Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАРД

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 39

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Михайлова

БАРД (ирл. bard, валл. bardd, брет. barzh), по­эт и пе­вец у кель­тов.У кон­ти­нен­таль­ных кель­тов, в осн. у гал­лов, Б. за­ни­мали низ­шее по­ло­же­ние в са­краль­ном со­сло­вии (по­сле друи­дов и про­ри­ца­те­лей). Позд­нее у ост­ров­ных кель­тов (Уэльс, Ир­лан­дия) Б. фор­ми­ру­ют осо­бую груп­пу проф. по­этов при ко­ро­лях. Яв­ля­ясь хра­ни­те­ля­ми нац. пре­да­ния и уст­ной эпич. тра­ди­ции, Б. со­чи­ня­ли и пе­ли под ак­ком­па­не­мент кро­ты или кель­тс­кой ар­фы хва­леб­ные и ис­то­рич. по­эмы. По­эзия Б. ран­не­го пе­рио­да, как пра­ви­ло, ано­ним­на. Твор­че­ст­во пер­вых из­вест­ных по име­нам вал­лий­ских Б. (Та­лие­син, Аней­рин, Лли­варх Ста­рый) да­ти­ру­ет­ся 6 в. В Ир­лан­дии, где по­яв­ле­ние со­сло­вия Б. от­но­сит­ся к 13 в., они по­сте­пен­но вы­тес­ня­ют фи­ли­дов, унас­ле­до­вав от них ус­та­нов­ку на жё­ст­кую кор­по­ра­тив­ность. Б. под­раз­де­ля­лись на два глав­ных клас­са, ка­ж­дый из ко­то­рых в свою оче­редь со­сто­ял из вось­ми уров­ней-раз­ря­дов. Класс и раз­ряд Б. оп­ре­де­ля­ли его уме­ние и пра­во со­чи­нять и ис­пол­нять по­эмы оп­ре­де­лён­ных раз­ме­ров, дли­ны и те­ма­ти­ки, а так­же воз­на­гра­ж­де­ние, на ко­то­рое он мог рас­счи­ты­вать. Выс­шее ме­сто за­ни­мал «ко­ро­лев­ский Б.», вла­дев­ший все­ми по­этич. приё­ма­ми, а по­след­нее, 16-е ме­сто, – «Б. за­ба­вы», ко­то­рый уже не был по­этом, но лишь со­про­во­ж­дал Б. бо­лее вы­со­ко­го клас­са. Про­фес­сия Б. в Ир­лан­дии час­то пе­ре­да­ва­лась по на­след­ст­ву, од­на­ко не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем бы­ло обу­че­ние в осо­бой бар­ди­че­ской шко­ле, длив­шее­ся до 12 лет. Б. про­су­ще­ст­во­ва­ли до кон. 17 в., од­на­ко уже с 15 в. они на­чи­на­ют за­ни­мать в об­ще­ст­ве по­ло­же­ние по­лу­шу­тов-по­лу­бро­дяг, на­зой­ли­во тре­бую­щих пла­ты за свои по­эмы, уже прак­ти­че­ски не вы­зы­ваю­щие ин­те­ре­са.

По­эзию ирл. Б. ха­рак­те­ри­зу­ет вни­ма­ние к фор­ме сти­ха (сил­ла­би­че­ско­го), иг­ра ал­ли­те­ра­ция­ми (внут­ри стро­ки) и ас­со­нан­са­ми (ме­ж­ду стро­ка­ми), спе­ци­фи­че­ская мет­рич. сис­те­ма, слож­ная и ар­хаи­зи­ро­ван­ная лек­си­ка, оби­лие омо­фо­нов и по­ли­се­ман­тич­ность (отд. сти­хи до­пус­ка­ли два, три и бо­лее смы­сло­вых про­чте­ния в за­ви­си­мо­сти от то­го, как бы­ло по­ня­то опор­ное сло­во пер­вой стро­ки).

Сло­во «Б.» как обо­зна­че­ние по­эта-пев­ца в воз­вы­шен­ном по­этич. сти­ле во­шло в оби­ход ев­роп. куль­ту­ры в кон. 18 в. по­сле пуб­ли­ка­ции по­эм Дж. Мак­фер­со­на, при­пи­сан­ных ав­то­ром вы­мыш­лен­но­му кельт. Б. 3 в. Ос­сиа­ну; од­на­ко изо­бра­жён­ный Мак­фер­со­ном ста­рец ни­че­го об­ще­го с ре­аль­ной фи­гу­рой Б. не име­ет.

В совр. рос. куль­ту­ре Б. – по­эт-ис­пол­ни­тель ав­тор­ской пес­ни.

Изд.: По­эзия Ир­лан­дии. М., 1988.

Лит.: Bergin O. Irish bardic poetry. Dublin, 1970.

Вернуться к началу