Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕМИНИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 250-251

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Н. Тартаковская

ФЕМИНИ́ЗМ (от лат. femina – жен­щи­на), об­ще­ст­вен­ное и ин­тел­лек­ту­аль­ное дви­же­ние, на­прав­лен­ное на дос­ти­же­ние рав­ных гражд., по­ли­тич., со­ци­аль­ных и лич­ных прав для жен­щин, вклю­чая рав­ные воз­мож­но­сти в об­лас­ти проф. про­дви­же­ния, оп­ла­ты тру­да и об­ра­зо­ва­ния. Совр. сто­рон­ни­ки Ф. вы­дви­га­ют так­же тре­бо­ва­ния рав­ных прав в бра­ке, спра­вед­ли­во­го рас­пре­де­ле­ния се­мей­ных обя­зан­но­стей, за­щи­ты от сек­су­аль­ных до­мо­га­тельств и до­маш­не­го на­си­лия, под­дер­жи­ва­ют пра­во жен­щин са­мо­стоя­тель­но рас­по­ря­жать­ся сво­ей жиз­нью, вклю­чая при­ня­тие ре­ше­ний, ка­саю­щих­ся се­мей­ной жиз­ни, сек­су­аль­но­сти и де­то­ро­ж­де­ния.

Клю­че­вую роль в про­ис­хо­ж­де­нии Ф. сыг­ра­ли про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция в Ев­ро­пе и ин­ду­ст­риа­ли­за­ция (при­вед­шая к от­де­ле­нию ра­бо­че­го мес­та от до­ма и впер­вые соз­дав­шая для жен­щин ди­лем­му ме­ж­ду ра­бо­той для эко­но­мич. вы­жи­ва­ния и до­маш­ни­ми обя­зан­но­стя­ми), а так­же идеи Про­све­ще­ния и Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в. о не­отъ­ем­ле­мых пра­вах лич­но­сти, вклю­чая гражд. ра­вен­ст­во. Хо­тя на за­ре ка­пи­та­лиз­ма жен­ский труд пло­хо оп­ла­чи­вал­ся, а жен­щи­ны сред­не­го клас­са и во­все ока­за­лись за­пер­ты­ми в рам­ках се­мьи, пром. ре­во­лю­ция соз­да­ла по­тен­ци­аль­ный ба­зис для ма­те­ри­аль­ной не­за­ви­си­мо­сти жен­щин – ис­точ­ник за­ра­бот­ка, не­за­ви­си­мый от се­мьи, что сра­зу из­ме­ни­ло кон­фи­гу­ра­цию ген­дер­ных от­но­ше­ний. Ос­но­вы вла­сти муж­чи­ны (по край­не ме­ре, в ра­бо­чих семь­ях) ока­за­лись по­дор­ва­ны, а жен­щи­ны по­лу­чи­ли воз­мож­ность объ­е­ди­нять­ся в борь­бе за свои пра­ва как ра­бот­ни­цы и гра­ж­дан­ки.

Ус­лов­ной да­той воз­ник­но­ве­ния ев­роп. Ф. как идео­ло­гии при­ня­то счи­тать пуб­ли­ка­цию кни­ги англ. пи­са­тель­ни­цы М. Уол­стон­крафт «В за­щи­ту прав жен­щин» (1792), в ко­то­рой в по­ле­ми­ке с Ж. Ж. Рус­со от­стаи­ва­ет­ся пра­во жен­щин на об­ра­зо­ва­ние. Тер­мин «Ф.» вве­дён Ш. Фу­рье в 1837. Вы­де­ля­ют пер­вую, вто­рую и тре­тью вол­ны фе­ми­низ­ма.

Первая волна

Пер­вая вол­на Ф. (сер. 19 – нач. 20 вв.) бы­ла на­прав­ле­на на борь­бу за из­би­ра­тель­ные и др. гражд. и юри­дич. пра­ва жен­щин, за их эман­си­па­цию – ос­во­бо­ж­де­ние от пра­во­вых и со­ци­аль­ных ог­ра­ни­че­ний и мас­со­вое во­вле­че­ние в пуб­лич­ную сфе­ру. Фе­ми­ни­сток пер­вой вол­ны час­то на­зы­ва­ли суф­ра­жи­ст­ка­ми. По­сле то­го как в боль­шин­ст­ве стран Ев­ро­пы и Сев. Аме­ри­ки жен­щи­ны в те­че­ние кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. по­лу­чи­ли из­би­рат. пра­ва, фе­ми­ни­ст­ское дви­же­ние по­шло на спад.

Вторая волна

Вто­рая вол­на Ф. – зап. ин­тел­лек­ту­аль­ное и об­ществ.-по­ли­тич. жен­ское дви­же­ние кон. 1960-х – 1980-х гг., гл. на­прав­ле­ни­ем ко­то­ро­го ста­ла борь­ба с дис­кри­ми­на­ци­ей по при­зна­ку по­ла и ут­вер­жде­ние жен­ской ав­то­но­мии, в т. ч. в об­лас­ти ча­ст­ной жиз­ни (ло­зунг «Лич­ное есть по­ли­ти­че­ское», вы­дви­ну­тый ав­то­ра­ми сб. «Хро­ни­ка вто­ро­го го­да: ос­во­бо­ж­де­ние жен­щин», 1970). Силь­ное влия­ние на идео­ло­гию Ф. этой вол­ны ока­за­ла ра­бо­та С. де Бо­ву­ар «Вто­рой пол» (1949) с её те­зи­сом «жен­щи­ной не ро­ж­да­ют­ся, ею ста­но­вят­ся», по­ста­вив­шим под со­мне­ние био­ло­гич. пре­до­пре­де­лён­ность жен­ской судь­бы: те­лес­ность, сек­су­аль­ность, ре­про­дук­тив­ные спо­соб­но­сти, эко­но­мич. по­ло­же­ние рас­смат­ри­ва­лись при­чи­на­ми пред­став­ле­ния жен­щи­ны как объ­ек­та, ско­ван­но­го гра­ни­ца­ми сво­ей при­ро­ды (те­ла) и си­туа­ции. Важ­ной те­мой это­го пе­рио­да ста­ло ра­зо­бла­че­ние ми­фа о «сча­ст­ли­вой до­мо­хо­зяй­ке» как ес­теств. пред­на­зна­че­нии жен­щи­ны, про­дви­гав­ше­го­ся в сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции. В про­грамм­ной кни­ге Б. Фри­дан (США) «За­гад­ка жен­ст­вен­но­сти» (рус. пер. 1994) опи­сы­ва­лось, как замк­ну­тые в сво­ём «уют­ном конц­ла­ге­ре» жен­щи­ны сред­не­го клас­са стра­да­ли от не­воз­мож­но­сти нор­маль­ной са­мо­реа­ли­за­ции, став­шей ис­точ­ни­ком мно­го­числ. нев­ро­зов. В Ф. вто­рой вол­ны вы­де­ля­ют ли­бе­раль­ное, со­циа­ли­стич. (мар­кси­ст­ское), ра­ди­каль­ное и пси­хо­ана­ли­тич. на­прав­ле­ния, ко­то­рые по-раз­но­му объ­яс­ня­ли про­ис­хо­ж­де­ние ген­дер­но­го не­ра­вен­ст­ва, но раз­де­ля­ли об­щее пред­став­ле­ние о том, что совр. об­ще­ст­во яв­ля­ет­ся об­ще­ст­вом пат­ри­ар­ха­та. В от­ли­чие от Ф. пер­вой вол­ны, де­лав­ше­го ак­цент на сход­ст­ве муж­чин и жен­щин и на этом ос­но­ва­нии тре­бо­вав­ше­го для них рав­ных прав, Ф. вто­рой вол­ны раз­ви­вал­ся как Ф. раз­ли­чий, на­стаи­вая на при­зна­нии осо­бой ро­ли жен­щин в об­ще­ст­ве. Ак­тив­ное про­дви­же­ние идео­ло­гии Ф. в 1970–80-е гг. при­ве­ло в ря­де стран к при­ня­тию ан­ти­дис­кри­ми­на­ци­он­ных по­пра­вок в за­ко­но­да­тель­ст­во, по­яв­ле­нию ген­дер­ных ис­сле­до­ва­ний как ака­де­мич. дис­ци­п­ли­ны (см. Ген­дер­ная ан­тро­по­ло­гия, Ген­дер­ная со­цио­ло­гия, Ген­дер­ная пси­хо­ло­гия), раз­ра­бот­ке про­грамм, на­прав­лен­ных на под­держ­ку жен­щин, во мно­гих ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ци­ях, вклю­чая ООН. Од­на­ко по­ли­тич. про­грам­ма вто­рой вол­ны под­вер­глась кри­ти­ке со сто­ро­ны фе­ми­ни­сток, не при­над­ле­жавших к бе­лой ра­се и сред­не­му клас­су и ут­вер­ждав­ших, что их про­бле­мы фак­ти­че­ски не бы­ли вос­при­ня­ты и ос­мыс­ле­ны в фе­ми­ни­ст­ском дви­же­нии.

Третья волна

Тре­тья вол­на (с кон. 1980-х – нач. 1990-х гг.) свя­за­на с про­цес­са­ми гло­ба­ли­за­ции и транс­на­цио­на­ли­за­ции и вклю­ча­ет в се­бя по­стко­ло­ни­аль­ный, кон­ст­рук­ти­ви­ст­ский, по­стмо­дер­ни­ст­ский и др. на­прав­ле­ния Ф. На этом эта­пе де­ла­ет­ся ак­цент на раз­ном куль­тур­ном и со­ци­аль­ном со­дер­жа­нии по­ня­тия «жен­ст­вен­ность» в раз­ных об­ще­ст­вах и при­зна­ёт­ся раз­но­об­ра­зие тео­ре­тич. мо­де­лей фе­ми­низ­ма.

Феминизм в России

В Рос­сии жен­ское дви­же­ние за­ро­ди­лось во 2-й пол. 19 в. Как и в стра­нах За­па­да, у его ис­то­ков стоя­ли жи­тель­ни­цы сто­лич­ных го­ро­дов, пред­ста­ви­тель­ни­цы обес­пе­чен­ных сло­ёв. Пу­ти об­ре­те­ния гражд. прав пер­вые рос. фе­ми­ни­ст­ки ви­де­ли в об­ра­зо­ва­нии и сво­бод­ном вы­бо­ре про­фес­сии, в чис­ле пер­во­оче­ред­ных за­дач стоя­ла борь­ба за от­кры­тие жен­ских об­ра­зо­ват. кур­сов. На­чи­ная с 1905 про­ис­хо­дит ра­ди­ка­ли­за­ция жен­ско­го дви­же­ния, со­здан­ный в 1905 все­рос. «Со­юз рав­но­пра­вия жен­щин» вы­дви­нул тре­бо­ва­ния урав­не­ния жен­щин всех со­ци­аль­ных сло­ёв с муж­чи­на­ми в по­ли­тич. и гражд. пра­вах, до­пу­ще­ния жен­щин во все об­лас­ти об­ществ. и слу­жеб­ной дея­тель­но­сти, со­вме­ст­но­го обу­че­ния жен­щин с муж­чи­на­ми. 19.3.1917 пе­ред ре­зи­ден­ци­ей Врем. пра­ви­тель­ст­ва в С.-Пе­тер­бур­ге со­стоя­лась 40-ты­сяч­ная де­мон­ст­ра­ция жен­щин, тре­бо­вав­шая пре­дос­тав­ле­ния им рав­ных с муж­чи­на­ми из­би­рат. прав.

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 рав­но­пра­вие жен­щин бы­ло за­кре­п­ле­но за­ко­но­да­тель­но, при­нят це­лый па­кет за­ко­нов, на­прав­лен­ный на их эман­си­па­цию в ча­ст­ной жиз­ни и мас­со­вое при­вле­че­ние к тру­до­вой дея­тель­но­сти. Од­на­ко фе­ми­ни­ст­ские и жен­ские ор­га­ни­за­ции ока­за­лись под кон­тро­лем ком­му­ни­стич. пар­тии и вско­ре ли­бо пре­кра­ти­ли своё су­ще­ст­во­ва­ние, ли­бо их дея­тель­ность бы­ла све­де­на к чис­то фор­маль­ным функ­ци­ям. В кон. 1920-х гг. бы­ло объ­яв­ле­но об окон­чат. ре­ше­нии «жен­ско­го во­про­са» в Рос­сии. Воз­ро­ж­де­ние Ф. про­изош­ло лишь во 2-й пол. 1970-х гг. в рам­ках пра­во­за­щит­но­го дви­же­ния (под­го­тов­лен­ный в 1979 сам­из­да­тов­ский альм. «Жен­щи­ны и Рос­сия», прак­ти­че­ски на вы­хо­де аре­сто­ван­ный КГБ; неск. но­ме­ров ж. «Ма­рия», вы­шед­ших в 1981–82). Воз­ник­шие в кон. 1980-х гг. не­за­ви­си­мые жен­ские груп­пы от­кры­то по­ста­ви­ли под со­мне­ние «опыт ре­ше­ния жен­ско­го во­про­са в СССР», в мар­те 1991 в под­мос­ков­ной Дуб­не со­сто­ял­ся Пер­вый не­за­ви­си­мый жен­ский фо­рум, а в 1992 – Вто­рой не­за­ви­си­мый жен­ский фо­рум, объ­е­ди­нив­ший бо­лее 70 ор­га­ни­за­ций. В 1990-е гг. осн. це­лью фе­ми­ни­ст­ско­го дви­же­ния в Рос­сии бы­ло са­мо­оп­ре­де­ле­ние дви­же­ния в кон­тек­сте гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва. Ны­не, од­на­ко, лишь не­боль­шое чис­ло жен­ских ор­га­ни­за­ций в Рос­сии в яв­ной фор­ме свя­зы­ва­ет се­бя с фе­ми­низ­мом.

Лит.: Тео­рия и ис­то­рия фе­ми­низ­ма / Под ред. И. Же­реб­ки­ной. Хар., 1996; Mil­lett K. Se­xual politics. Urbana, 2000; Хре­сто­ма­тия фе­ми­ни­ст­ских тек­стов / Под ред. Е. А. Здра­во­мы­сло­вой, А. А. Тем­ки­ной. СПб., 2000; Брай­сон В. По­ли­ти­че­ская тео­рия фе­ми­низ­ма. М., 2001; Messer-Davidow E. Disciplining femi­nism: From social activism to academic disco­urse. Durham, 2002; Во­ро­ни­на О. А. Фе­ми­низм и ген­дер­ное ра­вен­ст­во. М., 2004; Юки­на И. Рус­ский фе­ми­низм как вы­зов со­вре­мен­но­сти. СПб., 2007; Stansell C. The fe­mi­nist promise: 1792 to the present. N. Y., 2010; Вульф Н. Миф о кра­со­те: Сте­рео­ти­пы про­тив жен­щин. М., 2013; Tong R. Feminist thought. Boulder, 2014; Hooks B. Feminism is for every­body: Pas­sionate politics. N. Y., 2015; Пуш­ка­ре­ва Н. Л. Рус­ская жен­щи­на: Ис­то­рия и со­вре­мен­ность: Два ве­ка изу­че­ния «жен­ской те­мы» рус­ской и за­ру­беж­ной нау­кой, 1800–2000: Ма­те­риа­лы к биб­лио­гра­фии. М., 2002.

Вернуться к началу