КЕ́ЛЬТСКАЯ А́РФА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЕ́ЛЬТСКАЯ А́РФА (ирландская арфа), разновидность рамной арфы. Изначально обозначалась словом «круть» (гэльское cruit) – назв. древней кельт. лиры (см. Крота). С кон. 14–15 вв. наряду с этим названием используется термин «кларьшах» (гэльские clàirseach, clàrsach). К. а. появилась приблизительно в 8 в. у кельт. населения Британских о-вов. Имела массивную конструкцию (широкий долблёный корпус, мощная изогнутая штанга, тяжёлая шейка) при небольшой высоте (ок. 60 см), первоначально – 7–9 струн; характерно относительно низкое положение точки соединения шейки со штангой (т. н. низкоголовая арфа; англ. low-headed). C кон. 10 в. К. а. известна в континентальной Европе (т. н. кифара). В 16 в. вытеснена похожим инструментом бóльших размеров. В 18 в. появилась К. а. более лёгкой конструкции: с относительно тонкой, высокой (св. 1 м) и слегка изогнутой штангой, сильно изогнутой шейкой (т. н. высокоголовая арфа; англ. high-headed). Басовые струны у такой арфы (к 17 в. – до 30 струн) значительно длиннее, чем у «низкоголовой», диапазон ок. 4 октав. Получил распространение механизм ручного переключения отд. струн на полутон. Для всех видов К. а. характерны металлич. (предположительно латунные) струны. Сохранилось ок. 15 подлинных инструментов; старейший экземпляр, известный как арфа «Бриан Бору», восходит к 14 в. (коллекция Тринити-колледжа, Дублин). Упоминание инструмента и описание иск-ва арфистов (К. а. связана с творчеством филидов и бардов) содержится в текстах саг (с 10 в.). О «прекрасном звучании» К. а. писал М. Преториус («Syntagma musicum», Bd 2, 1619). Игра на К. а. отличалась особым способом звукоизвлечения, неизвестным за пределами Ирландии и Шотландии: струны защипывались ногтями, что способствовало выработке особой орнаментальной техники игры и создавало специфич. тембр (способ утрачен к кон. 18 в.). С нач. 19 в. арфы названных видов более не изготавливались. С того же времени с целью «возрождения арфы и древней музыки Ирландии» в Дублине и Белфасте создавались арфовые общества; для них Дж. Иган и Ф. Хьюзон делали инструменты с чертами К. а. «высокоголового» вида.
Старинная музыка для К. а. неизвестна. С 17 в. инструмент использовался как сольный (исполнялся, в частности, репертуар лютни) и в составе бассо континуо. Сохранилось св. 200 произведений для К. а. арфиста и композитора Турлоу О’Каролана (кон. 17 – 1-я пол. 18 вв.). К. а. – древний нац. символ, изображена на гербе Ирландии (прототип – арфа «Бриан Бору»).
Совр. разновидность К. а. (также под названиями ирландская, новокельтская, кларьшах) – инструмент небольшого размера с 30 жильными струнами, ручным механизмом хроматич. перестройки каждой струны. Имеет общие черты с историч. типами К. а. С кон. 19 в. распространилась в Ирландии, Шотландии, Уэльсе (в репертуаре – нар. музыка, произведения О’Каролана и др.). С 20 в., особенно с нач. 1960-х гг., широко используется во многих странах мира для исполнения старинной музыки и для начального обучения игре на педальной арфе. Для К. а. пишут музыку мн. совр. композиторы.