Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕВИ́-БРЮЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 116

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Константинов

ЛЕВИ́-БРЮЛЬ (Lévy-Bruhl) Люсь­ен (10.4.1857, Па­риж – 13.3.1939, там же), франц. фи­ло­соф, пси­хо­лог, ан­тро­по­лог. В 1879 окон­чил Выс­шую нор­маль­ную шко­лу, пре­по­да­вал фи­ло­со­фию в шко­лах Пуа­тье, Амь­е­на и Па­ри­жа, c 1896 проф. Сор­бон­ны. В 1925 стал од­ним из ос­но­ва­те­лей и ди­рек­то­ром Ин-та эт­но­ло­гии в Сор­бон­не. С 1927 ос­та­вил ин-т и пре­по­да­ва­тель­скую дея­тель­ность, по­свя­тив се­бя на­пи­са­нию книг.

Ран­ние тру­ды Л.-Б. по­свя­ще­ны ис­то­рии немецкой и французской фи­ло­со­фии. В ра­боте «Мо­раль и нау­ки о нра­вах» («La mo­rale et la science des moeurs», 1903), на­пи­сан­ной в ду­хе идей Э. Дюрк­гей­ма и фран­цуз­ской со­цио­ло­ги­че­ской шко­лы, Л. счи­тал не­воз­мож­ным ме­та­фи­зич. обос­но­ва­ние мо­ра­ли, до­пус­кая лишь со­цио­ло­гич. ана­лиз нра­вов раз­ных на­ро­дов и их куль­тур­ной обу­слов­лен­но­сти. Из­вест­ность Л.-Б. при­нес­ла се­рия ра­бот о мыш­ле­нии пер­во­быт­ных (франц. pri­mi­tive) на­ро­дов, ос­но­ван­ная на ана­ли­зе эт­но­гра­фич. ма­те­риа­ла (сам Л.-Б. не уча­ст­во­вал в по­ле­вых ис­сле­до­ва­ни­ях). Вы­сту­пив про­тив пред­став­ле­ния Э. Тай­ло­ра и англ. ан­тро­по­ло­гич. шко­лы о то­ж­де­ст­ве мыс­ли­тель­ных опе­ра­ций «ци­ви­ли­зо­ван­но­го» и пер­во­быт­но­го че­ло­ве­ка, рас­смат­ри­вав­ше­го­ся в ка­че­ст­ве «фи­ло­соф­ст­вую­ще­го ди­ка­ря», Л.-Б. до­ка­зы­вал, что пер­во­быт­ное мыш­ле­ние но­сит «пра­ло­ги­че­ский» ха­рак­тер – оно без­раз­лич­но к ло­гич. про­ти­во­ре­чи­ям, вме­сто за­ко­на ло­гич. то­ж­де­ст­ва им пра­вит за­кон «пар­ти­ци­па­ции» (со­при­ча­ст­но­сти) – ас­со­циа­тив­ной ма­гич. взаи­мо­свя­зи ве­щей, воз­ни­каю­щей бла­го­да­ря эмо­цио­наль­ной во­вле­чён­но­сти. По­доб­но ре­бён­ку, пер­во­быт­ный че­ло­век ис­поль­зу­ет ин­туи­цию вме­сто рас­су­ж­де­ний, об­ра­зы вме­сто по­ня­тий, оду­хо­тво­ря­ет лю­бые яв­ле­ния при­ро­ды, на­де­ляя их ан­тро­по­морф­ны­ми и мис­тич. свой­ст­ва­ми и ви­дя во всём дей­ст­вие по­тус­то­рон­них сил (бо­лезнь или не­уро­жай как след­ст­вия кол­дов­ст­ва и т. п.). Эти свой­ст­ва мыш­ле­ния Л.-Б. свя­зы­вал с гос­под­ством в пер­во­быт­ном об­ще­ст­ве кол­лек­тив­ных пред­став­ле­ний, «врас­таю­щих» в ин­ди­ви­ду­аль­ную пси­хи­ку по ме­ре ин­ден­ти­фи­ка­ции с ни­ми в про­цес­се со­циа­ли­за­ции. Ис­то­рич. раз­ви­тие мыш­ле­ния Л.-Б. свя­зы­вал с «ин­ди­ви­дуа­ли­за­ци­ей» соз­на­ния, ко­то­рое, ос­во­бо­ж­да­ясь от кол­лек­тив­ных пред­став­ле­ний, ста­но­вит­ся всё бо­лее ра­цио­наль­ным.

В позд­них ра­бо­тах под влия­ни­ем кри­ти­ки Л.-Б. ото­шёл от жё­ст­ко­го про­ти­во­пос­тав­ле­ния ци­ви­ли­зо­ван­но­го и пер­во­быт­но­го че­ло­ве­ка, по­ка­зы­вая, что пра­ло­гич. мыш­ле­ние рас­про­стра­не­но в лю­бом об­ще­ст­ве и у лю­бо­го че­ло­ве­ка, ко­гда его оп­ре­де­ля­ют кол­лек­тив­ные пред­став­ле­ния, свя­зан­ные, напр., с идео­ло­ги­ей, ри­туа­ла­ми и др. фор­ма­ми «груп­по­во­го соз­на­ния».

Соч.: La philosophie d’Auguste Comte. P., 1900; Les fonctions mentales dans les sociétés inférieures. P., 1910; L’âme primitive. P., 1927. P., 1996; Пер­во­быт­ное мыш­ле­ние. М., 1930; La mythologie primitive. 2 éd. P., 1935; Сверхъ­ес­те­ст­вен­ное в пер­во­быт­ном мыш­ле­нии. М., 1937. М., 1999; L’experience mystique et les sym­boles chez les primitifs. P., 1938; Les car­nets. P., 1949.

Лит.: Cazeneuve J. L. Lévy-Bruhl. N. Y., 1972; Fimiani M. Lévy-Bruhl. La différence et l’ar­chaїque. P., 2000; Keck F. L. Lévy-Bruhl, ent­re philosophie et anthropologie: contradiction et participation. P., 2003.

Вернуться к началу