МАТРИАРХА́Т
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАТРИАРХА́Т (от лат. mater, род. п. matris – мать и греч. ἀρχή – власть; гинекократия, матернитет), материнское право, власть женщин – гипотетическая эпоха (стадия, период, этап), предшествующая патриархату в развитии первобытного общества. Представление о М. распространилось в связи с матриархальной теорией, согласно которой в истории человеческого общества существовала всеобщая стадия развития, характеризующаяся господством женщин: ведущим положением женщин в социальной и хозяйств. сферах, матрилинейной (материнской) родовой организацией, матрилинейностью наследования имущества и статуса, матрилокальностью или дислокальностью брачного поселения. Теория М. обосновывалась гл. обр. гипотезой об историч. приоритете материнского рода, а также относительно высоким положением женщин в первобытном обществе и его пережитках в ряде архаич. обществ (престолонаследие по женской линии, особая роль королевы-матери, легенды об амазонках и т. п.). Она восходит к трудам Ж. Ф. Лафито, И. Я. Бахофена, Л. Г. Моргана, Ф. Энгельса и господствовала в эволюционизме до нач. 20 в., в сов. теории первобытности – до 1960-х гг. Матриархальная теория сыграла положительную роль в борьбе с патриархальной теорией; с её помощью удалось доказать ошибочность представления об изначальности патриархата и показать, что ему предшествовала иная, т. н. допатриархальная, стадия. Теория М. способствовала разработке проблем историч. соотношения биологического и социального на ранних стадиях развития человеческого общества, а также становлению движения за равноправие женщин и появлению феминизма. Но сведение ею эволюции общества к смене иерархии социальных ролей по признаку пола не отражает всего многообразия процессов развития человечества. К настоящему времени матриархальная теория почти не имеет приверженцев: этнографич. данные не подтверждают существования М. ни как совокупности обществ. порядков, ни как этапа в развитии первобытности. Более того, на всех стадиях первобытности наблюдалось сравнительное равенство социальных ролей женщин и мужчин. К сер. 20 в. проблема М. сузилась до вопроса об историч. последовательности материнской и отцовской филиации (матрилинейного и патрилинейного вариантов счёта родства) и первичности/вторичности или однопорядковости матрилинейной и патрилинейной форм родовой организации, в связи с чем М. иногда отождествляли с т. н. позднематрилинейными обществами (ашанти, бауле, яо и др. в Африке, наяры и др. касты у малаяли, кхаси в Индии, наси в Китае, минангкабау в Индонезии, натчи, тлинкиты, ирокезы в Сев. Америке, тробрианцы и др.). В совр. социальной антропологии и истории первобытного общества термин «М.» не используется и фигурирует только в историографич. контексте. В широком значении М. называют всякое доминирующее положение (господство) женщин в хозяйств., общественной и семейной жизни, а также его отражение в духовной культуре и мировоззрении.