Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕ́ЛЬТСКАЯ А́РФА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 531

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Арфа «Бриан Бору». 14 в. Графическая реконструкция.

КЕ́ЛЬТСКАЯ А́РФА (ир­ланд­ская ар­фа), раз­но­вид­ность рам­ной ар­фы. Из­на­чаль­но обо­зна­ча­лась сло­вом «круть» (гэль­ское cruit) – назв. древ­ней кельт. ли­ры (см. Кро­та). С кон. 14–15 вв. на­ря­ду с этим на­зва­ни­ем ис­поль­зу­ет­ся тер­мин «кларь­шах» (гэль­ские clàirseach, clàrsach). К. а. поя­ви­лась при­бли­зи­тель­но в 8 в. у кельт. на­се­ле­ния Бри­тан­ских о-вов. Име­ла мас­сив­ную кон­ст­рук­цию (ши­ро­кий долб­лё­ный кор­пус, мощ­ная изо­гну­тая штан­га, тя­жё­лая шей­ка) при не­боль­шой вы­со­те (ок. 60 см), пер­во­на­чаль­но – 7–9 струн; ха­рак­тер­но от­но­си­тель­но низ­кое по­ло­же­ние точ­ки со­еди­не­ния шей­ки со штан­гой (т. н. низ­ко­го­ло­вая ар­фа; англ. low-headed). C кон. 10 в. К. а. из­вест­на в кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пе (т. н. ки­фара). В 16 в. вы­тес­не­на по­хо­жим ин­стру­мен­том бóльших раз­ме­ров. В 18 в. по­яви­лась К. а. бо­лее лёг­кой кон­ст­рук­ции: с от­но­си­тель­но тон­кой, вы­со­кой (св. 1 м) и слег­ка изо­гну­той штан­гой, силь­но изо­гну­той шей­кой (т. н. вы­со­ко­го­ло­вая ар­фа; англ. high-headed). Ба­со­вые стру­ны у та­кой ар­фы (к 17 в. – до 30 струн) зна­чи­тель­но длин­нее, чем у «низ­ко­го­ло­вой», диа­па­зон ок. 4 ок­тав. По­лу­чил рас­про­стра­не­ние ме­ха­низм руч­но­го пе­ре­клю­че­ния отд. струн на по­лу­тон. Для всех ви­дов К. а. ха­рак­тер­ны ме­тал­лич. (пред­по­ло­жи­тель­но ла­тун­ные) стру­ны. Со­хра­ни­лось ок. 15 под­лин­ных ин­ст­ру­мен­тов; ста­рей­ший эк­зем­п­ляр, из­вест­ный как ар­фа «Бри­ан Бо­ру», вос­хо­дит к 14 в. (кол­лек­ция Три­ни­ти-кол­лед­жа, Дуб­лин). Упо­ми­на­ние ин­ст­ру­мен­та и опи­са­ние иск-ва ар­фи­стов (К. а. свя­за­на с твор­че­ст­вом фи­ли­дов и бар­дов) со­дер­жит­ся в тек­стах саг (с 10 в.). О «пре­крас­ном зву­ча­нии» К. а. пи­сал М. Пре­то­ри­ус («Syntagma musicum», Bd 2, 1619). Иг­ра на К. а. от­ли­ча­лась осо­бым спо­со­бом зву­ко­из­вле­че­ния, не­из­вест­ным за пре­де­ла­ми Ир­лан­дии и Шот­лан­дии: стру­ны за­щи­пы­ва­лись ног­тя­ми, что спо­соб­ст­во­ва­ло вы­ра­бот­ке осо­бой ор­на­мен­таль­ной тех­ни­ки иг­ры и соз­да­ва­ло спе­ци­фич. тембр (спо­соб ут­ра­чен к кон. 18 в.). С нач. 19 в. ар­фы на­зван­ных ви­дов бо­лее не из­го­тав­ли­ва­лись. С то­го же вре­ме­ни с це­лью «воз­ро­ж­де­ния ар­фы и древ­ней му­зы­ки Ир­лан­дии» в Дуб­ли­не и Бел­фа­сте соз­да­ва­лись ар­фо­вые об­ще­ст­ва; для них Дж. Иган и Ф. Хью­зон де­ла­ли ин­ст­ру­мен­ты с чер­та­ми К. а. «вы­со­ко­го­ло­во­го» ви­да.

Кельтская арфа «высокоголового» вида.

Ста­рин­ная му­зы­ка для К. а. не­из­вест­на. С 17 в. ин­ст­ру­мент ис­поль­зо­вал­ся как соль­ный (ис­пол­нял­ся, в ча­ст­но­сти, ре­пер­ту­ар лют­ни) и в со­ста­ве бас­со кон­ти­нуо. Со­хра­ни­лось св. 200 про­из­ве­де­ний для К. а. ар­фи­ста и ком­по­зи­то­ра Тур­лоу О’Каролана (кон. 17 – 1-я пол. 18 вв.). К. а. – древ­ний нац. сим­вол, изо­бра­же­на на гер­бе Ир­лан­дии (про­то­тип – ар­фа «Бри­ан Бо­ру»).

Совр. раз­но­вид­ность К. а. (так­же под на­зва­ния­ми ир­ланд­ская, но­во­кельт­ская, кларь­шах) – ин­ст­ру­мент не­боль­шо­го раз­ме­ра с 30 жиль­ны­ми стру­на­ми, руч­ным ме­ха­низ­мом хро­ма­тич. пе­ре­строй­ки ка­ж­дой стру­ны. Име­ет об­щие чер­ты с ис­то­рич. ти­па­ми К. а. С кон. 19 в. рас­про­стра­ни­лась в Ир­лан­дии, Шот­лан­дии, Уэль­се (в ре­пер­туа­ре – нар. му­зы­ка, про­из­ве­де­ния О’Каролана и др.). С 20 в., осо­бен­но с нач. 1960-х гг., ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся во мно­гих стра­нах ми­ра для ис­пол­не­ния ста­рин­ной му­зы­ки и для на­чаль­но­го обу­че­ния иг­ре на пе­даль­ной ар­фе. Для К. а. пи­шут му­зы­ку мн. совр. ком­по­зи­то­ры.

Лит.: Bunting E. The ancient music of Ireland. Dublin, 1840. Dublin, 1969; Rimmer J. The Irish harp. Dublin, 1984.

Вернуться к началу