АНТРОПОМОРФИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТРОПОМОРФИ́ЗМ (от антропо... и греч. μορφή – форма, вид), наделение материальных и идеальных объектов, предметов и явлений неживой природы, животных, растений, мифических существ человеческими свойствами – физическими, психическими, интеллектуальными качествами, а зачастую и гендерными признаками. А. тесно связан с ранними формами религ. верований (напр., анимизм). Ряд древнейших космогоний представляют порождающее бытие (начало) в форме человековидного существа (напр., Гея у древних греков), которое даёт начало богам и природным стихиям или из тела которого (Пуруша у индоариев), вследствие ритуального расчленения, возникает мироздание. Представление о «мужском» и «женском» началах миропорядка, присущее большинству культур, в Китае нашло выражение в учении об инь и ян.
Типичная для архаич. мышления антропоморфизация окружающего мира (сил природы, социальных институтов, духовных качеств человека) вносила существенный вклад в расширение пантеона и пандемониума древних религий. Развитые религии сохраняют в представлениях о божестве признаки А., хотя в религ. учениях эти признаки толкуются как метафоры. По мере развития рационализма происходит постепенное сокращение культурной роли А. Так, Л. Леви-Брюль утверждал, что тяготение к антропоморфизации реальности тем выше, чем ниже уровень развития сознания. Однако полное исчезновение А. невозможно. Антропоморфными являются практически все архетипы сознания, мн. символы и аллегории. Большинство языков, в частности индоевропейских, построено на грамматич. классификации слов по мужскому и женскому родам.
Антропоморфизация реальности, сохраняя исторически своё место в структуре сознания и культуры, продолжает оставаться важным способом описания мира.
В искусствознании понятие А. применяется по отношению к ранним стадиям развития иск-ва (женские статуэтки верхнего палеолита; кикладские идолы на островах Эгейского м., 3–2-е тыс. до н. э.) или к неизобразительным его видам. В архитектуре принцип А. может быть выражен косвенно (напр., в координации пропорций здания с пропорциями человеческого тела), прямо (некоторые аспекты архит. теории Витрувия о происхождении ордеров) или аллегорически (план собора с продольным нефом и поперечным трансептом, уподобленный в ср.-век. теории фигуре с раскинутыми руками). В декоративно-прикладном иск-ве А. выражается в условной стилизации формы предмета (напр., в сосудах, реликвариях и др.). В первобытном иск-ве А. занимает подчинённое положение по отношению к зооморфизму.