Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОБО́РИН ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

ОБО́РИН Лев Ни­ко­лае­вич [29.8(11.9).1907, Мо­ск­ва – 5.1.1974, там же], российский пиа­нист и пе­да­гог, народный артист СССР (1964). Окон­чил Училище сес­тёр Гне­си­ных по клас­су Е. Ф. Гне­си­ной (1921) и Московскую консерваторию по клас­су К. Н. Игум­но­ва (1926), за­ни­мал­ся так­же ком­по­зи­ци­ей под руководством Г. Л. Ка­туа­ра и Н. Я. Мяс­ков­ско­го. Кон­цер­ти­ро­вал с 1925. Стал пер­вым советским му­зы­кан­том-ис­пол­ни­те­лем, уча­ст­во­вав­шим в ме­ж­ду­народном кон­кур­се (1-я премия Ме­ж­ду­народного кон­кур­са пиа­ни­стов имени Ф. Шо­пе­на в Вар­ша­ве, 1927). Около 20 лет (до 1963) иг­рал в трио с Д. Ф. Ой­ст­ра­хом и С. Н. Кну­ше­виц­ким. Ре­пер­ту­ар О. вклю­чал про­из­ве­де­ния вен­ских клас­си­ков, ком­по­зи­то­ров эпо­хи ро­ман­тиз­ма, советских ав­то­ров (О. – пер­вый ис­пол­ни­тель Кон­цер­та для фортепиано с ор­ке­ст­ром А. И. Ха­ча­ту­ря­на, 1937, Мо­ск­ва, ди­ри­жёр Л. П. Штейн­берг). Пре­кра­тил пуб­лич­ные вы­сту­п­ле­ния в 1967.

Ис­пол­ни­тель­ский стиль от­ли­чал­ся ес­те­ст­вен­но­стью и тех­ническим со­вер­шен­ст­вом при не­ко­то­рой эмо­цио­наль­ной сдер­жан­но­сти. Сре­ди аудио­за­пи­сей – все со­на­ты для фортепиано и скрип­ки Л. ван Бет­хо­ве­на (с Ой­ст­ра­хом, 1962), Трио Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча па­мя­ти И. И. Сол­лер­тин­ско­го (с Ой­ст­ра­хом и Кну­ше­виц­ким), 2-й и 3-й фортепианные концер­ты С. В. Рах­ма­ни­но­ва, «Времена года» (целиком) П. И. Чайковского. Пре­по­да­вал в Московской консерватории с 1928 (с 1935 профессор, в 1954–59 и с 1965 заведующий ка­фед­рой фор­те­пиа­но), сре­ди уче­ни­ков: Т. А. Али­ха­нов, В. Д. Аш­ке­на­зи, М. С. Вос­кре­сенский­, Е. Г. Но­виц­кая, Г. Н. Ро­ж­де­ст­вен­ский, А. Г. Се­ви­дов, В. В. Се­ли­во­хин. Ав­тор музыкально-кри­тических и ди­дак­тических ста­тей.

Гос. премия СССР (1943), Гос. премия РСФСР (1966). На­граж­дён ор­де­нами Ле­ни­на (1946, 1966).

Соч.: О не­ко­то­рых прин­ци­пах фор­те­пи­ан­ной тех­ни­ки // Во­про­сы фор­те­пи­ан­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва. М., 1968. Вып. 2.

Лит.: Хен­то­ва С. Л. Обо­рин. Л., 1964; Л. Н. Обо­рин: ста­тьи, вос­по­ми­на­ния / Сост. М. Г. Со­ко­лов. М., 1977; Чер­ни­ков О. Ве­ли­кий Лев // Му­зы­ка и вре­мя. 2003. № 5; он же. Ро­яль и го­ло­са ве­ли­ких. Рос­тов н/Д., 2011.

Вернуться к началу