Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РА́ВЕНСТВО

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 117-118

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Б. Гофман

РА́ВЕНСТВО со­ци­аль­ное, по­ло­же­ние разл. ин­ди­ви­дов и групп лю­дей, ха­рак­те­ри­зую­ще­еся оди­на­ко­вым дос­ту­пом к оп­ре­де­лён­ным бла­гам, об­ществ. ус­та­нов­ле­ни­ям, ус­ло­ви­ям и воз­мож­но­стям, а так­же оди­на­ко­вы­ми пра­ва­ми и обя­зан­но­стя­ми. Сле­ду­ет раз­ли­чать Р. как иде­ал и как ре­аль­ное со­стоя­ние (фак­ти­че­ское Р.); Р. «объ­ек­тив­ное» (напр., иму­ще­ст­вен­ное и т. п.) и субъ­ек­тив­ное его осоз­на­ние ин­ди­ви­да­ми и груп­па­ми. Т. н. аб­со­лют­ное Р. – один из важ­ней­ших эле­мен­тов эга­ли­та­ри­ст­ских уто­пий Т. Мо­ра, Т. Кам­па­нел­лы, Г. Б. де Маб­ли, Э. Г. Мо­рел­ли, Г. Ба­бё­фа и др. В ре­аль­ной со­ци­аль­ной жиз­ни су­ще­ст­ву­ют лишь разл. фор­мы от­но­си­тель­но­го ра­вен­ст­ва.

Раз­но­об­раз­ным фор­мам Р. про­ти­во­сто­ят со­от­вет­ст­вую­щие фор­мы не­ра­вен­ст­ва и дис­кри­ми­на­ции. Осн. раз­но­вид­но­стя­ми идеи Р. яв­ля­ют­ся фун­да­мен­таль­ное (он­то­ло­ги­че­ское) Р. лю­дей, Р. со­ци­аль­ных воз­мож­но­стей и ус­ло­вий су­ще­ст­во­ва­ния, Р. ре­зуль­та­тов.

Идея фун­дам. Р. ис­хо­дит из пред­став­ле­ния о един­ст­ве че­ло­ве­че­ст­ва и че­ло­вече­ской при­ро­ды, ос­но­ван­но­го на к.-л. об­щем прин­ци­пе: про­ис­хо­ж­де­нии, на­ли­чии ра­зу­ма, един­ст­ва лю­дей пе­ред Бо­гом, еди­ном пред­на­зна­че­нии че­ло­ве­че­ст­ва и т. д.

Р. воз­мож­но­стей оз­на­ча­ет оди­на­ко­вый дос­туп для ин­ди­ви­дов и групп к сред­ст­вам (пре­ж­де все­го ин­сти­ту­цио­наль­ным) дос­ти­же­ния же­лае­мых це­лей и реа­ли­за­ции спо­соб­но­стей и склон­но­стей лю­дей.

Р. ре­зуль­та­тов со­сто­ит в том, что ин­ди­ви­ды, не­за­ви­си­мо от раз­ли­чий в их спо­соб­но­стях и уси­ли­ях, а так­же от со­ци­аль­ных воз­мож­но­стей и ус­ло­вий, до­би­ва­ют­ся рав­ных со­ци­аль­ных благ или рав­но­го дос­ту­па к этим бла­гам.

Р., как и не­ра­вен­ст­во, су­ще­ст­ву­ет в разл. сфе­рах со­ци­аль­ной жиз­ни и ос­но­ва­но на разл. кри­те­ри­ях. Раз­ли­ча­ет­ся Р. юри­ди­че­ское (рав­но­пра­вие) – Р. пе­ред за­ко­ном и су­до­про­из­вод­ст­вом, Р. эко­но­ми­че­ское (в до­хо­дах, иму­ществ. по­ло­же­нии, соб­ст­вен­но­сти), Р. по­ли­ти­че­ское (рав­ный дос­туп к влия­нию и осу­ще­ст­в­ле­нию по­ли­тич. вла­сти), Р. ре­ли­ги­оз­ное – рав­ные воз­мож­но­сти ис­по­ве­до­вать свои ве­ро­ва­ния и т. д. Со­стоя­ние Р. или не­ра­вен­ст­ва ме­ж­ду разл. груп­па­ми и стра­та­ми ме­ня­лось на про­тя­же­нии ис­то­рии. Р. со­став­ля­ло важ­ный ком­по­нент пер­во­быт­но­го ком­му­низ­ма. В Древ­ней Гре­ции Р. пе­ред за­ко­ном («исо­но­мия») и Р. по­ли­тич. прав («исе­го­рия») су­ще­ст­во­ва­ло в афин­ской де­мо­кра­тии толь­ко для сво­бод­ных гра­ж­дан, к ко­торым не от­но­си­лись ра­бы, ино­стран­цы и жен­щи­ны. Стои­ки, сре­ди ко­то­рых бы­ли и раб Эпик­тет, и им­пе­ра­тор Марк Ав­ре­лий, сфор­му­ли­ро­ва­ли по­ня­тие «гра­ж­да­нин ми­ра» и ут­вер­жда­ли Р. всех лю­дей, про­ис­те­каю­щее из их ра­зум­ной при­ро­ды. Хри­сти­ан­ст­во про­воз­гла­си­ло Р. всех лю­дей пе­ред Бо­гом не­за­ви­си­мо от к.-л. груп­по­вых де­ле­ний и ие­рар­хий.

Рав­ные не­от­чу­ж­дае­мые пра­ва лю­дей обос­но­вы­ва­ли тео­ре­ти­ки ес­те­ст­вен­но­го пра­ва (Гу­го Гро­ций и др.). Ж. Ж. Рус­со, ут­вер­ждая Р. лю­дей от при­ро­ды, ви­дел в нём ис­точ­ник сво­бо­ды ин­ди­ви­дов и счи­тал, что про­ти­во­ре­ча­щее это­му фак­ти­че­ское не­ра­вен­ст­во вслед­ст­вие не­спра­вед­ли­вых со­ци­аль­ных ус­ло­вий долж­но быть уст­ра­не­но в про­цес­се об­ществ. пре­об­ра­зо­ва­ний. В про­ти­во­вес это­му А. де То­к­виль, бу­ду­чи сто­рон­ни­ком Р., тем не ме­нее ус­мат­ри­вал в нём по­тен­ци­аль­ную уг­ро­зу сво­бо­де и воз­мож­ный ис­точ­ник дес­по­тиз­ма.

Бур­жу­аз­ные ре­во­лю­ции Но­во­го вре­ме­ни про­ти­во­пос­та­ви­ли со­слов­но­му не­ра­вен­ст­ву, ос­но­ван­но­му на на­след­ст­вен­ных при­ви­ле­ги­ях, прин­ци­пи­аль­ное Р. прав всех ин­ди­ви­дов. На­ря­ду с юри­дич. Р., в ин­ду­ст­ри­аль­ных об­ще­ст­вах поя­ви­лись ши­ро­кие воз­мож­но­сти со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и из­ме­не­ния со­ци­аль­но на­сле­дуе­мо­го ста­ту­са. На об­щем фо­не ут­вер­жде­ния в об­ществ. соз­на­нии прин­ци­па Р. ре­аль­ное не­ра­вен­ст­во, про­дол­жав­шее со­хра­нять­ся в разл. сфе­рах со­ци­аль­ной жиз­ни, пре­ж­де все­го в эко­но­ми­че­ской, ста­ло ощу­щать­ся с по­вы­шен­ной ост­ро­той («прин­цип То­к­ви­ля»). В 19 в. борь­ба за дос­ти­же­ние ре­аль­но­го Р. вы­дви­га­ет­ся на пер­вый план, в ча­ст­но­сти в разл. на­прав­ле­ни­ях со­циа­лиз­ма и ком­му­низ­ма.

В це­лом в 19–20 вв. про­ис­хо­ди­ло рас­ши­ре­ние тех сфер со­ци­аль­ной жиз­ни, в ко­то­рых ут­вер­жда­ет­ся прин­цип Р., и тех групп (воз­рас­тных, про­фес­сио­наль­ных, эт­ни­че­ских и т. д.), ко­то­рые пре­тен­ду­ют на Р. с др. груп­па­ми. Кон­флик­ты во­круг разл. ас­пек­тов про­бле­мы Р. на­хо­дят­ся в цен­тре вни­ма­ния са­мых раз­но­об­раз­ных со­ци­аль­ных и куль­тур­ных дви­же­ний 20–21 вв. Её ре­ше­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в ре­зуль­та­те по­ли­тич. борь­бы, дея­тель­но­сти ме­ж­ду­нар. и не­пра­ви­тельств. ор­га­ни­за­ций, це­ле­на­прав­лен­ной со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки, про­грес­сив­но­го на­ло­го­об­ло­же­ния, «по­зи­тив­ной дис­кри­ми­на­ции» (не­рав­ные ус­ло­вия для разл. групп как сред­ст­во дос­ти­же­ния боль­ше­го Р.) и др.

Кон­сти­ту­ция РФ про­воз­гла­ша­ет (ст. 19): ра­вен­ст­во всех пе­ред за­ко­ном и су­дом; га­ран­тии го­су­дар­ст­ва в от­но­ше­нии прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на не­за­ви­си­мо от по­ла, ра­сы, на­цио­наль­но­сти, язы­ка, про­ис­хо­ж­де­ния, иму­ществ. и долж­но­ст­но­го по­ло­же­ния, мес­та жи­тель­ст­ва, от­но­ше­ния к ре­ли­гии, убе­ж­де­ний, при­над­леж­но­сти к об­ществ. объ­е­ди­не­ни­ям и др. об­стоя­тельств (за­пре­ща­ют­ся лю­бые фор­мы ог­ра­ни­че­ния прав гра­ж­дан по при­зна­кам со­ци­аль­ной, ра­со­вой, на­цио­наль­ной, язы­ко­вой или ре­лиг. при­над­леж­но­сти); рав­ные пра­ва и сво­бо­ды, рав­ные воз­мож­но­сти для их реа­ли­за­ции ме­ж­ду муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми.

Лит.: Буг­ле С. О ра­вен­ст­ве: Со­цио­ло­ги­че­ский этюд. Од., 1905; Turner B. Equality. Chiche­s­ter a. o., 1986; Tawney R. H. Equa­lity. L., 1994; Roemer J. E. Equality of opportunity. Camb. (Mass.), 1998; Egalitarianism / Ed. by N. Holtug, K. Lippert-Rasmussen. Oxf., 2007; Equality: From theory to action. 2nd ed. Basingstoke a. o., 2009; Ус­той­чи­вое раз­ви­тие и ра­вен­ст­во воз­мож­но­стей: Луч­шее бу­ду­щее для всех. М., 2011.

Вернуться к началу