Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОРЕЛЛИ́ ЭТЬЕНН ГАБРИЕЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 120

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МОРЕЛЛИ́ (Morelly) Эть­енн Габ­ри­ель [1717 или 1718, Вит­ри-ле-Фран­суа, Шам­пань (по др. све­де­ни­ям, Па­риж) – по­сле 1778], франц. мыс­ли­тель-уто­пист. При­ня­то счи­тать, что М. ро­дил­ся в се­мье тор­гов­цев из Авинь­о­на, пе­ре­се­лив­ших­ся в Па­риж в нач. 18 в. М. был ди­пло­ма­тич. аген­том прин­ца де Кон­ти, в 1750-х гг. пред­став­лял его ин­те­ре­сы в Поль­ше. Вслед за сво­им па­тро­ном вы­сту­пал с кри­ти­кой Лю­до­ви­ка XV.

На взгля­ды М. ока­за­ли влия­ние тру­ды Т. Мо­ра, Т. Кам­па­нел­лы, англ. сен­суа­лизм и др. Наи­бо­лее зна­чит. ра­бо­ты М. – «Ба­зи­лиа­да» («Naufrage des isles flot­tan­tes ou Basiliade...», 1753) и «Ко­декс при­ро­ды...» («Code de la nature...», 1755, рус. пер. 1921). Вплоть до 19 в. ав­то­ром по­след­ней счи­тал­ся Д. Дид­ро, в чьё со­б­ра­ние со­чи­не­ний, вы­пу­щен­ное в Лон­до­не в 1773, она бы­ла вклю­че­на.

М. счи­тал, что строй, ос­но­ван­ный на ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти, про­ти­во­ре­чит ра­зу­му и при­ро­де, и пред­ла­гал за­ме­нить его по­ряд­ком, ос­но­вы­ваю­щим­ся на об­ществ. соб­ст­вен­но­сти и рас­пре­де­ле­нии про­дук­тов про­из-ва по по­треб­но­стям. Но­вый строй М. рас­смат­ри­вал как воз­вра­ще­ние в из­вест­ной сте­пе­ни к ес­теств. со­стоя­нию, сле­ды ко­то­ро­го он об­на­ру­жи­вал в бы­те сев.-амер. ин­дей­цев. В от­ли­чие от ес­теств. со­стоя­ния, в ко­то­ром че­ло­век сле­ду­ет за­ко­нам при­ро­ды и ра­зу­ма не­осоз­нан­но, но­вый строй, по М., бу­дет от­ли­чать­ся осоз­нан­ным под­чи­не­ни­ем за­ко­нам. Пред­ла­гая от­ме­нить ча­ст­ную соб­ст­вен­ность (за ис­клю­че­ни­ем соб­ст­вен­но­сти на пред­ме­ты по­треб­ле­ния и ору­дия ре­мес­ла), М. счи­тал не­об­хо­ди­мым га­ран­ти­ро­вать гра­ж­да­нам пра­во на су­ще­ст­во­ва­ние и труд, обя­зать их за­ни­мать­ся об­ще­ст­вен­но по­лез­ным тру­дом «со­об­раз­но сво­им си­лам, да­ро­ва­нию и воз­рас­ту». Но­вое об­ще­ст­во, счи­тал он, долж­но раз­ви­вать­ся по еди­но­му пла­ну с раз­де­ле­ни­ем тру­да ме­ж­ду его чле­на­ми в за­ви­си­мо­сти от воз­рас­та. С 5 до 10 лет гра­ж­да­не долж­ны про­хо­дить пер­во­на­чаль­ное обу­че­ние, оди­на­ко­вое для всех, с 10 до 15 или 16 лет – обу­чать­ся в гор. це­хах, с 16 до 20 тру­дить­ся в них в ка­че­ст­ве ра­бо­чих, с 20 до 25 от­бы­вать с.-х. по­вин­ность, с 25 до 40 вновь ра­бо­тать в це­хах, с 40 ос­во­бо­ж­дать­ся от це­хо­вой рег­ла­мен­та­ции, но всё рав­но тру­дить­ся на поль­зу об­ще­ст­ва, в т. ч. яв­ля­ясь рас­пре­де­ли­те­ля­ми про­дук­тов про­из­вод­ст­ва. Точ­ка зре­ния М. на по­ли­тич. уст­рой­ство но­во­го го­су­дар­ст­ва не от­ли­ча­лась оп­ре­де­лён­но­стью: в «Ба­зи­лиа­де» он ра­то­вал за мо­нар­хию, в «Ко­дек­се при­ро­ды...» от­ме­чал, что фор­ма прав­ле­ния без­раз­лич­на. В ка­че­ст­ве осн. ячей­ки об­ще­ст­ва М. рас­смат­ри­вал се­мью. В адм. от­но­ше­нии го­су­дар­ст­во, со­глас­но М., долж­но де­лить­ся на три­бы и го­ро­да. По­ли­тич. пра­ва М. пред­ла­гал пре­дос­та­вить лишь от­цам се­мейств, ко­то­рые по­оче­рёд­но, не из­би­ра­ясь, долж­ны за­ни­мать гос. по­сты: от на­чаль­ни­ка три­бы до гла­вы го­су­дар­ст­ва. Тру­ды М. ока­за­ли влия­ние на взгля­ды Г. Ба­бё­фа, Э. Ка­бе, Ш. Фу­рье, К. А. де Рув­руа Сен-Си­мо­на, от­час­ти Т. Де­за­ми.

Соч.: Le Prince, les délices des cœurs, ou Traité des qualités d’un grand roi et sistème général d’un sage gouvernement. Amst., 1751.

Лит.: Wagner N. Morelly, le méconnu des Lu­mières. P., 1978; Вол­гин В. П. Фран­цуз­ский уто­пи­че­ский ком­му­низм. М., 1979; Antonet­ti G. É.-G. Morelly: l’homme et sa famille // Revue d’histoire littéraire de la France. 1983. № 3; idem. É.-G. Morelly: l’écrivain et ses protecteurs // Ibid. 1984. № 1; Gill N. Educational philosophy in French enlightenment: from nature to second nature. Farnham; Burlington, 2010.

Вернуться к началу