ПЛЕБЕ́И
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛЕБЕ́И (лат. plebei, plebs; от pleo – наполнять, отсюда термин трактуется как масса, множество, толпа), в Древнем Риме довольно многочисл. слой лично свободных, но неполноправных людей, стоявших вне рим. гражд. общины. Имели в частной собственности земельные наделы (по 2 югера на взрослого мужчину), но не могли обладать крупными участками агер публикус на правах условного владения. Занимались ремёслами и торговлей.
В конце царской эпохи (см. в ст. Рим Древний) П. численно превосходили патрициев, владевших большей частью обществ. земли. В период Ранней Республики П. не располагали политич. правами и гарантиями от закабаления в случае возникновения у них задолженности. В борьбе за свои интересы П. прибегали к т. н. сецессиям – уходу из Рима с отказом участвовать в воен. делах общины (494, 450 до н. э.). В 494 П. добились права избрания нар. трибунов, в 451–450 – кодификации законов и, соответственно, лишения патрициев исключит. права их толкования (см. Децемвиры и Двенадцати таблиц законы), в 445 – права вступать в брак с патрициями (закон Канулея), в 367 – гарантии избрания одним из консулов плебея (Лициния и Секстия законы), в 326 – ликвидации долговой кабалы (закон Петелия – Папирия). Заключит. актом борьбы П. за свои интересы считается принятие в 287 закона Гортензия (см. Гортензии), согласно которому решения плебисцитов получали силу закона. Позднее П. уравнялись с патрициями в праве приобретать участки обществ. земли (закон Тория Спурия в 111). К кон. 2 в. П. стали фактически полноправной частью рим. общины; следы их исходного неравноправия сохранялись лишь в некоторых религ. институтах, не имевших практич. значения. Получив доступ к занятию высших магистратур, богатая плебейская верхушка сблизилась с патрицианской знатью, образовав с ней единый слой нобилитета. Термин «плебс» стал обозначать полноправных небогатых граждан незнатного происхождения.
Существуют разл. гипотезы о происхождении П. Среди них можно выделить теории этнич. дуализма, экономич. дифференциации, религ. различия. Б. Г. Нибур считал, что в отличие от патрициев, составлявших коренное население Рима, П., жившие в ближайших к нему селениях, были покорены первыми царями и приведены в Рим. В силу этого П., хотя и являлись свободными, не принадлежали к рим. родовой организации, что предопределяло их неравноправие с патрициями. Позиция Нибура нашла поддержку у мн. учёных. Так, рос. историк Д. Л. Крюков высказался в пользу существования разных общин у П. и патрициев, исходя из религ. различий: религия патрициев была символической, а религия П. отличалась антропоморфизмом. Позднее сходную точку зрения развивал Н. Д. Фюстель де Куланж, считавший, что П., будучи новым обществ. слоем, в отличие от патрициев не имели домашних культов. Теорию Нибура оспаривал нем. историк В. Ине, видевший в П. быв. клиентов (см. в ст. Клиентела), получивших освобождение. В известной мере эту точку зрения поддержал Т. Моммзен, считавший, что П. произошли из клиентов патрициев. Э. Мейер выдвинул теорию, в соответствии с которой разделение рим. населения на патрициев и П. было результатом имуществ. расслоения. В совр. зарубежной историографии общая точка зрения на происхождение П. отсутствует; мн. отеч. исследователи принимают теорию внешнего происхождения П., восходящую к Нибуру (Н. А. Машкин, И. Л. Маяк, А. И. Немировский, Ф. М. Нечай).