АКА́Н
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АКА́Н (аканы, самоназвание – аканфо), группа народов в Зап. Африке. Живут в Юж. и Центр. Гане (7 млн. чел.), в юго-вост. и центр. районах Кот-д’Ивуара (2,8 млн. чел.), на северо-западе Того, в городах Либерии и Нигерии. Общая численность 11 млн. чел. (1995, оценка). Говорят на языках ветви тано (вольта-комоэ) ква языков; по языку А. подразделяются на группы: гуан (гуанг, гонжа), оно (абуре и бетибе, или метьибо) и центр. тано, состоящую из подгрупп биа (распадающуюся на группы аньи-бауле и нзима-аанта), или зап. А., и собственно А., чви (тви)-фанти (фанти, ашанти, аквапим, ачем, акваму, аброн, кваву, ассин), или вост. А., говорящих на диалектах (языках) акан.
Назв. «А.» обычно истолковывается как «лучший, чистокровный»; известно с 16 в. как собирательное назв. аборигенов лесной зоны Золотого Берега, в противоположность чужакам, чаще всего невольникам. Предки А. сформировались в 11–12 вв. в зоне саванн между реками Комоэ и Чёрная Вольта. В 12–14 вв. они переселились в лесную зону и на побережье Гвинейского зал. В 15 в. возник древнейший центр аканской цивилизации – г. Боно, но этногенетич. традиция называет колыбелью аканской цивилизации легендарную страну Аданси в междуречье Пра – Офин. В 15–19 вв. А. создали ок. 100 вождеств (оманов) и их союзов, крупнейшие – Ашанти конфедерация и Фанти конфедерация. Во главе оманов стояли вождь, его сестра и совет старейшин, важную роль выполнял глашатай (очеаме), адм. деление соответствовало формированиям боевого порядка воен. организации. Основу экономики составляла торговля золотом, невольниками, слоновой костью, пальмовым маслом, огнестрельным оружием. В 18–19 вв. в рамках оманов и др. политич. образований сформировались совр. аканские этносы. В настоящее время, особенно в Гане, прослеживается тенденция к консолидации А. Сохраняются: общее деление на 7 матрилинейных тотемич. родов (абусуапон); патрилатеральные институты (нторо, эджабосом), на базе которых создавались воен. отряды (асафо) и общества взаимопомощи; особый 40-дневный календарь и 7-дневная неделя; система личных имён, соответствующих дням недели; бронзовые гирьки (т. н. ашантийские) для взвешивания золотого песка; традиц. культы – предков, духов рек, небесного духа Ньяме (Ньямие) и его жены – хтонического духа Асасе (Ассие) и др.; вместилищем человеческих душ считались дерев. скамьи; скамья вождя – символ его власти, трон считался вместилищем духов предков. Отличит. особенность большинства А. – отсутствие татуировки, скарификации и обрезания. Осн. традиц. занятие – ручное циклично-залежное земледелие, гл. культура – ямс, которому посвящён праздник урожая. Характерна традиц. одежда в виде ткани, драпирующей тело (кенте).
Музыкальная культура А. включает вокальные (сольные и хоровые) и инструментальные ансамблевые традиции. Ладовая основа – 5–6-ступенные звукоряды. Осн. инструменты – разл. виды открытых и закрытых барабанов (в т. ч. ручной апентемма/оперентем, с корпусом в форме песочных часов донно, с корпусом из тыквы бентере/пентре), которые применяются как сигнальные (т. н. говорящие барабаны нтумпене), как инструменты придворных церемоний. Ансамбли барабанов включают 3–9 инструментов. У фанти барабаны составляют ансамбли адзеба, входят в ансамбли аком и апо. Среди др. инструментов – духовые, в т. ч. бамбуковая флейта атемтебен; в воен. музыке применяются ансамбли труб. Популярны идиофоны (погремушки, колокола-трещотки и др.). В традиц. вокально-инструментальные ансамбли входят ламеллафоны ахьева адака. У ашанти (среди А. обладают самой древней проф. традицией) распространены струнные: смычковый гондже, муз. лук джинджерам, ряд лютневидных щипковых; популярны ксилофоны с «клавишами»-брёвнами.