АША́НТИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АША́НТИ (ашантийцы, на яз. хауса – тонава, на яз. манде – блу, на яз. гур – камбон, камбоси; самоназвание – асанте, букв. – военный союз), народ группы акан в центр. районах Ганы (области Ашанти и Бронг-Ахафо в междуречье Вольты и Тано). Численность – 2,8 млн. чел. (2000, оценка). Язык А. – один из офиц. языков Ганы, входит в диалектный пучок чви-фанти (акан). Ок. 50% А. – христиане (католики, англикане, методисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и др.), ок. 30% – мусульмане (в т. ч. последователи секты ахмадие), остальные придерживаются традиц. верований.
Этнич. общность А. сформировалась во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. в рамках Ашанти конфедерации. Занимаются руч- ным земледелием, золотодобычей, работой по найму (на плантациях, лесоразработках, в городах). Сохраняются культы предков (асаманфо), объектами которого являются вожди и старейшины, сил природы (прежде всего духов рек и др. водоёмов), духов (обосом) во главе с небесным духом, демиургом и первопредком Ньяме и др. Ньяме и хтонический женский дух Асасе (наряду с мудрым пауком Анансе) – осн. персонажи сказок, пословиц и мифов. Ежегодно в сентябре отмечается праздник Очищения (Оджира), в декабре – праздник урожая (Апо), каждые 6 нед – попеременно Великий или Малый Адаэ. Распространены фетиши-обереги (суман).
Развита обработка металла (бронзы, меди, золота): украшения (кольца, браслеты, орнаментированные диски, маски-подвески, изображающие побеждённых вождей и подвешивавшиеся к мечу победителя; наиболее знаменита маска из сокровищницы правителя Кофи Калкали), парадное оружие и др. В технике литья по восковой модели изготавливали скульптурные гирьки для золотого песка (аберамбо): геометрич. фигуры (более ранние), изображения людей, животных, растений, символов власти, оружия, орудий труда (известно до 500 сюжетов); ритуальные сосуды (кудуо) на высоком поддоне с гравированным орнаментом на тулове и скульптурной композицией на крышке (в т. ч. золотой кудуо правителя Осаи Туту). Из обожжённой глины создавалась погребальная скульптура в виде голов (реже фигур) предков, ритуальные сосуды, курительные трубки, навершия дерев. гребней, посохов и др. Керамич. сосуды покрывались рельефным или процарапанным геометрич. орнаментом, иногда с изображениями человеческих личин. Из дерева вырезались фигурки воинов, пленных и др.; куклы с цилиндрич. туловищем, длинной шеей, большой головой в виде плоского, выпуклого или вогнутого диска, короткими распростёртыми в стороны руками, служившие игрушками для девочек, и амулетами, обеспечивающими плодородие, – для женщин (акуа-ба); ритуальные скамейки вождей, покрытые резным орнаментом, иногда инкрустированные медью или серебром, слоновой костью, в т. ч. «Золотой трон» (сикаджу) правителя А. Для антропоморфной скульптуры характерны кольцеобразные складки на шее, возможно, передающие украшения.