РА́ВЕНСТВО
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РА́ВЕНСТВО социальное, положение разл. индивидов и групп людей, характеризующееся одинаковым доступом к определённым благам, обществ. установлениям, условиям и возможностям, а также одинаковыми правами и обязанностями. Следует различать Р. как идеал и как реальное состояние (фактическое Р.); Р. «объективное» (напр., имущественное и т. п.) и субъективное его осознание индивидами и группами. Т. н. абсолютное Р. – один из важнейших элементов эгалитаристских утопий Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Б. де Мабли, Э. Г. Морелли, Г. Бабёфа и др. В реальной социальной жизни существуют лишь разл. формы относительного равенства.
Разнообразным формам Р. противостоят соответствующие формы неравенства и дискриминации. Осн. разновидностями идеи Р. являются фундаментальное (онтологическое) Р. людей, Р. социальных возможностей и условий существования, Р. результатов.
Идея фундам. Р. исходит из представления о единстве человечества и человеческой природы, основанного на к.-л. общем принципе: происхождении, наличии разума, единства людей перед Богом, едином предназначении человечества и т. д.
Р. возможностей означает одинаковый доступ для индивидов и групп к средствам (прежде всего институциональным) достижения желаемых целей и реализации способностей и склонностей людей.
Р. результатов состоит в том, что индивиды, независимо от различий в их способностях и усилиях, а также от социальных возможностей и условий, добиваются равных социальных благ или равного доступа к этим благам.
Р., как и неравенство, существует в разл. сферах социальной жизни и основано на разл. критериях. Различается Р. юридическое (равноправие) – Р. перед законом и судопроизводством, Р. экономическое (в доходах, имуществ. положении, собственности), Р. политическое (равный доступ к влиянию и осуществлению политич. власти), Р. религиозное – равные возможности исповедовать свои верования и т. д. Состояние Р. или неравенства между разл. группами и стратами менялось на протяжении истории. Р. составляло важный компонент первобытного коммунизма. В Древней Греции Р. перед законом («исономия») и Р. политич. прав («исегория») существовало в афинской демократии только для свободных граждан, к которым не относились рабы, иностранцы и женщины. Стоики, среди которых были и раб Эпиктет, и император Марк Аврелий, сформулировали понятие «гражданин мира» и утверждали Р. всех людей, проистекающее из их разумной природы. Христианство провозгласило Р. всех людей перед Богом независимо от к.-л. групповых делений и иерархий.
Равные неотчуждаемые права людей обосновывали теоретики естественного права (Гуго Гроций и др.). Ж. Ж. Руссо, утверждая Р. людей от природы, видел в нём источник свободы индивидов и считал, что противоречащее этому фактическое неравенство вследствие несправедливых социальных условий должно быть устранено в процессе обществ. преобразований. В противовес этому А. де Токвиль, будучи сторонником Р., тем не менее усматривал в нём потенциальную угрозу свободе и возможный источник деспотизма.
Буржуазные революции Нового времени противопоставили сословному неравенству, основанному на наследственных привилегиях, принципиальное Р. прав всех индивидов. Наряду с юридич. Р., в индустриальных обществах появились широкие возможности социальной мобильности и изменения социально наследуемого статуса. На общем фоне утверждения в обществ. сознании принципа Р. реальное неравенство, продолжавшее сохраняться в разл. сферах социальной жизни, прежде всего в экономической, стало ощущаться с повышенной остротой («принцип Токвиля»). В 19 в. борьба за достижение реального Р. выдвигается на первый план, в частности в разл. направлениях социализма и коммунизма.
В целом в 19–20 вв. происходило расширение тех сфер социальной жизни, в которых утверждается принцип Р., и тех групп (возрастных, профессиональных, этнических и т. д.), которые претендуют на Р. с др. группами. Конфликты вокруг разл. аспектов проблемы Р. находятся в центре внимания самых разнообразных социальных и культурных движений 20–21 вв. Её решение осуществляется в результате политич. борьбы, деятельности междунар. и неправительств. организаций, целенаправленной социальной политики, прогрессивного налогообложения, «позитивной дискриминации» (неравные условия для разл. групп как средство достижения большего Р.) и др.
Конституция РФ провозглашает (ст. 19): равенство всех перед законом и судом; гарантии государства в отношении прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществ. и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществ. объединениям и др. обстоятельств (запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религ. принадлежности); равные права и свободы, равные возможности для их реализации между мужчинами и женщинами.