Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТРОПОМОРФИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 90

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. П. Забияко, Е. С. Элбакян; М. Н. Соколов (искусствознание)

АНТРОПОМОРФИ́ЗМ (от антропо... и греч. μορφή – фор­ма, вид), наде­ле­ние ма­те­ри­аль­ных и иде­аль­ных объ­ек­тов, пред­ме­тов и яв­ле­ний не­жи­вой при­ро­ды, жи­вот­ных, ра­сте­ний, ми­фи­че­ских су­ществ че­ло­ве­че­ски­ми свой­ст­ва­ми – фи­зи­че­ски­ми, пси­хи­че­ски­ми, ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми ка­че­ст­ва­ми, а за­ча­стую и ген­дер­ны­ми приз­на­ка­ми. А. тес­но свя­зан с ран­ни­ми фор­ма­ми ре­лиг. ве­ро­ва­ний (напр., ани­мизм). Ряд древ­ней­ших кос­мо­го­ний пред­став­ля­ют по­ро­ж­даю­щее бы­тие (на­ча­ло) в фор­ме че­ло­ве­ко­вид­но­го су­ще­ства (напр., Гея у древ­них гре­ков), ко­то­рое да­ёт на­ча­ло бо­гам и при­род­ным сти­хи­ям или из те­ла ко­то­ро­го (Пу­ру­ша у ин­доа­ри­ев), вслед­ст­вие ри­ту­аль­но­го рас­чле­не­ния, воз­ни­ка­ет ми­ро­зда­ние. Пред­став­ле­ние о «муж­ском» и «жен­ском» на­ча­лах ми­ро­по­ряд­ка, при­су­щее боль­шин­ст­ву куль­тур, в Ки­тае на­шло вы­ра­же­ние в уче­нии об инь и ян.

Ти­пич­ная для ар­ха­ич. мыш­ле­ния ан­тро­по­мор­фи­за­ция ок­ру­жаю­ще­го ми­ра (сил при­ро­ды, со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, ду­хов­ных ка­честв че­ло­ве­ка) вно­си­ла су­ще­ст­вен­ный вклад в рас­ши­ре­ние пан­те­о­на и пан­де­мо­ниу­ма древ­них ре­ли­гий. Раз­ви­тые ре­ли­гии со­хра­ня­ют в пред­став­ле­ни­ях о бо­же­ст­ве при­зна­ки А., хотя в ре­лиг. уче­ни­ях эти при­зна­ки тол­ку­ют­ся как ме­та­фо­ры. По ме­ре раз­ви­тия ра­цио­на­лиз­ма про­ис­хо­дит по­сте­пен­ное со­кра­ще­ние куль­тур­ной ро­ли А. Так, Л. Ле­ви-Брюль ут­вер­ждал, что тя­го­те­ние к ан­тро­по­мор­фи­за­ции ре­аль­но­сти тем вы­ше, чем ни­же уро­вень раз­ви­тия соз­на­ния. Од­на­ко пол­ное ис­чез­но­ве­ние А. не­воз­мож­но. Ан­тро­по­морф­ны­ми яв­ля­ют­ся прак­ти­че­ски все ар­хе­ти­пы соз­на­ния, мн. сим­во­лы и ал­ле­го­рии. Боль­шин­ст­во язы­ков, в ча­ст­но­сти ин­до­ев­ро­пей­ских, по­строе­но на грам­ма­тич. клас­си­фи­ка­ции слов по муж­ско­му и жен­ско­му ро­дам.

Ан­тро­по­мор­фи­за­ция ре­аль­но­сти, со­хра­няя ис­то­ри­че­ски своё ме­сто в струк­ту­ре соз­на­ния и куль­ту­ры, про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся важ­ным спо­со­бом опи­са­ния ми­ра.

В ис­кус­ст­во­зна­нии понятие А. при­меня­ет­ся по от­но­ше­нию к ран­ним ста­ди­ям раз­ви­тия иск-ва (жен­ские ста­ту­эт­ки верх­не­го па­лео­ли­та; кик­лад­ские идо­лы на островах Эгей­ско­го м., 3–2-е тыс. до н. э.) или к не­изо­бра­зи­тель­ным его ви­дам. В ар­хи­тек­ту­ре прин­цип А. мо­жет быть вы­ра­жен кос­вен­но (напр., в ко­ор­ди­на­ции про­пор­ций зда­ния с про­пор­ция­ми че­ло­ве­че­ско­го те­ла), пря­мо (не­ко­то­рые ас­пек­ты ар­хит. тео­рии Вит­рувия о про­ис­хо­ж­де­нии ор­де­ров) или ал­ле­го­ри­че­ски (план со­бо­ра с про­доль­ным не­фом и по­пе­реч­ным тран­сеп­том, упо­доб­лен­ный в ср.-век. тео­рии фи­гу­ре с рас­ки­ну­ты­ми ру­ка­ми). В де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном иск-ве А. вы­ра­жа­ет­ся в ус­лов­ной сти­ли­за­ции фор­мы пред­ме­та (напр., в со­су­дах, ре­ли­к­ва­ри­ях и др.). В пер­во­быт­ном иск-ве А. за­ни­ма­ет под­чи­нён­ное по­ло­же­ние по от­но­ше­нию к зоо­мор­физ­му.

Лит.: Алек­се­ев В. П. Ста­нов­ле­ние че­ло­ве­чест­ва. М., 1984; То­ка­рев С. А. Ран­ние фор­мы ре­ли­гии. М., 1990; Ло­сев А. Ф. Фи­ло­софия. Ми­фо­ло­гия. Куль­ту­ра. М., 1991; Ле­ви-Брюль Л. Сверхъ­ес­те­ст­вен­ное в пер­во­быт­ном мыш­ле­нии. М., 1994; Ле­ви-Строс К. Пер­во­быт­ное мыш­ле­ние. М., 1994; Пиа­же Ж. Речь и мыш­ле­ние ре­бен­ка. М., 1994; Кас­сирер Э. Фи­ло­со­фия сим­во­ли­че­ских форм: В 3 т. М., 2002; Мюл­лер Ф. М. Вве­де­ние в нау­ку о ре­ли­гии. М., 2002.

Вернуться к началу