Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АКА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 325

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов; А. С. Алпатова (музыка)
Акан. Ритуальная скамья. Дерево. Британский музей (Лондон).

АКА́Н (ака­ны, са­мо­на­зва­ние – акан­фо), груп­па на­ро­дов в Зап. Африке. Живут в Юж. и Центр. Га­не (7 млн. чел.), в юго-вост. и центр. рай­онах Кот-д’Ивуара (2,8 млн. чел.), на се­ве­ро-за­па­де То­го, в го­ро­дах Ли­бе­рии и Ни­ге­рии. Об­щая чис­лен­ность 11 млн. чел. (1995, оцен­ка). Го­во­рят на язы­ках вет­ви та­но (воль­та-ко­моэ) ква языков; по язы­ку А. под­раз­де­ля­ют­ся на груп­пы: гу­ан (гу­анг, гон­жа), оно (абу­ре и бе­ти­бе, или меть­и­бо) и центр. та­но, со­стоя­щую из под­групп биа (рас­па­даю­щу­ю­ся на груп­пы аньи-бау­ле и нзи­ма-аан­та), или зап. А., и соб­ст­вен­но А., чви (тви)-фан­ти (фан­ти, ашан­ти, ак­ва­пим, ачем, ак­ва­му, аб­рон, ква­ву, ас­син), или вост. А., го­во­ря­щих на диа­лек­тах (язы­ках) акан.

Назв. «А.» обыч­но ис­тол­ко­вы­ва­ет­ся как «луч­ший, чис­то­кров­ный»; из­вест­но с 16 в. как со­би­ра­тель­ное назв. або­ри­генов лес­ной зо­ны Зо­ло­то­го Бе­ре­га, в про­ти­во­по­лож­ность чу­жа­кам, ча­ще все­го не­воль­ни­кам. Пред­ки А. сфор­ми­ро­ва­лись в 11–12 вв. в зо­не са­ванн ме­ж­ду ре­ка­ми Ко­моэ и Чёр­ная Воль­та. В 12–14 вв. они пе­ре­се­ли­лись в лес­ную зо­ну и на по­бе­ре­жье Гви­ней­ско­го зал. В 15 в. воз­ник древ­ней­ший центр акан­ской ци­ви­ли­за­ции – г. Бо­но, но эт­но­ге­не­тич. тра­ди­ция на­зы­ва­ет ко­лы­бе­лью акан­ской ци­ви­ли­за­ции ле­ген­дар­ную стра­ну Адан­си в ме­ж­ду­ре­чье Пра – Офин. В 15–19 вв. А. соз­да­ли ок. 100 во­ж­деств (ома­нов) и их сою­зов, круп­ней­шие – Ашан­ти кон­фе­де­ра­ция и Фан­ти кон­фе­де­ра­ция. Во гла­ве ома­нов стоя­ли вождь, его се­ст­ра и со­вет ста­рей­шин, важ­ную роль вы­пол­нял гла­ша­тай (очеа­ме), адм. де­ле­ние со­от­вет­ст­во­ва­ло фор­ми­ро­ва­ни­ям бое­во­го по­ряд­ка во­ен. ор­га­ни­за­ции. Ос­но­ву эко­но­ми­ки со­став­ля­ла тор­гов­ля зо­ло­том, не­воль­ни­ка­ми, сло­но­вой ко­стью, паль­мо­вым мас­лом, ог­не­стрель­ным ору­жи­ем. В 18–19 вв. в рам­ках ома­нов и др. по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ний сфор­ми­ро­ва­лись совр. акан­ские эт­но­сы. В на­сто­я­щее вре­мя, осо­бен­но в Га­не, про­сле­жи­ва­ет­ся тен­ден­ция к кон­со­ли­да­ции А. Со­хра­ня­ют­ся: об­щее де­ле­ние на 7 мат­ри­ли­ней­ных то­те­мич. ро­дов (абу­суапон); пат­ри­ла­те­раль­ные ин­сти­ту­ты (нто­ро, эд­жа­бо­сом), на ба­зе ко­то­рых соз­да­ва­лись во­ен. от­ря­ды (аса­фо) и об­ще­ст­ва взаи­мо­по­мо­щи; осо­бый 40-днев­ный ка­лен­дарь и 7-днев­ная не­де­ля; сис­те­ма лич­ных имён, со­от­вет­ст­вую­щих дням не­де­ли; брон­зо­вые гирь­ки (т. н. ашан­тий­ские) для взве­ши­ва­ния зо­ло­то­го пес­ка; тра­диц. куль­ты – пред­ков, ду­хов рек, не­бес­но­го ду­ха Нья­ме (Нья­мие) и его же­ны – хто­ни­ческо­го ду­ха Аса­се (Ас­сие) и др.; вме­сти­ли­щем че­ло­ве­че­ских душ счи­та­лись де­рев. ска­мьи; ска­мья во­ж­дя – сим­вол его вла­сти, трон счи­тал­ся вме­сти­ли­щем ду­хов пред­ков. От­ли­чит. осо­бен­ность боль­шин­ст­ва А. – от­сут­ст­вие та­туи­ров­ки, ска­ри­фи­ка­ции и об­ре­за­ния. Осн. тра­диц. за­ня­тие – руч­ное цик­лич­но-за­леж­ное зем­ле­де­лие, гл. куль­ту­ра – ямс, ко­то­ро­му по­свя­щён празд­ник уро­жая. Ха­рак­тер­на тра­диц. оде­ж­да в ви­де тка­ни, дра­пи­рую­щей те­ло (кен­те).

Му­зы­каль­ная куль­ту­ра А. вклю­ча­ет во­каль­ные (соль­ные и хо­ро­вые) и ин­стру­мен­таль­ные ан­самб­ле­вые тра­ди­ции. Ла­до­вая ос­но­ва – 5–6-сту­пен­ные зву­ко­ря­ды. Осн. ин­ст­ру­мен­ты – разл. ви­ды от­кры­тых и за­кры­тых ба­ра­ба­нов (в т. ч. руч­ной апен­тем­ма/опе­рен­тем, с кор­пу­сом в фор­ме пе­соч­ных ча­сов дон­но, с кор­пу­сом из ты­к­вы бен­те­ре/пен­тре), ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся как сиг­наль­ные (т. н. го­во­ря­щие ба­ра­ба­ны нтум­пе­не), как ин­ст­ру­мен­ты при­двор­ных це­ре­мо­ний. Ан­самб­ли ба­ра­ба­нов вклю­ча­ют 3–9 ин­ст­ру­мен­тов. У фан­ти ба­ра­ба­ны со­став­ля­ют ан­самб­ли ад­зе­ба, вхо­дят в ан­самб­ли аком и апо. Сре­ди др. инструментов – ду­хо­вые, в т. ч. бам­бу­ко­вая флей­та атем­те­бен; в во­ен. му­зы­ке при­ме­ня­ют­ся ан­самб­ли труб. По­пу­ляр­ны идио­фо­ны (по­гре­муш­ки, ко­ло­ко­ла-тре­щот­ки и др.). В тра­диц. во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ные ан­самб­ли вхо­дят ла­мел­ла­фо­ны ахь­е­ва ада­ка. У ашан­ти (сре­ди А. об­ла­да­ют са­мой древ­ней проф. тра­ди­ци­ей) рас­про­стра­не­ны струн­ные: смыч­ко­вый гонд­же, муз. лук джинд­же­рам, ряд лют­не­вид­ных щип­ко­вых; по­пу­ляр­ны кси­ло­фо­ны с «кла­ви­ша­ми»-брёв­на­ми.

Лит.: Ma­noukian M. The Akan and Ga-Adangme peo­ples of the Gold Coast. Oxf., 1950; McLeod V. D. The As­ante. L., 1981; По­пов В. А. Эт­но­со­ци­аль­ная ис­то­рия ака­нов в XVI–XIX вв. М., 1990; Nkan­sa K. The Akans of Gha­na: the his­to­ry and cul­tu­re. Ac­cra, 1996.

Вернуться к началу