ФЕМИНИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЕМИНИ́ЗМ (от лат. femina – женщина), общественное и интеллектуальное движение, направленное на достижение равных гражд., политич., социальных и личных прав для женщин, включая равные возможности в области проф. продвижения, оплаты труда и образования. Совр. сторонники Ф. выдвигают также требования равных прав в браке, справедливого распределения семейных обязанностей, защиты от сексуальных домогательств и домашнего насилия, поддерживают право женщин самостоятельно распоряжаться своей жизнью, включая принятие решений, касающихся семейной жизни, сексуальности и деторождения.
Ключевую роль в происхождении Ф. сыграли промышленная революция в Европе и индустриализация (приведшая к отделению рабочего места от дома и впервые создавшая для женщин дилемму между работой для экономич. выживания и домашними обязанностями), а также идеи Просвещения и Французской революции 18 в. о неотъемлемых правах личности, включая гражд. равенство. Хотя на заре капитализма женский труд плохо оплачивался, а женщины среднего класса и вовсе оказались запертыми в рамках семьи, пром. революция создала потенциальный базис для материальной независимости женщин – источник заработка, независимый от семьи, что сразу изменило конфигурацию гендерных отношений. Основы власти мужчины (по крайне мере, в рабочих семьях) оказались подорваны, а женщины получили возможность объединяться в борьбе за свои права как работницы и гражданки.
Условной датой возникновения европ. Ф. как идеологии принято считать публикацию книги англ. писательницы М. Уолстонкрафт «В защиту прав женщин» (1792), в которой в полемике с Ж. Ж. Руссо отстаивается право женщин на образование. Термин «Ф.» введён Ш. Фурье в 1837. Выделяют первую, вторую и третью волны феминизма.
Первая волна
Первая волна Ф. (сер. 19 – нач. 20 вв.) была направлена на борьбу за избирательные и др. гражд. и юридич. права женщин, за их эмансипацию – освобождение от правовых и социальных ограничений и массовое вовлечение в публичную сферу. Феминисток первой волны часто называли суфражистками. После того как в большинстве стран Европы и Сев. Америки женщины в течение кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. получили избират. права, феминистское движение пошло на спад.
Вторая волна
Вторая волна Ф. – зап. интеллектуальное и обществ.-политич. женское движение кон. 1960-х – 1980-х гг., гл. направлением которого стала борьба с дискриминацией по признаку пола и утверждение женской автономии, в т. ч. в области частной жизни (лозунг «Личное есть политическое», выдвинутый авторами сб. «Хроника второго года: освобождение женщин», 1970). Сильное влияние на идеологию Ф. этой волны оказала работа С. де Бовуар «Второй пол» (1949) с её тезисом «женщиной не рождаются, ею становятся», поставившим под сомнение биологич. предопределённость женской судьбы: телесность, сексуальность, репродуктивные способности, экономич. положение рассматривались причинами представления женщины как объекта, скованного границами своей природы (тела) и ситуации. Важной темой этого периода стало разоблачение мифа о «счастливой домохозяйке» как естеств. предназначении женщины, продвигавшегося в средствах массовой информации. В программной книге Б. Фридан (США) «Загадка женственности» (рус. пер. 1994) описывалось, как замкнутые в своём «уютном концлагере» женщины среднего класса страдали от невозможности нормальной самореализации, ставшей источником многочисл. неврозов. В Ф. второй волны выделяют либеральное, социалистич. (марксистское), радикальное и психоаналитич. направления, которые по-разному объясняли происхождение гендерного неравенства, но разделяли общее представление о том, что совр. общество является обществом патриархата. В отличие от Ф. первой волны, делавшего акцент на сходстве мужчин и женщин и на этом основании требовавшего для них равных прав, Ф. второй волны развивался как Ф. различий, настаивая на признании особой роли женщин в обществе. Активное продвижение идеологии Ф. в 1970–80-е гг. привело в ряде стран к принятию антидискриминационных поправок в законодательство, появлению гендерных исследований как академич. дисциплины (см. Гендерная антропология, Гендерная социология, Гендерная психология), разработке программ, направленных на поддержку женщин, во многих междунар. организациях, включая ООН. Однако политич. программа второй волны подверглась критике со стороны феминисток, не принадлежавших к белой расе и среднему классу и утверждавших, что их проблемы фактически не были восприняты и осмыслены в феминистском движении.
Третья волна
Третья волна (с кон. 1980-х – нач. 1990-х гг.) связана с процессами глобализации и транснационализации и включает в себя постколониальный, конструктивистский, постмодернистский и др. направления Ф. На этом этапе делается акцент на разном культурном и социальном содержании понятия «женственность» в разных обществах и признаётся разнообразие теоретич. моделей феминизма.
Феминизм в России
В России женское движение зародилось во 2-й пол. 19 в. Как и в странах Запада, у его истоков стояли жительницы столичных городов, представительницы обеспеченных слоёв. Пути обретения гражд. прав первые рос. феминистки видели в образовании и свободном выборе профессии, в числе первоочередных задач стояла борьба за открытие женских образоват. курсов. Начиная с 1905 происходит радикализация женского движения, созданный в 1905 всерос. «Союз равноправия женщин» выдвинул требования уравнения женщин всех социальных слоёв с мужчинами в политич. и гражд. правах, допущения женщин во все области обществ. и служебной деятельности, совместного обучения женщин с мужчинами. 19.3.1917 перед резиденцией Врем. правительства в С.-Петербурге состоялась 40-тысячная демонстрация женщин, требовавшая предоставления им равных с мужчинами избират. прав.
После Окт. революции 1917 равноправие женщин было закреплено законодательно, принят целый пакет законов, направленный на их эмансипацию в частной жизни и массовое привлечение к трудовой деятельности. Однако феминистские и женские организации оказались под контролем коммунистич. партии и вскоре либо прекратили своё существование, либо их деятельность была сведена к чисто формальным функциям. В кон. 1920-х гг. было объявлено об окончат. решении «женского вопроса» в России. Возрождение Ф. произошло лишь во 2-й пол. 1970-х гг. в рамках правозащитного движения (подготовленный в 1979 самиздатовский альм. «Женщины и Россия», практически на выходе арестованный КГБ; неск. номеров ж. «Мария», вышедших в 1981–82). Возникшие в кон. 1980-х гг. независимые женские группы открыто поставили под сомнение «опыт решения женского вопроса в СССР», в марте 1991 в подмосковной Дубне состоялся Первый независимый женский форум, а в 1992 – Второй независимый женский форум, объединивший более 70 организаций. В 1990-е гг. осн. целью феминистского движения в России было самоопределение движения в контексте гражданского общества. Ныне, однако, лишь небольшое число женских организаций в России в явной форме связывает себя с феминизмом.