Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАБЛИ́ ГАБРИЕЛЬ БОННО ДЕ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 300

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Земляной

МАБЛИ́ (Маbly) Габ­ри­ель Бон­но де (14.3.1709, Гре­нобль – 23.4.1785, Па­риж), франц. про­све­ти­тель, ис­то­рик и фи­ло­соф, аб­бат; пред­ста­ви­тель уто­пич. ком­му­низ­ма. Брат Э. Б. де Кон­диль­я­ка и двою­род­ный брат Ж. Л. Д’Аламбера. Ро­дил­ся в бо­га­той се­мье, при­над­ле­жав­шей к «дво­рян­ст­ву ман­тии». Учил­ся в ие­зу­ит­ском кол­ле­же в Лио­не, за­тем в се­ми­на­рии Сен-Сюль­пис в Па­ри­же. Из­вест­ность М. при­нес­ло его пер­вое соч. «Па­рал­ле­ли ме­ж­ду рим­ля­на­ми и фран­цу­за­ми...» («Pa­rallèle des Romains et des François...», 1740). В ка­че­ст­ве сек­ре­та­ря сво­его дя­ди – кар­ди­на­ла де Тан­се­на, став­ше­го в 1742 мин. ин. дел, М. ока­зал­ся од­ним из фак­тич. ру­ко­во­ди­те­лей ди­пло­ма­тич. ве­дом­ст­ва. Од­на­ко ра­ди ум­ст­вен­ных за­ня­тий М. в 1746 об­ры­ва­ет ус­пеш­ную карь­е­ру, от­ка­зав­шись стать чле­ном Ака­де­мии и вос­пи­та­те­лем на­след­ни­ка пре­сто­ла, и с тех пор за­ни­ма­ет­ся ис­клю­чи­тель­но лит. тру­дом. Ему при­над­ле­жат ра­бо­ты по ис­то­рии ме­ж­ду­нар. пра­ва и ди­пло­ма­тии, по­ли­тич. эко­но­мии и мо­раль­ной фи­ло­со­фии.

Уто­пич. идеа­лы М., ис­хо­дя­щие из прин­ци­пов ес­те­ст­вен­но­го пра­ва, из­ло­же­ны им в ра­бо­тах «О пра­вах и обя­зан­но­стях гра­ж­да­ни­на» («Des droits et des devoirs du citoyen», 1758, опубл. в 1789; рус. пер. 1950), «Бе­се­ды Фо­кио­на об от­но­ше­нии мо­ра­ли к по­ли­ти­ке» («En­tre­tiens de Phocion, sur le rapport de la morale avec la politique», 1763), «О за­ко­но­да­тель­ст­ве, или Прин­ци­пы за­ко­нов» («De la législation, ou Principes des lois», 1776; рус. пер. 1950). Со­глас­но М., ча­ст­ная соб­ст­вен­ность раз­ру­ши­ла из­на­чаль­ное ра­вен­ст­во лю­дей, од­на­ко вос­ста­но­вить преж­нюю «сис­те­му общ­но­сти», от­ве­чаю­щую их ис­тин­ным ну­ж­дам и тре­бо­ва­ни­ям ра­зу­ма, не­воз­мож­но. Един­ст­вен­ный путь спа­се­ния со­сто­ит в умень­ше­нии иму­ще­ст­вен­но­го не­ра­вен­ст­ва и ог­ра­ни­че­нии по­треб­но­стей. Осу­ще­ст­в­ле­ние это­го ас­ке­тич. эти­ко-со­ци­аль­но­го идеа­ла пред­став­ля­лось М. в ви­де не­боль­ших, ис­клю­чи­тель­но зем­ле­дельч. об­щин, ос­но­ван­ных на об­щем вла­де­нии все­ми бла­га­ми (communauté des biens). От­стаи­вая пред­ста­ви­тель­ное прав­ле­ние, М. от­вер­гал за­ко­но­да­тель­ст­вую­щую де­мо­кра­тию, счи­тая, что на нар. фо­ру­ме «из­да­ют­ся та­кие же не­спра­вед­ли­вые и не­ра­зум­ные за­ко­ны, как и в ди­ва­не Тур­ции». Ве­ру в Бо­га М. по­ла­гал не­об­хо­ди­мой для нрав­ст­вен­но­сти и тре­бо­вал стро­гих на­ка­за­ний не толь­ко про­тив атеи­стов, но и про­тив деи­стов.

В Рос­сии при жиз­ни М. бы­ло из­да­но его соч. «Раз­мыш­ле­ния о гре­че­ской ис­то­рии, или О при­чи­нах бла­го­ден­ст­вия и не­сча­стия гре­ков» в пер. А. Н. Ра­ди­ще­ва (1773).

Соч.: Collection complète des œuvres. P., 1794–1795. Vol. 1–15; На­чаль­ные ос­вое­ния нра­во­уче­ния. М., 1803. Ч. 1–3; Избр. про­из­ве­де­ния. М.; Л., 1950; Об изу­че­нии ис­то­рии. О том, как пи­сать ис­то­рию. М., 1993.

Лит.: Вол­гин В. . Раз­ви­тие об­ще­ст­вен­ной мыс­ли во Фран­ции в XVIII в. М., 1977.

Вернуться к началу