КЛИЕНТЕ́ЛА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛИЕНТЕ́ЛА (лат. clientela, от cliens – клиент, зависимый, послушный, подчинённый), форма социальной зависимости, возникшая в период разложения родового и складывания раннеклассового общества в древней Италии у латинов, сабинов и этрусков. Обедневшие сородичи и бесправные завоёванные или пришлые жители формирующихся полисов индивидуально, а позднее коллективно, ища покровительства патронов из богатой знати, становились их клиентами. Клиенты получали родовое имя патронов (см. в ст. Фамилия), а также земельный надел, обязуясь нести в их пользу разные повинности, прежде всего военную (Б. Нибур, франц. учёный Н. Рулан). Нем. учёные В. Ине, Т. Моммзен и их последователи видели в К. древнейшую форму зависимости и, опираясь гл. обр. на свидетельства Дионисия Галикарнасского (II 9, 2; 10,1; V 40, 3) и Тита Ливия (II 35,4; 64,2; III 14, 4), рассматривали К. как осн. источник происхождения рим. «крепостных», т. е. плебса. В совр. историографии (итал. учёные во главе с Ф. Демартино) К. считают первичным элементом образования внутриродовых структур раннего класса-сословия (плебеев). В эпоху поздней республики в связи с резким ростом числа завоёванных рабов в результате победоносных войн К. постепенно утрачивает своё хозяйств. значение, сохраняя политич. и моральный аспекты. У рим. полководцев в К. пребывали целые завоёванные ими народы. Юлий Цезарь, Гней Помпей и др. во время гражд. войн находили политич. сторонников среди своих бесчисленных клиентов. Известное соответствие К. в Италии наблюдалось в Греции (пелаты, пенесты), у германцев (литы) и др.
В политической антропологии К. рассматривается как промежуточная форма зависимости между бигменством (см. Бигмен) и вассалитетом. По модели К. строились все властные отношения архаич. обществ. К. предоставляла зависимому возможность выбора и строилась на договорных началах, причём вне традиц. системы родств. отношений (последнее отличало К. в афро-азиатских обществах от античной К.). Клиентельные отношения иногда возникали на конфессиональной основе (напр., братство Мюридийя в Сенегале). Они могли существовать и между социальными и этнич. группами, напр. между арабами-бедуинами Зап. Сахары и их бербероязычными данниками-зенага, когда в роли зависимых и покровителей выступали целые племена. Видоизменённый вариант такой К. — отношения между «благородными» и зависимыми племенами туарегов. Отношения К. возможны и при включении к.-л. племени в крупный племенной союз на правах «младших» союзников, как это произошло с делаварами, вошедшими в Лигу ирокезов.
В пережиточной форме К. как проявление патернализма сохраняется в Испании, Италии, Лат. Америке и др.