Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗЕНО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 460-461

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Столяров

ЗЕНО́Н из Ки­тия (Ζήνων) (334/333 до н. э., Ки­тий, о. Кипр – 262/261 до н. э., Афи­ны), др.-греч. фи­ло­соф, ос­но­ва­тель стои­циз­ма. По­то­мок вы­ход­цев из Фи­ни­кии, ок. 311 прие­хал в Афи­ны, где слу­шал ки­ни­ка Кра­те­та, ака­де­ми­ков Ксе­но­кра­та и По­ле­мо­на, а так­же пред­ста­ви­те­лей ме­гар­ской шко­лы Стил­по­на и Дио­до­ра Кро­на. На­ря­ду с этим мож­но пред­по­ло­жить влия­ние ио­ний­ской на­тур­фи­ло­со­фии (уче­ние Ге­рак­ли­та о ло­го­се и кос­мич. цик­лах и др.) и тео­рий си­ци­лий­ских вра­чей-«пнев­ма­ти­ков»; не­со­мнен­но воз­дей­ст­вие ари­сто­те­лев­ской фи­зи­ки. Эти эле­мен­ты в пе­ре­ра­бо­тан­ном ви­де во­шли в со­став це­ло­ст­ной док­три­ны З., соз­дав­ше­го при этом ори­ги­наль­ную тер­ми­но­ло­гию. Ок. 300 З. на­чал пре­по­да­вать в афин­ской Рас­пис­ной Стое (пор­тик на Аго­ре). Из 25 из­вест­ных со­чи­не­ний З. важ­ней­шие – «Ло­ги­ка», «О ми­ро­зда­нии», «О сущ­но­сти», «О при­ро­де», «Го­су­дар­ст­во», «О жиз­ни со­глас­но при­ро­де», «О стра­стях», «О над­ле­жа­щем», «О за­ко­не». Со­хра­ни­лось ок. 300 тек­стов не­боль­шо­го объ­ё­ма, со­дер­жа­щих ци­та­ты из со­чи­не­ний З. или пе­ре­ска­зы его мне­ний.

Фи­ло­со­фию З. де­лил на три час­ти: ло­ги­ку – фи­зи­ку – эти­ку (этот по­ря­док от­ра­жал, ве­ро­ят­но, и по­сле­до­ва­тель­ность обу­че­ния). В ло­ги­ке в раз­ра­бо­тан­ной З. клас­си­фи­ка­ции ви­дов пред­став­ле­ний наи­бо­лее важ­но его уче­ние о «по­сти­гаю­щем пред­став­ле­нии». В фи­зи­ке сфор­му­ли­ро­ва­ны клю­че­вые по­ло­же­ния док­три­ны З.: уче­ние о все­об­щей те­лес­нос­ти (уни­каль­ное для ан­тич­ной фи­ло­со­фии), о двух на­ча­лах – ак­тив­ном (Бог-Ло­гос) и пас­сив­ном (бес­ка­чест­вен­ный суб­страт), объ­е­ди­нён­ных в пнев­ме (бо­же­ст­вен­ном эфи­ре), о че­ты­рёх эле­мен­тах ми­ро­зда­ния (огонь, воз­дух, во­да, зем­ля) и «спер­ма­ти­че­ских» ло­го­сах, об оду­шев­лён­но­сти и ра­зум­но­сти ми­ра, управ­ляе­мо­го бо­же­ст­вен­ным про­мыс­лом, о цик­лич­но­сти ро­ж­де­ния и ги­бе­ли сме­няю­щих друг дру­га ми­ров, о все­об­щем сме­ше­нии («сим­па­тии») как все­об­щей при­чин­но­сти, то­ж­де­ст­вен­ной ми­ро­вой судь­бе. Че­ло­ве­че­скую при­ро­ду З. по­ни­мал как гар­мо­нич­ное сме­ше­ние эле­мен­тов, а ду­шу – как час­ти­цу ми­ро­вой пнев­мы («чув­ст­вую­щее ис­па­ре­ние»), со­стоя­щую из 8 час­тей: пя­ти чувств, ре­че­вой и по­ро­ж­даю­щей спо­соб­но­стей и ра­зум­но­го «ве­ду­ще­го на­ча­ла», на­хо­дя­ще­го­ся в серд­це.

В цен­тре вни­ма­ния З. (как и всей сто­ич. шко­лы) – эти­ка. Ко­неч­ная цель – жить «со­глас­но» с при­ро­дой, или ми­ро­вым ра­зу­мом, т. е. со­об­раз­но доб­ро­де­те­ли: это­го до­воль­но для сча­стья. Един­ст­вен­ное бла­го – доб­ро­де­тель, един­ст­вен­ное зло – по­рок, под­ле­жа­щий пол­но­му ис­ко­ре­не­нию, а всё ос­таль­ное – без­раз­лич­но (адиа­фо­ра). Долг су­ще­ст­ва ра­зум­но­го – нрав­ст­вен­ное дей­ст­вие, про­ис­те­каю­щее из внутр. убе­ж­де­ния в со­гла­сии с тре­бо­ва­ния­ми выс­ше­го при­род­но­го де­тер­ми­низ­ма. Од­на­ко это дос­туп­но толь­ко «апа­тич­но­му» муд­ре­цу, ко­то­рый об­ла­да­ет со­вер­шен­ным ин­тел­лек­ту­аль­но-нрав­ст­вен­ным на­стро­ем, сво­бод­ным от оши­боч­ных су­ж­де­ний и стра­стей, и спо­со­бен ото­жде­ст­вить свою судь­бу с судь­ба­ми ми­ро­зда­ния. Уче­ние о «кос­мо­по­ли­се» – все­мир­ном го­су­дар­ст­ве, рав­но­прав­ны­ми гра­ж­да­на­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся все ра­зум­ные су­ще­ст­ва вне за­ви­си­мо­сти от про­ис­хо­ж­де­ния и со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния, бы­ло, ве­ро­ят­но, сфор­му­ли­ро­ва­но в «Го­су­дар­ст­ве» – од­ном из са­мых ран­них со­чи­не­ний З., от­ме­чен­ном силь­ным влия­ни­ем ки­ни­ков. Са­мым зна­чи­тель­ным уче­ни­ком З. был Кле­анф.

Соч.: Фраг­мен­ты ран­них стои­ков / Пер., ком­мент. А. А. Сто­ля­ро­ва. М., 1998. T. 1: Зе­нон и его уче­ни­ки.

Лит.: Wellmann E. Die Philosophie des Stoikers Zenon. Lpz., 1873; Jagu A. Zénon de Cittium. Son rôle dans l’établissement de la morale stoїcienne. P., 1946; Graeser A. Zenon von Ki­tion. Positionen und Probleme. B., 1975; Hunt H. A. A physical interpretation of the universe. The doctrines of Zeno the Stoic. Carlton, 1976. См. так­же лит. при ст. Стои­цизм.

Вернуться к началу