Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТА́ЙЛОР

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 585

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ТА́ЙЛОР, Тей­лор, Тэй­лор (Tylor) Эду­ард Бер­нетт, сэр (2.10.1832, Лон­дон – 2.1.1917, Вел­линг­тон, граф­ст­во Со­мер­сет), англ. ан­тро­по­лог. Из се­мьи биз­нес­ме­на-ква­ке­ра. В 1855 от­пра­вил­ся в пу­те­ше­ст­вие в Центр. Аме­ри­ку. На Ку­бе в 1856 по­зна­ко­мил­ся с бо­га­тым ме­це­на­том Г. Кри­сти, про­бу­див­шим в нём ин­те­рес к изу­че­нию древ­но­сти. Вер­нув­шись в Анг­лию (1857), за­нял­ся ис­сле­до­ва­ния­ми в об­лас­ти ан­тро­по­логии. В 1875 по­лу­чил док­тор­скую сте­пень. В 1883 стал хра­ни­те­лем эт­но­гра­фич. кол­лек­ции му­зея при Окс­форд­ском ун-те (с 1884 Эт­но­гра­фич. му­зея Питт-Ри­вер­са). С 1883 чи­тал в Окс­форд­ском ун-те лек­ции по ан­тро­по­ло­гии (в 1895–1910 проф.); в 1886–96 пре­по­да­вал в Абер­дин­ском ун-те. Член Ко­ро­лев­ско­го об-ва (1871), два­ж­ды из­би­рал­ся (1879–81 и 1891–92) пре­зи­ден­том Ко­ро­лев­ско­го ан­тро­по­ло­гич. ин-та (Эт­но­ло­гич. об-ва). В 1912 воз­ве­дён в ры­цар­ское дос­то­ин­ст­во.

Т. – один из ос­но­во­по­лож­ни­ков эво­лю­цио­ни­ст­ской шко­лы в ан­тро­по­ло­гии. Ис­то­рию куль­ту­ры рас­смат­ри­вал как по­сте­пен­ный и не­пре­рыв­ный про­цесс со­вер­шен­ст­во­ва­ния ору­дий тру­да, зна­ний, ве­ро­ва­ний, ис­кус­ст­ва, нрав­ст­вен­но­сти, за­ко­нов, обы­ча­ев и т. п., осу­ще­ст­в­ляю­щий­ся по столь же оп­ре­де­лён­ным за­ко­нам, как и за­ко­ны при­ро­ды. К чис­лу важ­ней­ших фак­то­ров, влияю­щих на за­ко­но­мер­ное раз­ви­тие куль­ту­ры, от­но­сил «об­щее сход­ст­во при­ро­ды че­ло­ве­ка» и «об­щее сход­ст­во об­стоя­тельств его жиз­ни». Т. при­над­ле­жит раз­ра­бот­ка пе­ре­жит­ков тео­рии. Он пред­ло­жил объ­яс­не­ние про­ис­хо­ж­де­ния эк­зо­га­мии, дву­сто­рон­не­го кросс­ку­зен­но­го бра­ка, клас­си­фи­кац. сис­те­мы род­ст­ва и сис­те­мы тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го (ту­ра­но-га­но­ван­ско­го) ти­па из ду­аль­ной ор­га­ни­за­ции, воз­ник­шей че­рез со­еди­не­ние двух са­мо­сто­ят. групп лю­дей. Т. был сто­рон­ни­ком тео­рии мат­ри­ар­ха­та и сфор­му­ли­ро­вал кон­цеп­цию про­ис­хо­ж­де­ния ре­ли­гии из ани­миз­ма.

Соч.: Вве­де­ние к изу­че­нию че­ло­ве­ка и ци­ви­ли­за­ции: Ан­тро­по­ло­гия. 4-е изд. П.; М., 1924; Пер­во­быт­ная куль­ту­ра. М., 1989; [В кн.:] Мис­ти­ка. Ре­ли­гия. Нау­ка: Клас­си­ки ми­ро­во­го ре­ли­гио­ве­де­ния: Ан­то­ло­гия. М., 1998; Миф и об­ряд в пер­во­быт­ной куль­ту­ре. Смо­ленск, 2000.

Лит.: Marett R. R. Tylor. L., 1936; То­ка­рев С. А. Ис­то­рия за­ру­беж­ной эт­но­гра­фии. М., 1978; Leopold J. Culture in comparative and evolutionary perspective: E. B. Tylor and the making of primitive culture. B., 1980; Бе­лик А. А. Куль­ту­ро­ло­гия: Ан­тро­по­ло­ги­че­ские тео­рии куль­тур. М., 2000.

Вернуться к началу