ГРО́ЦИЙ ГУГО ДЕ ГРООТ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРО́ЦИЙ (Grotius) Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт – 28.8.1645, Росток, Германия), голл. учёный, правовед, гос. деятель, поэт, драматург, филолог. Родился в семье бургомистра г. Делфт. В 15 лет получил степень д-ра права в ун-те Орлеана. Занимался адвокатской практикой. В 1607 назначен обер-прокурором при Верховном суде Голландии и Новой Зеландии. В связи с участием в религ.-политич. борьбе (см. в ст. Арминианство) в 1619 был осуждён и приговорён к пожизненному заключению. В 1621 бежал в Париж, где пробыл до 1631. С 1634 по 1644 на дипломатич. службе: посланник Швеции при дворе франц. короля. Автор многочисл. произведений по вопросам юриспруденции, истории, филологии и др.
Система теоретич. воззрений Г. сложилась под влиянием идей Аристотеля, Фомы Аквинского, Ж. Бодена, Ф. Суареса, Эразма Роттердамского. Г. – один из творцов рационалистич. доктрины естественного права и создатель новоевропейской совр. науки международного права.
Согласно Г., право коренится в заложенном природой стремлении индивида к спокойному и направленному разумом общению с ему подобными существами – стремлении, внутренне свойственном каждому человеку. Право есть сумма норм, которые опосредствуют такое взаимодействие (общение) людей. Нормы права: воздержание от незаконного приобретения чужого имущества, возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлечённой из неё выгоды, соблюдение данных обещаний (обязательств), возмещение виновным причинённого вреда, заслуженное наказание провинившихся в чём-либо лиц и т. д. Право как таковое есть естественное право. Оно «столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом».
Наряду с правом естественным существует ещё и право волеустановленное, включающее две ветви: право человеческое и право Божественное. Право волеустановленное человеческое – это право внутригосударственное и международное, или право народов. Его источник – соглашение между людьми, народами и государствами. Именно согласие придаёт ему общеобязательность. Поэтому если источник естественного права – природа человека, то «матерью внутригосударственного права является само обязательство, принятое по взаимному соглашению», а поскольку последнее получает свою силу от естественного права, то «природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права». Междунар. право возникает «в силу взаимного соглашения как между всеми государствами, так и между большинством их». Т. о., человеческое право имеет конвенциональный характер и не может быть не связанным с пользой и интересами тех, кто его устанавливает: «...польза же послужила поводом для возникновения внутригосударственного права, ибо как самое сообщество… так и подчинение возникли и установлены ради какой-нибудь пользы. Оттого-то и те, кто предписывает законы другим, обычно тем самым преследуют какую-нибудь пользу…». Это касается и междунар. права, нормы которого устанавливаются «в интересах не каждого сообщества людей в отдельности, а в интересах обширной совокупности всех таких сообществ». Гражд. власть, которая создаёт законы («позитивное право») и с их помощью принуждает людей соблюдать справедливость, появляется вместе с возникновением самого государства. Государство – «совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы» – рождается в результате добровольной интеграции членов общества, объединяющихся на договорной основе. Отношение между государствами, считал Г., необходимо строить на принципах права. Эти отношения (правовые по своему характеру) должны существовать и тогда, когда государства находятся в состоянии войны друг с другом. Войны делятся на справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические, правонарушающие). Несправедливые войны подлежат запрету. Необходим спец. орган, который обладал бы полномочиями разрешать споры между государствами. В 1625 вышел монументальный труд Г. «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права».
Взгляды Г. оказали значит. воздействие на дальнейшее развитие европ. политич. и правовой мысли.
Как поэт, драматург и филолог Г. наследовал традицию христианского гуманизма Эразма Роттердамского и во многом предвосхитил нидерл. классицизм. Лит. творчеством занимался с 1591. Писал на латыни. Автор стихов на библейские, социально-политич. и семейную темы; трагедий на библейские сюжеты, в которых ощущается сильное влияние Сенеки: «Адам изгнанный» («Adamus exul», 1601, рус. пер. 1988), «Христос-страстотерпец» («Christus patiens», 1608) и «Софомпанеас» («Sophompaneas», 1635); комментариев к произведениям античных и раннесредневековых писателей. Лит. сочинения Г. переводились на рус. язык с 1844.