710, Вей­мар – 1.7.1784, Бер­лин), нем. ком­по­зи­тор и ор­га­нист. Из­вес­тен как «дрез­ден­ский», так­же «галль­ский» Бах. Стар­ший и са­мый ода­рён­ный сын И. С. Ба­ха, по­след­ний ве­ли­кий ор­га­нист ди­на­стии Бах. В его му­зы­ке (ино­гда в рам­ках од­но­го со­чи­не­ния) со­че­та­лись вос­при­ня­тый от от­ца стиль вы­со­ко­го ба­рок­ко и пред­клас­сич. «чув­ст­ви­тель­ный стиль» (см. Га­лант­ный стиль). С 1723 учил­ся в шко­ле при ц. Св. Фо­мы в Лейп­ци­ге (То­мас­шу­ле), му­зы­ке обу­чал­ся у от­ца, стал его по­мощ­ни­ком. В 1726–1727 со­вер­шен­ст­во­вал­ся в иг­ре на скрип­ке у И. Г. Грау­на в Мер­се­бур­ге. В 1729–1733 изу­чал пра­во, фи­ло­со­фию и ма­те­ма­ти­ку в Лейп­циг­ском ун-те, в 1733 по­бе­дил в кон­кур­се и за­нял пост ор­га­ни­ста ц. Св. Со­фии в Дрез­де­не. В 1746 без ис­пы­та­ний при­нят ор­га­ни­стом и (фак­ти­чески) муз. ру­ко­во­ди­те­лем ц. Св. Ма­рии в Гал­ле. В Дрез­де­не на­пи­са­ны гл. обр. со­чи­не­ния для кла­ви­ра (3 кон­цер­та, кон­церт для 2 кла­ви­ров, со­на­ты, фан­та­зии, фу­ги), не­ко­то­рые из ор­ган­ных и ка­мер­ные со­чи­не­ния (6 флей­то­вых ду­этов, сим­фо­нии для струн­но­го ор­ке­ст­ра С-dur, F-dur, G-dur, G-dur, A-dur, B-dur, трио-со­на­ты); в Гал­ле – ок. 30 ду­хов­ных и 2 свет­ские кан­та­ты, Не­мец­кая мес­са и др. во­каль­но-хо­ро­вые со­чи­не­ния, 2 кла­вир­ных кон­цер­та (Es-dur, e-moll), 3 со­на­ты для флей­ты, 4 трио-со­на­ты для 2 флейт и бас­со кон­ти­нуо, по­ло­не­зы для кла­ви­ра, 3 ор­ган­ные фу­ги. Часть этих со­чи­не­ний име­ла пе­да­го­гич. на­прав­лен­ность, как и «Трак­тат о гар­мо­ни­че­ском тре­зву­чии» («Ab­handlung vom harmo­nischer Dreiklang», ок. 1755, ру­ко­пись уте­ря­на). Не­до­воль­ный ус­ло­вия­ми жиз­ни в Гал­ле (где идео­ло­гия пие­тиз­ма ог­ра­ни­чи­ва­ла муз. твор­че­ст­во), Б. пред­при­ни­мал не­од­но­крат­ные, но без­ус­пеш­ные по­пыт­ки най­ти иное ме­сто служ­бы. Се­ми­лет­няя вой­на 1756–63 и её по­след­ст­вия, от­каз в 1764 от долж­но­сти в Гал­ле и от­сут­ст­вие до кон­ца жиз­ни мес­та ра­бо­ты при­ве­ли его к ни­ще­те. По­сле то­го как бы­ло рас­тра­че­но со­стоя­ние его же­ны, Б. с семь­ёй пе­ре­ехал в Бра­ун­швейг (1770–74), за­тем в Бер­лин. В эти го­ды им на­пи­са­ны кон­церт для 2 кла­ви­ров F-dur, 2 со­на­ты для кла­ви­ра, со­на­та для 2 кла­ви­ров D-dur, 10 фан­та­зий, 8 фуг для кла­ви­ра или ор­га­на, 3 ду­эта для аль­тов. Сре­ди уче­ни­ков Б. – его даль­ний род­ст­вен­ник Иоганн Кри­сти­ан Бах (1743–1814), С. Ле­ви, И. С. Пет­ри, Ф. В. Руст.

Соч.: Gesammelte Werke. Stuttg., 1999–. Bd 1–.

Лит.: Falck M. W. F. Bach. Sein Leben und sei­ne Werke... Lpz., 1913; Wollny P. W. F. Bach’s Halle performances of cantatas by his father // Bach studies 2. Camb., 1995.

Вернуться к началу