МОР ТОМАС
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОР (More) Томас (7.2.1478, Лондон – 6.7.1535, там же), англ. гуманист и гос. деятель. Сын юриста, впоследствии судьи королевской скамьи Дж. Мора (ок. 1450–53 – 1530). Начальное образование получил в грамматич. школе при госпитале Св. Антония. В 13 лет принят пажом в дом архиеп. Кентерберийского Дж. Мортона, где привлёк внимание своими интеллектуальными способностями. В 1492–94 в Оксфордском ун-те изучал грамматику, риторику и логику, др.-греч. и франц. языки, математику, историю, приобрёл навыки игры на скрипке и флейте, затем проходил обучение в лондонских школах правоведения Нью-Инн и Линкольнс-Инн (с 1496). Активно изучал произведения античных и раннехристианских мыслителей, в т. ч. Платона, Аристотеля, Лукиана, Августина. Значит. влияние на М. оказало сближение с кружком оксфордских гуманистов – Дж. Колетом (1467–1519), Т. Линакром (ок. 1460–1524), У. Гросином (1446–1519), У. Лили (1468–1522). В 1499 М. познакомился с Эразмом Роттердамским.
Ок. 1502 М. занялся адвокатской практикой, в 1502–04 также преподавал право в школе Фернивалс-Инн. В 1504 избран в парламент, в стенах которого подверг критике финансовую политику Генриха VII. Опасаясь репрессий, на время оставил политику и вернулся к адвокатской деятельности. В 1506 в Париже опубликовал подготовленный им совм. с Эразмом Роттердамским перевод на лат. яз. книги диалогов Лукиана (сотрудничество М. и Эразма Роттердамского продолжалось и в последующие годы; Эразм Роттердамский посвятил М. кн. «Похвала глупости», написанную в 1509, когда он гостил в доме М.). В 1508 М. посетил Лёвенский и Парижский ун-ты, где познакомился с практиковавшейся в них системой преподавания. В 1509 вступил в Компанию торговцев тканями (Mercer’s Company), от имени которой в сентябре того же года вёл переговоры о заключении контрактов с антверпенскими торговцами.
В 1510 как депутат от Лондона М. вновь вошёл в парламент, созванный новым королём Генрихом VIII; тогда же назначен помощником гор. шерифа (занимал этот пост до 1518, выполняя функции судьи и юридич. советника). В 1515 по рекомендации лондонских торговцев включён в состав англ. посольства, направленного во Фландрию для переговоров о продлении срока действия соглашений о торговле шерстью. Находясь во Фландрии, М. вновь встретился с Эразмом Роттердамским и познакомился с др. видными нидерл. гуманистами П. Эгидием и И. Буслидием.
Во время торговых переговоров, проходивших со значит. перерывами, М. приступил к написанию 1-й книги сочинения «Утопия», которую завершил по возвращении на родину в 1516; 2-я книга (собственно повествование о якобы недавно открытом государстве утопийцев) была им в осн. написана гораздо раньше. Предварив произведение вступит. письмами единомышленников-гуманистов, М. издал его в дек. 1516 в Лёвене под назв. «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» («Libellus vere aureus nec minus salutaris quam festivus de optimo reip. statu deque nova Insula Utopia»). 3-е, базельское издание «Утопии» 1518 М. дополнил «Эпиграммами» («Epigrammata») – собранием поэтич. произведений разл. жанра (стихотворениями, поэмами и собственно эпиграммами, направленными в т. ч. против франц. гуманиста Ж. де Бри, секретаря франц. королевы, восхвалявшего в своей поэме «Chordigera» потопление англ. корабля франц. судном). «Утопия» была переведена на нем. (1524), итал. (1548), франц. (1550), англ. (1551), нидерл. (1553) языки. Она заложила основу жанра филос. утопий, получившего развитие в 17–19 вв. (работы Ф. Бэкона, Т. Кампанеллы, С. Джонсона, Э. Г. Морелли, Г. Бабёфа, К. А. де Рувруа Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кабе и др.).
Влияние на «Утопию» М. оказали диалоги Платона о государстве, «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря, сочинения Цицерона «О пределах добра и зла», Диогена Лаэртия «Жизни и мнения прославленных философов...», трактат Августина «О граде Божием», работы Эразма Роттердамского, письма А. Веспуччи и др. 1-я и 2-я книги «Утопии» тематически и концептуально вполне самостоятельны. В 1-й – даётся анализ социально-экономич. положения Англии, подвергаются острой критике огораживание и хозяйств. монополизм, рисуется картина разложения англ. деревни, упадка ремесла, нравств. порчи общества. Во 2-й – описано идеальное государство Утопия, покоящееся на экономико-политич. и нравственно-правовых основаниях, адекватных представлению о человеке, сложившемуся в ренессансной культуре. В нём счастье индивидуума не приносится в жертву благополучию гражд. коллектива, а регламентация материальных потребностей не только не ведёт к закрепощению личности, но, напротив, призвана создать оптимальные условия для «духовной свободы и просвещения». В Утопии различия в склонностях и взглядах каждого члена общества принимаются в расчёт: об этом свидетельствует свободный выбор утопийцами рода занятий, разномыслие при истолковании наблюдений природы, несходство точек зрения на мораль, различие религ. верований и их терпимое отношение друг к другу. «Аскетическая простота» утопийского быта сочетается с утончёнными духовными наслаждениями (coluptas), связанными с упражнением в добродетели и сознанием беспорочной жизни, которые являются «высшим благом» (summum bonum). Сам образ утопийского общежития, в котором упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, получаемые по происхождению, произ-во роскоши на потребу имущим, стал своего рода кульминацией гуманистич. мечтаний о строе, возвышающем людей образованных и добродетельных. Именно лица образованные и добродетельные занимают первенствующее место в Утопии: из их числа избираются высшие должностные лица государства (траниборы или протофилархи), члены гл. политич. органа (Сената), а также правители каждого из 54 городов (принцепсы). В утопийском государстве люди, проявившие способности к науке, освобождались от повседневного труда, в то время как остальные жители должны были изучить ремёсла и работать ежедневно по 6 час, а также трудиться в течение 2 лет в качестве земледельцев. После ежедневного труда в свободное время утопийцы занимались «благородными науками», разл. видами иск-ва и физич. упражнениями. Наиболее тяжёлую работу в Утопии выполняли рабы. Ими становились граждане, совершившие тяжкие уголовные преступления, пленники, захваченные во время войны, и выкупленные утопийцами иностранцы, которым на их родине грозила смертная казнь.
По-видимому, в одно время с «Утопией» М. работал и над «Историей Ричарда III» («History of King Richard III»), историч. сочинением, которое так и осталось незавершённым. Посвящённое краткому периоду – от смерти Эдуарда IV до вступления на престол Ричарда III (1483) – это произведение содержит не только изложение событий из истории Англии, но и анализ системы власти, основывающейся на произволе и насилии. Первоначально оно было издано анонимно в 1543 в составе хроники Дж. Гардинга, затем в 1548 и 1550 в хронике Э. Холла с указанием на принадлежность его М. В 1557 отд. изданием «Историю Ричарда III» опубликовал У. Растелл. Версия этого произведения на лат. яз., имеющая расхождения с англоязычной, вышла в свет в 1566. В 1587 «Историю Ричарда III» в своей хронике перепечатал Р. Холиншед, из которой её заимствовал У. Шекспир, работая над трагедией «Ричард III».
Король Генрих VIII, обеспокоенный разорением крестьянства в результате огораживаний, одобрил критич. пафос «Утопии» и назначил М. в 1517 своим советником. В том же году М. в составе англ. делегации участвовал в переговорах с Францией, проходивших в городах Кале и Булонь. В 1518 М. стал королевским секретарём, в 1520 и 1521 принимал участие в переговорах с императором Священной Рим. империи Карлом V и торговцами Ганзы. В 1521 стал заседать в «Звёздной палате», тогда же назначен помощником казначея королевства и возведён в рыцарское достоинство.
Генрих VIII ценил М. за обширные познания и острый ум, любил беседовать с ним о политике, науках и иск-ве, доверял ему деликатные поручения дипломатич. и лит. характера. При этом сам М. не переоценивал степень доверия Генриха VIII. В 1521 от имени короля вышел в свет трактат «Защита семи таинств против Мартина Лютера» («Assertio septem sacramentum aduersus Martinum Lutherum»), редактором, а также, возможно, соавтором которого был М. На ответный памфлет М. Лютера, содержавший оскорбления в адрес короля, М. в 1523 опубликовал (сначала под псевд. Фердинанд Баравеллий, затем Уильям Росс) «Ответ Лютеру» («Responsio ad Lutherum»), в котором обвинил нем. реформатора в подстрекательстве народа к бунту против законных властей. В полемике с Лютером М. выдвинул 4 постулата, отражавшие его собств. отношение к церковной традиции: 1) о безусловном авторитете Библии; 2) о том, что Писание не содержит всего, что было совершено и сказано Богом; 3) о способности католич. церкви (благодаря присутствию в ней Св. Духа) безошибочно отличать божественную традицию от человеческой; 4) идея о том, что для правильной интерпретации Писания необходимо руководствоваться мнением отцов Церкви и верой всех христиан. В своих работах М. вёл полемику не только с Лютером, но и с его англ. последователями, в т. ч. У. Тинделом (1494–1536). В ряде сочинений («Диалог о ересях», 1529; «Опровержение ответа Тиндела», 1532–33) М. выступил не только против осн. лютеранских тезисов, поддерживаемых Тинделом (спасение исключительно через веру, Писание как единственный её источник, несвобода человеческой воли и др.), но и обвинил его в тенденциозном переводе Библии на англ. яз., в котором, по мнению М., Тиндел путём искажения смысла слов сознательно продвигал лютеранскую доктрину. При этом саму идею перевода Писания на англ. яз. М. оценивал положительно.
В апр. 1523 М. при поддержке лорд-канцлера Т. Уолси избран спикером Палаты общин, в 1524 – высоким распорядителем Оксфордского, в 1525 Кембриджского ун-тов. В июле 1525 ему пожалован пост канцлера герцогства Ланкастерского. В 1527 М. участвовал в переговорах с представителями франц. короля в г. Амьен, в 1529 – в заключении договора о мире между Англией, Францией и Священной Рим. империей. После смещения Уолси в окт. 1529 М. была вручена большая печать лорд-канцлера Англии. В ноябре того же года он открыл работу реформац. парламента, претензии которого к англ. духовенству нашли понимание у короля.
Уже в 1530 возникли разногласия между Генрихом VIII и М., который стал противником развода короля с его супругой Екатериной Арагонской и также не принял религ. политику короля. М., в частности, отказался подписать письмо, составленное англ. знатью и духовенством (в т. ч. Т. Уолси) в 1530, в котором содержался призыв, обращённый к папе Римскому, аннулировать брак короля. М. также не поддержал попытки парламента запретить конвокации (соборы духовенства) без разрешения короля и объявить их решения недействительными. Резкая критика М. парламентского билля о прекращении выплаты т. н. первых плодов Риму привела к его отставке в мае 1532. Напряжённость в отношениях между королём и М. возросла после отказа последнего в 1533 присутствовать на коронации А. Болейн, на которой Генрих VIII женился после развода с Екатериной Арагонской. Начались преследования быв. канцлера, отказывавшегося признавать короля главой англ. церкви. 13.4.1534 М. предстал перед королевской комиссией, потребовавшей от него присяги по Акту о престолонаследии, признававшему законными наследников новой королевы. М. выразил готовность признать легитимность прав Болейн, но отказался от присяги, т. к. она не признавала папской супрематии. 17.4.1534 М. был заключён в Тауэр. В тюрьме М., пользовавшийся благодаря рыцарскому титулу некоторыми привилегиями по сравнению с др. заключёнными, написал теологич. работу «Диалог об утешении в невзгодах» («A dialogue of comfort against tribulation»). В июле 1535 по обвинению в гос. измене М. осуждён на смерть и казнён. Традиц. казнь для обвинённых в гос. измене (повешение, потрошение и четвертование) была заменена по решению Генриха VIII на отсечение головы. Тело М. было захоронено в ц. Св. Петра в Тауэре, по некоторым версиям, в дальнейшем оно было перенесено в церковь в Челси, в строительстве одной из капелл которой М. принимал участие. Его голова, выставленная после казни на лондонском мосту, была, по преданию, выкуплена близкими родственниками или выдана им. Впоследствии, как утверждают биографы М., голова была похоронена вместе с телом дочери М. – Маргарет в церкви в Челси.
Гибель М. была болезненно воспринята современниками. Папа Павел III обещал отлучить Генриха VIII от Церкви, Эразм Роттердамский подчёркивал, что такого англичанина не было и больше не будет в истории, Карл V заявил о том, что был бы готов потерять лучший город, чем советника, подобного Мору.
В 1886 М. был объявлен Римско-католич. церковью блж. мучеником, в 1935 канонизирован. День памяти св. Томаса М., установленный Римско-католич. церковью 14.2.1966, приходится на 22 июня.