КЕ́ЛЬТЫ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЕ́ЛЬТЫ (лат. Celtae, греч. Κελτοί, Κέλται), группа народов, говорящих на кельтских языках, населявших в древности б. ч. Зап. Европы. Ныне к К. относятся бретонцы, гэлы и уэльсцы.
Ядро К. сформировалось в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. в бассейнах Рейна и Верхнего Дуная. Античные авторы рассматривали К. как общность близкородственных племён, противопоставляя их др. общностям (иберам, лигурам, германцам и др.). Наряду с термином «К.» античные авторы употребляли назв. «галлы» (лат. Galli; назв., ставшее преобладающим в лат. лит-ре) или «галаты» (лат. Galatae, греч. Γαλάται). К 1 в. до н. э. назв. «галаты» начинает закрепляться за группой К., осевших в Малой Азии, а назв. «К.» – за племенами Юж. и Центр. Галлии (в частности, в сочинениях Юлия Цезаря), испытавшими влияние греч. и рим. цивилизаций; в противоположность этому термин «галлы» продолжает оставаться более общим. Для ряда периферийных групп К. античными авторами были введены также искусств. двойные названия: «кельтиберы» (кельты Иберии – Пиренейского п-ова), «кельтолигуры» (Сев.-Зап. Италия), «кельтоскифы» (на Нижнем Дунае), «галлогреки» (в Малой Азии). Процесс формирования К. связывают с верхнерейнскими и верхнедунайскими группами археологич. культуры Гальштат и их продвижением прежде всего в среду родственных западногальштатских племён. На этой основе формируется культура Латен, отражающая кельт. культуру периода т. н. исторической (т. е. отражённой в греко-лат. источниках) экспансии.
Согласно распространённой точке зрения, приблизительно в 7 в. до н. э. (период Гальштат С) часть К. проникла на Пиренейский п-ов, где образовала группу, позднее известную как кельтиберы, испытавшую сильное влияние местных племён иберов и лузитан. Заняв Сев. и Центр. Испанию, они совершали воен. походы в др. части Пиренейского п-ова. По-видимому, уже в 6–5 вв. до н. э. кельтиберы установили торговые связи с финикийскими колониями юга Испании (Гадес, Малака) и Сев. Африки (Карфаген). Ко времени 2-й Пунической войны (218–201 до н. э.) б. ч. кельтиберов была покорена Карфагеном, впоследствии они столкнулись с рим. вторжением на Пиренейский п-ов. Во 2 в. до н. э. кельтиберское племя ареваков стало во главе антиримской нумантийской коалиции. Разгром коалиции и разрушение Нуманции (133 до н. э.) ознаменовали собой окончательное подчинение кельтиберов Риму с последующей их романизацией.
Другой ранней кельт. культурой является лепонтийская, сформировавшаяся в Сев. Италии в юж. предгорьях Альп (в районе озёр Лаго-Маджоре и Комо) приблизительно в 6 в. до н. э.; она соответствует археологич. культуре Голасекка, а также ареалу надписей на лепонтийском яз. Античные авторы (Плиний Старший и др.) упоминают в этом районе лепонтиев, не уточняя их этнич. принадлежность; поэтому отнесение этой группы к К. условно. Лепонтийцы как самостоят. культурно-языковая общность просуществовали до 1 в. до н. э.
В 6–4 вв. до н. э. началась массовая экспансия осн. части К. (собственно К., или галлов) как на запад, так и на восток, в результате чего они заселили всю территорию между Альпами, Рейном и Пиренеями (Галлия). Др. часть К. продвинулась вниз по Дунаю до вост. и юж. Карпат, в Среднедунайскую низменность, затем на Балканский полуостров.
На рубеже 5–4 вв. до н. э. две волны К. (с севера – с верховьев Рейна и Дуная и с запада – из Юж. Галлии) проникли в Сев. Италию – в долину р. По и примыкающие к ней с юга земли, в Умбрию и на Адриатическое побережье между Равенной и Анконой; эта территория позднее получила у римлян назв. Цизальпинская Галлия. Одно из наиболее известных кельт. племён Цизальпинской Галлии – сеноны. В 390 до н. э. вождь сенонов Бренн захватил и разграбил Рим (кроме Капитолия). Вскоре К. были вовлечены в борьбу между греч. колониями в Италии, Карфагеном и Римом. Ряд мелких кельт. племён Юго-Вост. Галлии попал в зависимость от Массилии.
На Балканах в нач. 3 в. до н. э. походы К. достигли Македонии и Ср. Греции; потерпев поражение при Дельфах, они были отброшены частью назад до Дуная, частью во Фракию. Правители эллинистич. государств Малой Азии пытались использовать К. в своих междоусобных войнах. Так, в 278 до н. э. царь Вифинии Никомед I переправил для этой цели часть К. (ок. 20 тыс.) в Малую Азию. Осев здесь, они наносили значит. ущерб владениям Селевкидов в Сирии и Пергаму, что стало причиной экспедиций против них со стороны царей этих государств. К нач. 2 в. до н. э. эти К. образовали в центре Малой Азии и своё государство – Галатию. В кон. 1 в. до н. э. Галатия была обращена в рим. провинцию, однако кельт. население, сохранявшее свой язык, известно здесь ещё в кон. 4 в. н. э. (по сообщению Иеронима Блаженного).
Не позднее 4–3 вв. до н. э. произошло заселение кельтами Британских о-вов. В нач. 1 в. до н. э. сюда переселились белги. По-видимому, особая группа К. (гэлы) заселила Ирландию (неясно, произошло ли их обособление уже на континенте или на островах).
В большинстве случаев осн. часть племени оставалась на исконных землях, и лишь некоторые уходили в поисках новых земель, объединяясь, как правило, с др. племенем или с его частью. В результате поселения одного племени можно найти в разных регионах. Так, сеноны обитали на верхней Сене и на сев.-зап. побережье Адриатики в Италии; тектосаги – в Юж. Галлии, Сев.-Вост. Испании и Малой Азии; бойи – в Италии, Галлии, на верхнем Рейне и в Вост. Чехии; мн. племена, известные в Сев. и Ср. Галлии, также обитали в Британии. С кон. 3 в. до н. э. Рим перешёл к наступлению на К. В кон. 3 в. была покорена Цизальпинская Галлия. Во 2 в. до н. э. часть бойев попытались вторгнуться в Сев. Италию, но были выбиты оттуда римлянами и отступили за Дунай. К 127 до н. э. были покорены Юж. Галлия от Альп до Гаронны и вся долина Роны до совр. Женевы. Здесь была основана первая за пределами Италии рим. колония Нарбонна (ок. 120 до н. э.).
К 1 в. до н. э. ряд племенных общин Ср. Галлии (арверны, эдуи, секваны, сеноны, битуриги) находился на стадии зарождения государства. Появились выборные должностные лица (вергобреты), имелись случаи захвата единоличной власти. Началась борьба между племенами за гегемонию, распространилась практика клиентельных отношений между общинами (см. в ст. Клиентела). При внутр. столкновениях К. начинали привлекать на помощь германцев, которые таким образом проникали в Галлию. Пользуясь этими противоречиями, Рим в результате ряда кампаний, проведённых Цезарем (58–51 до н. э.), покорил всю Галлию. Им была пресечена попытка переселения в Аквитанию кельт. племени гельветов с территории совр. Швейцарии. В 43–80 н. э. завоёвана Юж. и Ср. Британия, к 15 до н. э. – области к югу от Верхнего и части Ср. Дуная, частично населённые К. Вне сферы рим. господства остались лишь Ирландия и Сев. Британия (Каледония, заселённая племенем пиктов). Несмотря на сильную романизацию, в Галлии сохранялись сепаратистские тенденции, выражавшиеся в апеллировании к кельт. корням (возврат городам древних кельт. названий вместо офиц. римских): восстания прокуратора Виндика (68 н. э.), Матерна (168 н. э.), в Галльской империи (260–271), багаудов (кон. 3 – сер. 5 вв. н. э.). В 3–5 вв. пришли в движение островные кельт. племена. Гэлы Ирландии (позднее известные как скотты) совершали пиратские набеги на Британию и Галлию. В 5 в. они заселили, оттеснив пиктов, Сев. Британию (Шотландия), появились в Зап. Британии (Уэльс), однако полностью вытеснить бриттов удалось только с о. Мэн. Принятие ирландцами христианства (сер. 5 в.) способствовало сближению и налаживанию культурных связей с бриттами. В результате политики рим. императоров в нач. 5 в. начиналось выведение бриттского населения (гл. обр. военного) в Бретань. Последовавшее англосаксонское завоевание увеличило поток переселенцев из Британии на континент, в самой Британии кельт. население отошло на север (кумбрийцы), запад (уэльсцы) и юго-запад (корнцы). В 11 в. кумбрийцы были присоединены к Шотландии, а уэльсцы и корнцы покорены англичанами.
Религия. Религ. культами К. руководили друиды. Была развита практика регулярных жертвоприношений, в т. ч. человеческих; античные авторы сообщают о массовых жертвоприношениях пленных. В жертву приносились также воен. трофеи, вотивные предметы и т. п.: их топили в реке или болоте (таково, по-видимому, происхождение котла из Гуннеструпа в Ютландии), бросали в шахту, оставляли в священном месте; следы этих обрядов обнаружены при раскопках святилищ. Известны круглые, овальные и 4-угольные (т. н. Viereckschanze) культовые площадки, ограждённые валами с воротами, часто с остатками алтаря, столба или с шахтой для жертвоприношений в центре; эти святилища, видимо, украшались скульптурой (напр., в Viereckschanze в Мшецке-Жехровице в Чехии была найдена каменная мужская голова с гривной-торквесом). В оппидах Юж. Галлии под греч. и рим. влиянием строились каменные храмы со статуями и рельефами (Антремон, Рокерпертюз). В рим. эпоху в Галлии и Британии сформировался особый тип кельт. дерев. храма с портиком по фасаду (его остатки, напр., найдены при раскопках на месте лондонского аэропорта «Хитроу»).
Б. ч. сведений о мифологии К. относится к галлам и жителям Британских о-вов; о религии кельтиберов, кельтов Вост. Европы и Малой Азии известно мало. Текстов мифологич. содержания от дохристианского времени до нас практически не дошло (Юлий Цезарь сообщает, что галлы сознательно отказывались от записи религ. текстов, хотя и знали греч. алфавит). Известны найденный в 1897 приписываемый К. «календарь из Колиньи» (Юго-Вост. Франция); остатки храмов, статуи, барельефы и предметы с изображениями кельт. богов и ритуалов (особенно важны мраморная стела «монумент парижских лодочников» из Лувра и серебряный котёл из Гуннеструпа в Дании); «таблички с проклятиями» (tabellae defixionis) на галльском яз. отражают античную традицию. Античные авторы упоминают кельт. божества, сообщают о жертвоприношениях, в ср.-век. эпических, мифологич. и псевдоисторич. текстах островных К. содержатся имена и сюжеты, восходящие к общекельтскому наследию.
По сообщениям античных авторов, знания о богах и устройстве Вселенной передавались (в т. ч. в стихах) друидами. Согласно реконструируемой кельт. картине мира, Вселенная делилась на светлый, обитаемый мир (*albijo-, отсюда, возможно, «Альбион») и тёмный, подземный (*dubno-). Год подразделялся на летнюю и зимнюю половины. Характерно почитание божественных пар (Сукелл и Нантосвелта, Эз и Росмерта, Гранн и Сирона, Бормо и Дамона), а также групп из трёх божеств, напр. богинь-матерей (Matres, Matrones), изображавшихся с рогами изобилия, фруктами и хлебами. По надписям известно более 2000 имён и эпитетов кельт. божеств. В осн. они выступают в т. н. interpretatio Romana («римской интерпретации», «римском переводе»), когда имя галльского божества сопутствует имени римского / греческого в качестве эпитета (напр., Аполлон Мапон, Минерва Белисама), т. к. греки и римляне считали, что у К. почитаются те же божества, что и у них, но под др. именами. Иногда упоминание божества связывалось с местностью, городом или племенем, которым оно покровительствует, напр. Iuppiter Poeninus – «Юпитер с горы Поэнин» (ныне Мон-Жу в Альпах; от Mons Iovis – гора Юпитера), Mercurius Arvernorix – «Меркурий, царь (племени) арвернов», Nemausos – «бог Немауса» (ныне Ним).
По словам Юлия Цезаря, самым почитаемым богом у К. был Меркурий. С Меркурием у галлов чаще всего отождествлялся Луг; его имя часто встречается в названиях местностей (Лион, Лейден, Карлайл). В ирл. мифологии Луг выступает как божественный отец героя Кухулина, покровитель знания и ремёсел. С Меркурием связывалось также рогатое божество Цернунн (Кернунн, букв. – «Рогатый» или «Дарующий победу»). Мн. боги, напр. Веллаун («Видящий»), отождествлялись как с Меркурием, так и с Марсом. Античные авторы сообщают, что галлы приносили в жертву Марсу воен. добычу. С Аполлоном ассоциировались разл. божества-юноши (напр., Мапон), божества-целители, связанные с горячими источниками (Гранн, Борво, Белен). Известно о существовании бога подземного мира, предка людей, отождествлявшегося с лат. Диспатером. В античных источниках (прежде всего это поэма Лукана «Фарсалия» и комментарии к ней) упоминаются и божества с чисто галльскими именами: Эз, Тевтат и Таран (Таранис). Таранис – божество, связанное с громом (ср. др.-ирл. torann – гром), ассоциировался с Юпитером; приносившихся ему в жертву людей сжигали. Иногда кельт. Юпитера изображали побеждающим змееногого гиганта. Имя Эз, возможно, родственно лат. erus («хозяин»); ему приносили в жертву людей, подвешивая их на дереве. Тевтат – божество-покровитель племенной организации, сопоставлявшееся как с Марсом, так и с Меркурием; приносившихся ему в жертву людей топили в дерев. чане (изображение такого обряда присутствует на котле из Гуннеструпа; в ирл. и валлийских источниках упоминается волшебный котёл: погружённые туда мертвецы на следующее утро возрождались). Лукан рассказывает о галльском боге Огмии, покровителе красноречия, отождествлявшемся с Гераклом. С Минервой сопоставлялась богиня Белисама («Светлейшая»). Во всём античном мире почиталась галльская богиня Эпона, покровительница лошадей (согласно рим. календарю 1 в. н. э., её праздник отмечался 18 дек.), изображавшаяся в виде женщины, сидящей с рогом изобилия на коне или стоящей между двумя всадниками. Богиня Бригантия связана с ирл. Бригитой, покровительницей поэзии и врачевания. Известны богиня земли Литавия («Широкая»; от этого имени происходят кельт. названия Бретани – ирл. Letha, валлийское Llydaw), божества рек: Секвана – богиня Сены, Матрона – Марны. В Британии были известны мн. боги, почитавшиеся на континенте (Бригантия, Луг, Таранис), но существовали и божества, неизвестные за её пределами или пользовавшиеся там особой популярностью, напр.: богиня-нимфа Ковентина; божество воды, целитель и защитник справедливости Нодонт, которому посвящены храм и термы (Лидни-парк, Глостершир), существовавшие вплоть до нач. 5 в. н. э.; богиня горячих источников Сулис в г. Акве-Сулис (ныне Бат), отождествлявшаяся с Минервой; человеческие жертвы приносились богине победы Анкасте (Андрасте), которой была посвящена священная роща, возможно близ Веруламия (ныне Сент-Олбанс).
Эпич. традиция К. развивалась в искусстве бардов.
Культура и искусство. В эпоху Латен сложились мн. общекельтские культурные традиции, частично сохранившиеся до наших дней. К. носили пёстрые, полосатые или клетчатые ткани, фибулы, ручные и ножные браслеты, пояса с металлич. накладками или из металлич. звеньев, у женщин – цепи из ажурных звеньев, часто с эмалью; отличит. знаком знатного К. была гривна-торквес. Сохранились описания кельт. пиров, сопровождавшихся песнями бардов и спортивными состязаниями. Известны кельт. питьевые рога. Важной частью кельт. элитарной культуры были колесницы, часто встречаемые в богатых погребениях. Осн. оружие – меч (аристократов выделяли короткие мечи с X-образной ручкой, имеющие гальштатские прототипы), копьё, овальный щит и др. Шлемы часто имели навершие в виде фигурки вепря (напр., на котле из Гуннеструпа).
К. имели развитое ремесло – гончарное (в т. ч. произ-во расписной керамики или с добавлением в тесто графита), ювелирное, стеклоделие (ими были основаны знаменитые впоследствии рейнские школы стеклоделия); в эпоху Латен С сложились специализир. ремесленные центры.
Искусство К. складывалось под греко-рим., этрусским, скифо-фракийским (в т. ч. скифо-сибирского звериного стиля), возможно также ближневосточным (ахеменидским) влиянием. При этом его отличает тенденция к орнаментализму и стилизации. Характерные для К. стиль и набор мотивов зарождаются в заключит. периоде Гальштата (Гальштат D) и окончательно складываются в начале Латена.
Раннелатенский, или «строгий», стиль (2-я пол. 5 – нач. 4 вв.) сформировался в бассейнах верховьев Дуная, Рейна и Марны. Для раннелатенской орнаментики типичны линейно стилизованные растит. мотивы: пальметты, полупальметты и растит. завитки; парные S-видные завитки и волюты, образующие лировидные узоры, мотивы лотоса и т. п. (напр., золотые ажурные оковки сосудов из Айзенбильцена и Шварценбаха), полукруглой «кельтской пальметты», «пельты», «турецкого огурца» и т. п.; спираль и образованные на её основе узоры – вихревая розетка (в т. ч. характерная тройная розетка), розетки из кругов и дуг (напр., ажурная фалера из Сомм-Бионна); рельефные мужские маски овальной или миндалевидной формы (популярность мотива мужской маски в кельт. иск-ве, возможно, связана с распространённым у К. культом голов и черепов как воен. трофеев), часто в обрамлении парных волют и т. н. рыбьих пузырей (напр., на стеле из Пфальцфельда, у статуи из Хольцгерлингена в Юж. Германии и др.); мужские и звериные маски подтреугольной формы с чертами лица, стилизованными с помощью S-видных линий (напр., на накладке из Желковице); скульптурные звериные и мужские головы, часто с большими выпуклыми глазами, на фибулах, сосудах (напр., на кувшине из Клайнаспергле) и др.; змеевидные мотивы (напр., бронзовая накладка из Хольцельзау – см. илл. к ст. Звериный стиль). Характерны бронзовые кувшины (напр., из Клайнаспергле и Басс-Йюса) со скульптурными зооморфными изображениями на венчике и ручке; фибулы с рельефными масками (т. н. фибулы с масками); ажурные накладки с парными линейно стилизованными изображениями зверей и птиц (напр., из Сан-Поло-д’Энца) и др.
В эпоху среднего и позднего Латена развиваются намеченные в раннелатенском иск-ве стилистические направления. Для зрелого латенского, или вальдальгесхеймского, стиля (4 в. до н. э.) характерны орнаменты из стилизованной растительной лозы со спиральными завитками (т. н. непрерывный растительный стиль) на золотых гривнах, ножнах мечей, шлемах и др. Широко применяются коралловые вставки. В расписной керамике распространяются крупные бегущие спирали. В 3 – 1-й пол. 2 вв. продолжают развиваться тенденции как к высокому рельефу (т. н. пластический стиль: мотивы выпуклых спиралей, полушарий и т. п. на ручных и ножных браслетах и др. украшениях), так и к линейному графичному узору из чередующихся полупальметт и спиралей (т. н. стиль красивых мечей в орнаменте клинков и ножен мечей).
Уже с гальштатского периода известна каменная и бронзовая антропоморфная скульптура. Распространены также бронзовые статуэтки коней и особенно вепрей (навершия шлемов и др.). Встречаются многофигурные композиции (напр., гравированный фриз на ножнах меча из Гальштата, котёл из Гуннеструпа). В 3–1 вв. до н. э. чеканилась древнейшая в варварской Европе монета (по македонским и эллинистич. образцам). Появляются огромные сложно организованные городища (оппиды). Складываются особые формы фортификации: стены из дерев. срубов, забутованных внутри камнем и землёй, с внешней стороны облицованные камнем, с внутренней – к ним примыкала пологая насыпь (murus gallicus); ворота, сдвинутые внутрь укреплений, и др. В период оппидов (2-я пол. 2 – 1-я пол. 1 вв.) под античным влиянием развивается монументальная архитектура. Орнаментальное иск-во К. в этот период приходит в упадок, но его наследие затем было воспринято и переработано германцами.
В иск-ве островных К. были распространены континентальные стили. Для 3 в. до н. э. характерны местные варианты стиля «красивых мечей» (ирландско-йоркширский стиль «ножен» и стиль Уитем-Уондсуэрт, названный по рельефным накладкам щитов из р. Уитем и из р. Темза близ Уондсуэрта). Во 2–1 вв. до н. э. развивается стиль «зеркал» (напр., зеркало из Десборо, наконечник копья из Темзы в Лондоне, ножны меча из Багторпа, накладки узды из Полден-Хилса, наконечники золотой гривны из Снеттишема и др.): композиции из «труб» (мотив, восходящий к стилизованной полупальметте), лировидных мотивов, кругов, вписанных в круг или крупную сердцевидную фигуру (напр., зеркало из Десборо). Во 2-й пол. 1 в. до н. э. в Юж. Англии кельт. иск-во было вытеснено рим. провинциальным стилем, тогда как в Сев. Англии и Ирландии сохранялись кельт. традиции (напр., бронзовая фибула из «Эзики» – форта Адриановой стены на севере Англии, ок. 70 н. э.). В Ирландии развивалась орнаментальная резьба (растительно-спиральный орнамент) на каменных стелах (напр., камень из Тароу). В 7 в. кельт. иск-во под влиянием звериного стиля германцев воспринимает тератологич. мотивы и плетёнку и вместе с иск-вом англосаксов образует общую традицию островного (т. н. иберно-саксонского) иск-ва, тесно связанного со скандинавскими звериными стилями. Иберно-саксонский орнамент отличает сохранение спиральных мотивов, заполнение прямоугольных панелей равномерной плетёнкой (напр., стела с крестом из Аберлемно; Келлское Евангелие и реликварий колокола Св. Патрика – см. илл. к ст. Гэлы; фибула из Тары – см. илл. к ст. Ирландия) и др. Особенного развития достигли на Британских о-вах ювелирное иск-во, книжная миниатюра, резьба по кости и камню. На каменных крестах (т. н. high cross), помимо иберно-саксонского орнамента, встречаются растит. мотивы и библейские сцены (возможно, заимствованные из средиземноморского искусства).
Влияние кельт. культуры сказывалось начиная с раннего Средневековья. Кельт. мотивы вошли в основу мн. ср.-век. эпич. и сказочных сюжетов, возрождались в эпоху романтизма; мотивы кельт. иск-ва использовались в стиле модерн.