ЭПИКТЕ́Т ИЗ ИЕРАПОЛЯ В МАЛОЙ АЗИИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭПИКТЕ́Т (’Επίϰτητος ) из Иераполя в Малой Азии (ок. 50 – ок. 135), др.-греч. философ, представитель стоицизма греко-рим. эпохи. Ученик рим. философа-стоика и сенатора Мусония Руфа. В молодости был рабом влиятельного рим. вельможи при дворе имп. Нерона. Получив свободу, начал преподавать философию, но после эдикта имп. Домициана об изгнании философов из Рима (89) переселился в г. Никополис на адриатич. берегу Сев. Греции, где основал собств. школу. Подобно Сократу, сам ничего не писал; его учение известно из «Бесед» (Диатриб) в 4 книгах, записанных его учеником Аррианом, и краткого изложения в его «Руководстве» (Энхиридион). Записанные Аррианом лекции Э. отличаются живым разговорным языком того времени (т. н. койнэ) и непосредств. простотой в сочетании с силой убеждения, психологич. утончённостью и изысканной образностью этич. сравнений и притч. Помимо глубокого знания древних стоиков (Зенона из Кития, Клеанфа и Хрисиппа) Э. обнаруживает симпатию к киникам, но с отвращением отвергает гедонизм Эпикура. Философия для Э. не абстрактная наука, а образ жизни, нравств. установка, преображающая личность и систему ценностей философа и ведущая его к достижению конечной цели – счастья. Основополагающим для Э. является различение «того, что в нашей власти», и «того, что не в нашей власти», т. е. сферы внутренней человеческой свободы и сферы внешней необходимости. Единственное, что всецело в нашей власти и не зависит ни от каких внешних факторов, – это наша воля (προαίρεσις ). Всё остальное, т. е. внешнее по отношению к нашей воле – наше тело, имущество, социальный статус и т. д., – не находится в нашей власти и может быть отобрано у нас в любой момент. Воображаемые блага, связанные с этой сферой, безразличны для нашего счастья. Человек, посвятивший свою жизнь погоне за этими мнимыми благами, становится рабом. Свободен и способен достичь счастья только тот, кто отворачивается от сферы внешней необходимости и всецело посвящает свою жизнь служению внутр. божеству (даймонион Сократа), т. е. нравств. сознанию или «руководящему началу» (ἡγεμονιϰόν): сохранение чистой совести предстаёт как почитание внутр. божества незапятнанным и неосквернённым. Э. переносит внимание с классич. четырёх добродетелей (справедливость, мудрость, мужество, целомудрие) на такие душевные качества, как совестливость (αἰδώς), вера (πίστις) и человеколюбие (φιλανθρωπία). В практич. этике Э. огромная роль отводится разработанной психотехнике анализа собств. «впечатлений», или «представлений» (φαντασίαι), т. е. субъективных переживаний и помыслов, вызываемых внешними раздражителями. «Людей волнуют не сами вещи, а субъективные представления о вещах». Мудрец умеет отметать ложные впечатления, находя несоответствие между спонтанной эмоцией и вызвавшим её раздражителем, в результате чего он не даёт своего «согласия» (συγϰατάθεσις) на «впечатление» и тем самым сохраняет безмятежность духа. Философия Э. оказала влияние на Марка Аврелия, неостоицизм Нового времени и Л. Н. Толстого (идея нравств. самосовершенствования).