МАБЛИ́ ГАБРИЕЛЬ БОННО ДЕ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАБЛИ́ (Маbly) Габриель Бонно де (14.3.1709, Гренобль – 23.4.1785, Париж), франц. просветитель, историк и философ, аббат; представитель утопич. коммунизма. Брат Э. Б. де Кондильяка и двоюродный брат Ж. Л. Д’Аламбера. Родился в богатой семье, принадлежавшей к «дворянству мантии». Учился в иезуитском коллеже в Лионе, затем в семинарии Сен-Сюльпис в Париже. Известность М. принесло его первое соч. «Параллели между римлянами и французами...» («Parallèle des Romains et des François...», 1740). В качестве секретаря своего дяди – кардинала де Тансена, ставшего в 1742 мин. ин. дел, М. оказался одним из фактич. руководителей дипломатич. ведомства. Однако ради умственных занятий М. в 1746 обрывает успешную карьеру, отказавшись стать членом Академии и воспитателем наследника престола, и с тех пор занимается исключительно лит. трудом. Ему принадлежат работы по истории междунар. права и дипломатии, политич. экономии и моральной философии.
Утопич. идеалы М., исходящие из принципов естественного права, изложены им в работах «О правах и обязанностях гражданина» («Des droits et des devoirs du citoyen», 1758, опубл. в 1789; рус. пер. 1950), «Беседы Фокиона об отношении морали к политике» («Entretiens de Phocion, sur le rapport de la morale avec la politique», 1763), «О законодательстве, или Принципы законов» («De la législation, ou Principes des lois», 1776; рус. пер. 1950). Согласно М., частная собственность разрушила изначальное равенство людей, однако восстановить прежнюю «систему общности», отвечающую их истинным нуждам и требованиям разума, невозможно. Единственный путь спасения состоит в уменьшении имущественного неравенства и ограничении потребностей. Осуществление этого аскетич. этико-социального идеала представлялось М. в виде небольших, исключительно земледельч. общин, основанных на общем владении всеми благами (communauté des biens). Отстаивая представительное правление, М. отвергал законодательствующую демократию, считая, что на нар. форуме «издаются такие же несправедливые и неразумные законы, как и в диване Турции». Веру в Бога М. полагал необходимой для нравственности и требовал строгих наказаний не только против атеистов, но и против деистов.
В России при жизни М. было издано его соч. «Размышления о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков» в пер. А. Н. Радищева (1773).