Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АША́НТИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 590-591

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов; Н. Е. Григорович (искусство)
Сосуд кудуо. Бронза. Этнологическая коллекция (Цюрих).

АША́НТИ (ашан­тий­цы, на яз. хау­са – то­на­ва, на яз. ман­де – блу, на яз. гур – кам­бон, кам­бо­си; са­мо­на­зва­ние – асан­те, букв. – во­ен­ный со­юз), на­род груп­пы акан в центр. рай­онах Га­ны (об­лас­ти Ашан­ти и Бронг-Аха­фо в ме­ж­ду­ре­чье Воль­ты и Та­но). Чис­лен­ность – 2,8 млн. чел. (2000, оцен­ка). Язык А. – один из офиц. язы­ков Га­ны, вхо­дит в диа­лект­ный пу­чок чви-фан­ти (акан). Ок. 50% А. – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки, анг­ли­ка­не, ме­то­дис­ты, пя­ти­де­сят­ни­ки, ад­вен­тис­ты седь­мо­го дня и др.), ок. 30% – му­суль­ма­не (в т. ч. по­сле­до­ва­тели сек­ты ах­ма­дие), ос­таль­ные при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Эт­нич. общ­ность А. сфор­ми­ро­ва­лась во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. в рам­ках Ашан­ти кон­фе­де­ра­ции. За­ни­ма­ют­ся руч­- ным зем­ле­де­ли­ем, зо­ло­то­до­бы­чей, ра­бо­той по най­му (на план­та­ци­ях, ле­со­раз­ра­бот­ках, в го­ро­дах). Со­хра­ня­ют­ся куль­ты пред­ков (аса­ман­фо), объ­ек­та­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся во­ж­ди и ста­рей­ши­ны, сил при­ро­ды (пре­ж­де все­го ду­хов рек и др. во­до­ёмов), ду­хов (обо­сом) во гла­ве с не­бес­ным ду­хом, де­миур­гом и пер­во­пред­ком Нья­ме и др. Нья­ме и хто­ни­че­ский жен­ский дух Аса­се (на­ря­ду с муд­рым пау­ком Анан­се) – осн. пер­со­на­жи ска­зок, по­сло­виц и ми­фов. Еже­год­но в сен­тяб­ре от­ме­ча­ет­ся празд­ник Очи­ще­ния (Од­жи­ра), в де­каб­ре – празд­ник уро­жая (Апо), ка­ж­дые 6 нед – по­пе­ре­мен­но Ве­ли­кий или Ма­лый Адаэ. Рас­про­стра­не­ны фе­ти­ши-обе­ре­ги (су­ман).

Акуа-ба. Дерево. Музей человека (Париж).

Раз­ви­та об­ра­бот­ка ме­тал­ла (брон­зы, ме­ди, зо­ло­та): ук­ра­ше­ния (коль­ца, брас­ле­ты, ор­на­мен­ти­ро­ван­ные дис­ки, мас­ки-под­вес­ки, изо­бра­жаю­щие по­беж­дён­ных вож­дей и под­ве­ши­вав­шие­ся к ме­чу по­бе­ди­те­ля; наи­бо­лее зна­ме­ни­та мас­ка из сок­ро­вищ­ни­цы пра­ви­те­ля Ко­фи Кал­ка­ли), па­рад­ное ору­жие и др. В тех­ни­ке ли­тья по вос­ко­вой мо­де­ли из­го­тав­ли­ва­ли скульп­тур­ные гирь­ки для зо­ло­то­го пес­ка (абе­рам­бо): гео­мет­рич. фи­гу­ры (бо­лее ран­ние), изо­бра­же­ния лю­дей, жи­вот­ных, рас­те­ний, сим­во­лов вла­сти, ору­жия, ору­дий тру­да (из­вест­но до 500 сю­же­тов); ри­ту­аль­ные со­су­ды (ку­дуо) на вы­со­ком под­до­не с гра­ви­ро­ван­ным ор­на­мен­том на ту­ло­ве и скульп­тур­ной ком­по­зи­ци­ей на крыш­ке (в т. ч. зо­ло­той кудуо пра­ви­те­ля Осаи Ту­ту). Из обож­жён­ной гли­ны соз­да­ва­лась по­гре­баль­ная скульп­ту­ра в ви­де го­лов (ре­же фи­гур) пред­ков, ри­ту­аль­ные со­су­ды, ку­ри­тель­ные труб­ки, на­вер­шия де­рев. греб­ней, по­со­хов и др. Ке­ра­мич. со­су­ды по­кры­ва­лись рель­еф­ным или про­ца­ра­пан­ным гео­мет­рич. ор­на­мен­том, ино­гда с изо­бра­же­ния­ми че­ло­ве­че­ских ли­чин. Из де­ре­ва вы­ре­за­лись фи­гур­ки вои­нов, плен­ных и др.; кук­лы с ци­лин­д­рич. ту­ло­ви­щем, длин­ной ше­ей, боль­шой го­ло­вой в ви­де плос­ко­го, вы­пук­ло­го или во­гну­то­го дис­ка, ко­рот­ки­ми рас­про­стёр­ты­ми в сто­ро­ны ру­ка­ми, слу­жив­шие иг­руш­ка­ми для де­во­чек, и аму­ле­та­ми, обес­пе­чи­ваю­щи­ми пло­до­ро­дие, – для жен­щин (акуа-ба); ри­ту­аль­ные ска­мей­ки вож­дей, по­кры­тые рез­ным ор­на­мен­том, ино­гда ин­кру­сти­ро­ван­ные ме­дью или се­реб­ром, сло­но­вой ко­стью, в т. ч. «Зо­ло­той трон» (сикад­жу) пра­ви­те­ля А. Для ан­тро­по­морф­ной скульп­ту­ры ха­рак­тер­ны коль­це­об­раз­ные склад­ки на шее, воз­мож­но, пе­ре­даю­щие ук­ра­ше­ния.

Лит.: Rattray R. S. Ashanti. Oxf., 1923; idem. Religiоn and art in Ashanti. Oxf., 1927; Шан­ди­це­ва Т. Б. Ка­та­лог ги­рек ашан­ти для взве­ши­ва­ния зо­ло­то­го пес­ка в со­б­ра­нии ГМИНВ // Со­об­ще­ния Го­су­дар­ст­вен­но­го му­зея ис­кус­ства на­ро­дов Вос­то­ка. М., 1973. Вып. 7; McLeod M. D. The Asante. L., 1981; Morrison M. KC. Ethnicity and political integration: the case of Ashanti, Ghana. Syracuse (N. Y.), 1982; По­пов В. А. Ашан­тий­цы в XIX в.: Опыт эт­но­со­цио­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния. М., 1982.

Вернуться к началу