КХА́СИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КХА́СИ, народ на северо-востоке Индии (штаты Мегхалая, Ассам и др.) и в соседних районах Бангладеш. Живут в осн. в горах Кхаси и Джайнтия. Численность в Индии – 1,3 млн. чел. (2009, оценка; из них 1,25 млн. чел. – в штате Мегхалая; составляют большинство населения штата), в Бангладеш – 80 тыс. чел. В Индии входят в адиваси. Делятся на группы: собственно К., джайнтия, пнар, бхои, вар, лингнам и др. Говорят на яз. кхаси. Большинство К. – протестанты (пресвитериане и баптисты), есть индуисты (в осн. среди джайнтия).
В горах Джайнтия в 16–19 вв. существовало кн-во Кхаси, в горах Кхаси, остававшихся вне влияния индуизма, – множество мелких «княжеств» – объединений деревень во главе с вождём (осн. правящий род – Сием) и советом (дарбар). С нач. 19 в. распространяется христианство. Движение за автономию завершилось созданием в 1970 штата Мегхалая. По уровню грамотности К. занимают одно из первых мест в Индии. Сформировалась интеллигенция.
Традиц. культура типична для народов Юж. Азии. Традиц. занятие К. – подсечно-огневое ручное земледелие, у ряда групп – пашенное, поливное, террасное (рис, просо, картофель) земледелие; развито садоводство, в горах – птицеводство и пчеловодство. Ремёсла менее распространены, чем у большинства др. горных народов; ранее занимались кузнечным делом. Широко развит обмен, торгуют в осн. женщины. Деревни (от 200 до 500 и более домов) линейной планировки, расположены в горных долинах. Дома на каменном фундаменте, с бамбуковыми, обмазанными глиной стенами и соломенной 2-скатной или 4-скатной крышей. Женская одежда – несшитая юбка и кофта или накидка, мужская – рубаха, безрукавка и дхоти или штаны. Головные уборы у мужчин – яркий тюрбан, у женщин – металлич. венец. И мужчины, и женщины носили много украшений, на шее – металлич. обруч. Существуют дисперсные матрилинейные роды (кур, джайд); в деревенскую общину входят сегменты св. 10 родов. Сохраняются родовые, деревенские и междеревенские (райд дарбар) дарбары. Среди родов выделяются знатные (джайд бакхрау), простые и зависимые (джайд мрау). Высокое положение занимает гл. родовая жрица. Роды подразделяются на матрилиниджи (кпох), восходящие к общей прабабке и владеющие земельными наделами. Брачное поселение матрилокальное. Большая семья (инг) возглавляется старшим братом матери; после рождения первого ребёнка вторым по влиянию членом инг становится отец. Высокое положение занимают женщины. Девочкам стремятся дать хорошее образование, часты удочерения. Имущество, принадлежащее инг, наследует младшая дочь. Браки с ортокузенами запрещены; браки с кросскузенами дозволяются, но редки. Система терминов родства бифуркативного типа. Сиблинги, сиблинги родителей и дети делятся по относительному возрасту, причём выделяются «старшие», «средние» и «младшие» и «самые младшие» возрастные категории; имеются описательные конструкции. Термины делятся на референтивные и вокативные. Сохраняются культы женских божеств (верховное – Ка Блей), развитый погребальный ритуал: после кремации прах хранят в мегалитич. родовой усыпальнице (кромлех из нечётного числа камней с менгиром в центре). Распространены легенды о священной змее У Тхлен.