МОРЕЛЛИ́ ЭТЬЕНН ГАБРИЕЛЬ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОРЕЛЛИ́ (Morelly) Этьенн Габриель [1717 или 1718, Витри-ле-Франсуа, Шампань (по др. сведениям, Париж) – после 1778], франц. мыслитель-утопист. Принято считать, что М. родился в семье торговцев из Авиньона, переселившихся в Париж в нач. 18 в. М. был дипломатич. агентом принца де Конти, в 1750-х гг. представлял его интересы в Польше. Вслед за своим патроном выступал с критикой Людовика XV.
На взгляды М. оказали влияние труды Т. Мора, Т. Кампанеллы, англ. сенсуализм и др. Наиболее значит. работы М. – «Базилиада» («Naufrage des isles flottantes ou Basiliade...», 1753) и «Кодекс природы...» («Code de la nature...», 1755, рус. пер. 1921). Вплоть до 19 в. автором последней считался Д. Дидро, в чьё собрание сочинений, выпущенное в Лондоне в 1773, она была включена.
М. считал, что строй, основанный на частной собственности, противоречит разуму и природе, и предлагал заменить его порядком, основывающимся на обществ. собственности и распределении продуктов произ-ва по потребностям. Новый строй М. рассматривал как возвращение в известной степени к естеств. состоянию, следы которого он обнаруживал в быте сев.-амер. индейцев. В отличие от естеств. состояния, в котором человек следует законам природы и разума неосознанно, новый строй, по М., будет отличаться осознанным подчинением законам. Предлагая отменить частную собственность (за исключением собственности на предметы потребления и орудия ремесла), М. считал необходимым гарантировать гражданам право на существование и труд, обязать их заниматься общественно полезным трудом «сообразно своим силам, дарованию и возрасту». Новое общество, считал он, должно развиваться по единому плану с разделением труда между его членами в зависимости от возраста. С 5 до 10 лет граждане должны проходить первоначальное обучение, одинаковое для всех, с 10 до 15 или 16 лет – обучаться в гор. цехах, с 16 до 20 трудиться в них в качестве рабочих, с 20 до 25 отбывать с.-х. повинность, с 25 до 40 вновь работать в цехах, с 40 освобождаться от цеховой регламентации, но всё равно трудиться на пользу общества, в т. ч. являясь распределителями продуктов производства. Точка зрения М. на политич. устройство нового государства не отличалась определённостью: в «Базилиаде» он ратовал за монархию, в «Кодексе природы...» отмечал, что форма правления безразлична. В качестве осн. ячейки общества М. рассматривал семью. В адм. отношении государство, согласно М., должно делиться на трибы и города. Политич. права М. предлагал предоставить лишь отцам семейств, которые поочерёдно, не избираясь, должны занимать гос. посты: от начальника трибы до главы государства. Труды М. оказали влияние на взгляды Г. Бабёфа, Э. Кабе, Ш. Фурье, К. А. де Рувруа Сен-Симона, отчасти Т. Дезами.