ДИОНИ́СИЙ ГАЛИКАРНА́ССКИЙ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИОНИ́СИЙ ГАЛИКАРНА́ССКИЙ (Διονύσιος ό ‘Aλιϰαρνασσεύς) (1 в. до н. э.), др.-греч. ритор и историк. Родом из Галикарнаса на юго-зап. побережье Малой Азии. Ок. 30 он прибыл в Рим, где занялся преподаванием иск-ва красноречия – риторики и одновременно обратился к изучению лат. яз. и рим. истории.
Д. Г. был выдающимся учёным и писателем. Его лит. наследие включает в себя целый ряд сочинений по риторике, по истории греч. лит-ры и большой труд по древней истории Рима – «Римские древности». Д. Г. – убеждённый аттикист – сторонник возрождения чистой аттической речи. Выступая против появившегося в эллинистически-рим. период т. н. азианизма – развившегося в риторич. школах греч. городов Малой Азии пышного, многословного, нередко пустого красноречия, он ратовал за подражание ясному и строгому стилю афинских писателей и ораторов классич. эпохи (5–4 вв. до н. э.), по мнению антиковедов, Д. Г. – один из предтеч нового подъёма греч. культуры, т. н. греч. возрождения эпохи ранней империи. Риторич. произведения Д. Г. посвящены пропаганде принципов древнего аттикизма на примере в особенности Фукидида и Демосфена. Общий тезис о необходимости следовать высоким классич. образцам был обоснован Д. Г. в трактате «О подражании». Своё восторженное отношение к древним афинским ораторам, в первую очередь к Демосфену, он выразил в таких спец. трактатах, как «О древних ораторах», «О стиле красноречия Демосфена», «Первое письмо к Аммею». Важно также «Письмо к Гнею Помпею Гемину», в котором сравниваются лит. стили Платона и Демосфена, а также даётся характеристика древних греч. историков Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Филиста и Феопомпа. Особый интерес представляет трактат «О характере Фукидида», где за общей высокой оценкой великого афинского историка следует обстоят. анализ недостатков, свойственных труду Фукидида: недостаточной строгости общего построения и неясности языка в составленных Фукидидом речах. Способность не только восхищаться древними авторами, но и видеть в них недостатки делает честь Д. Г. как лит. критику. Помимо названных историко-лит. сочинений, Д. Г. были составлены и собственно риторич. трактаты, т. е. произведения, посвящённые технике ораторского иск-ва: «О расположении слов» и «Риторика» (принадлежность последней Д. Г., однако, оспаривается).
Все эти лит. и риторич. сочинения по праву считаются «малыми произведениями» – над ними возвышается обширный историч. труд «Римские древности». Это сочинение состояло из 20 книг, из которых целиком дошли первые девять, в 10-й и 11-й имеются пропуски, а от остальных книг сохранились только отд. фрагменты. «Римские древности» Д. Г. были посвящены именно древнейшему периоду истории Рима до нач. 1-й Пунической войны, т. е. первой войны Рима с Карфагеном (264–241 до н. э.), и, таким образом, ставили целью восполнить историч. обзор Полибия, который именно с 1-й Пунической войны начинал своё повествование о возвышении Рима. Как и Полибием, Д. Г. движет стремление обосновать закономерность роста и возвышения Рим. гос-ва. Начиная с истоков рим. истории, он подчёркивает, что Рим. гос-во было построено выдающимися людьми. При этом, уступая своему греч. патриотизму, он утверждает, что предками основателей Рима были греки. В нынешнем виде труд Д. Г. доводит обзор рим. истории до сер. 5 в. до н. э. Он служит важным дополнением к фундам. «Истории Рима от основания города» рим. писателя Тита Ливия.