ЗЕНО́Н
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЕНО́Н из Кития (Ζήνων) (334/333 до н. э., Китий, о. Кипр – 262/261 до н. э., Афины), др.-греч. философ, основатель стоицизма. Потомок выходцев из Финикии, ок. 311 приехал в Афины, где слушал киника Кратета, академиков Ксенократа и Полемона, а также представителей мегарской школы Стилпона и Диодора Крона. Наряду с этим можно предположить влияние ионийской натурфилософии (учение Гераклита о логосе и космич. циклах и др.) и теорий сицилийских врачей-«пневматиков»; несомненно воздействие аристотелевской физики. Эти элементы в переработанном виде вошли в состав целостной доктрины З., создавшего при этом оригинальную терминологию. Ок. 300 З. начал преподавать в афинской Расписной Стое (портик на Агоре). Из 25 известных сочинений З. важнейшие – «Логика», «О мироздании», «О сущности», «О природе», «Государство», «О жизни согласно природе», «О страстях», «О надлежащем», «О законе». Сохранилось ок. 300 текстов небольшого объёма, содержащих цитаты из сочинений З. или пересказы его мнений.
Философию З. делил на три части: логику – физику – этику (этот порядок отражал, вероятно, и последовательность обучения). В логике в разработанной З. классификации видов представлений наиболее важно его учение о «постигающем представлении». В физике сформулированы ключевые положения доктрины З.: учение о всеобщей телесности (уникальное для античной философии), о двух началах – активном (Бог-Логос) и пассивном (бескачественный субстрат), объединённых в пневме (божественном эфире), о четырёх элементах мироздания (огонь, воздух, вода, земля) и «сперматических» логосах, об одушевлённости и разумности мира, управляемого божественным промыслом, о цикличности рождения и гибели сменяющих друг друга миров, о всеобщем смешении («симпатии») как всеобщей причинности, тождественной мировой судьбе. Человеческую природу З. понимал как гармоничное смешение элементов, а душу – как частицу мировой пневмы («чувствующее испарение»), состоящую из 8 частей: пяти чувств, речевой и порождающей способностей и разумного «ведущего начала», находящегося в сердце.
В центре внимания З. (как и всей стоич. школы) – этика. Конечная цель – жить «согласно» с природой, или мировым разумом, т. е. сообразно добродетели: этого довольно для счастья. Единственное благо – добродетель, единственное зло – порок, подлежащий полному искоренению, а всё остальное – безразлично (адиафора). Долг существа разумного – нравственное действие, проистекающее из внутр. убеждения в согласии с требованиями высшего природного детерминизма. Однако это доступно только «апатичному» мудрецу, который обладает совершенным интеллектуально-нравственным настроем, свободным от ошибочных суждений и страстей, и способен отождествить свою судьбу с судьбами мироздания. Учение о «космополисе» – всемирном государстве, равноправными гражданами которого являются все разумные существа вне зависимости от происхождения и социального положения, было, вероятно, сформулировано в «Государстве» – одном из самых ранних сочинений З., отмеченном сильным влиянием киников. Самым значительным учеником З. был Клеанф.